Во время беременности на развитие плода может оказывать негативное влияние большое количество факторов. Осложнения беременности являются одной из групп таких факторов. Например, наиболее распространенным акушерским осложнением беременности является плацентарная недостаточность, проявляющаяся внутриутробной гипоксией и гипотрофией плода, асфиксией различной степени тяжести, нарушением состояния новорожденных и высокой частотой преждевременных родов [1]. Выявлено, что в возрасте до 1 года у детей, рожденных от матерей с данной патологией, нередко сохраняются отклонения в физическом развитии [2]. Поэтому вопрос о влиянии пренатального анамнеза на нервно-психическое развитие детей является актуальным.
Исследовались особенности протекания пренатального развития у 919 первоклассников. У 6,96% детей внутриутробное развитие и роды протекали без осложнений (всего – 64 ребенка, 38 мальчиков и 26 девочек), у 13,06% детей матери имели поздний гестоз (120 детей), у 18,28% (168 детей) матери имели во время беременности анемию, у 15,78% (145 детей) – фетоплацентарную недостаточность, у 19,91% (183 ребенка) слабость родовой деятельности, 12,62% (116 детей) родилось оперативным путем, из них 6,09% (56 детей) с помощью планового кесаревого сечения, а 6,31% (58 ребенка) с помощью экстренного; 46,68% (429 детей) были первенцами от первой беременности, а 5,55% (51 ребенок) родились в третьих и более родах.
Для удобства сравнения из каждой группы детей с патологией внутриутробного развития или родового процесса была сформирована группа в 64 ребенка, соответствующая контрольной группе по количеству мальчиков и девочек. При этом, по возможности в группу отбирались дети, имевшие только одну исследуемую патологию. Для исследования особенностей детей, рожденных в третьих и более родах, были отобраны 22 ребенка, не имеющих исследуемых патологий и 38 первенцев из группы контроля.
При исследовании детей, матери которых имели поздний гестоз, нами не было выявлено различий с контрольной группой детей по нервно-психическому развитию в один год.
При оценке нервно-психического развития детей, рожденных путем планового или экстренного кесарева сечения, были выявлены различия с детьми, рожденными в естественных родах. Дети, рожденные в оперативных родах, позже начинали самостоятельно ползать (7,00±0,49 мес. против 5,67±0,36 мес.*). Кроме того, у этих детей в возрасте 3-5 лет чаще отмечалась раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения (41,67±14,23% против 0,0%*). Здесь и далее * – различия достоверны, р<0,05.
При изучении детей, матери которых во время беременности перенесли анемию, нами были выявлены различия с детьми, матери которых не имели такой патологии. А именно, такие дети по сравнению с детьми контрольной группы, позже начинают самостоятельно ползать (7,28±0,24 мес. против 5,67±0,36 мес.*).
Также были выявлены особенности детей, матери которых имели фетоплацентарную недостаточность. Дети матерей с данной патологией позже начинали ползать в сравнении с детьми контрольной группы, матери которых не страдали данной патологией (8,43±0,34 мес. против 5,67±0,36 мес.*).
Была выявлена зависимость наличия слабости родовой деятельности у матерей и нервно-психического развития их детей в 1 год. Дети, матери которых имели слабостьродовой деятельности.они позже по сравнению с детьми контрольной группы, начинали ползать (7,13±0,56 мес. против 5,67±0,36 мес.*).
Кроме того, было выявлено, что на развитие детей влияет паритет матери. Так, дети, матери которых имели большой паритет (третьи и более роды), по сравнению с первенцами контрольной группы, позже начинают ползать (7,40±0,46 мес. против 5,67±0,36 мес.*).
Также было показано, что дети, родившиеся с низкой массой тела, позже начинают самостоятельно стоять (9,41±0,36 мес. против 8,17±0,23 мес.*) и ходить (11,98±0,23 мес. против 10,89±0,18 мес.*).
Таким образом, на нервно-психическое развитие детей в 1 год влияют следующие факторы пренатального анамнеза: анемия, фетоплацентарная недостаточность, слабость родовой деятельности, паритет матери, а также рождение детей путем кесарева сечения и с низкой массой тела.
Поэтому это необходимо учитывать при работе с детьми медицинским работникам и родителям.