Полный текст статьи
Печать

Развитие сознания в подростковом возрасте стимулирует развитие потребности самосознания и самореализации. Отсуда возникает острая сосредоточенность подростка на себе, чувство одиночества и одновременно чувство собственной уникальности и неповторимости.

По мере того как развивается способность абстрактного мышления подростков, они начинают задумываться над собственными мыслями и мыслями других людей: родителей, сверстников, учителей. Как утверждают психологи, благодаря укреплению мышления развивается рефлексивное сознание. Это способствует появлению специфического типа эгоцентризма, который получил название «вооброжаемая аудитория». Внутренний диалог подростка связан не только с тем, что подросток вынужден скрывать, подавлять в себе многие чувства, но и с потребностью в самореализации. А развитие абстрактного мышления дает возможность подростку постоянно сравнивать себя с другими. И они это делают постоянно. В результате таких сравнений развивается осознание подростком самого себя. В этом смысле подросток обостренно ощущает отношение к нему других людей, ищет их одобрения и поддержки. Можно сказать, что он во многом живет мнением других о себе, чаще всего мнением продростковой группы. Если подросток уже входит в асоциальную группу, то выйти ему оттуда достаточно не просто [4].

Такое развитие сознания обрекает подростка на внутреннее одиночество и навязчивую сосредоточенность на себе и своих мыслях. Это же заставляет его искать общения со сверстниками, чтобы подтвердить свою значимость и уникальность. Для этого подросток может пойти на многое, в том числе на противоправные действия. Многие подростковые преступления совершаются на основе именно такого мотива.

Функционирование самоотношения подростков в режиме самозащиты, направленной на сохранение личного положительного самопринятия, самоинтереса, самоуверенности и уменьшение вероятности самообвинения.

Высокая самоуверенность подростка поддерживается за счет стремления добиться успеха именно в той области, где он слаб (механизм гиперкомпенсация). При этом существует вероятность того, что он попытается «принизить» достоинства детей более младшего возраста или сверстников, имеющих  низкий социальный статус.

Негативные самоощущения подростка, обусловленные неумением управлять эмоциями и переживаниями по поводу себя, зачастую нейтрализуются путем переноса неприемлемых собственных свойств, чувств и желаний на других. Типичным утверждением подростка в данном случае будет служить, например: «Я был вынужден ввязаться в драку, потому что меня толкнули» или «Они первые начали» (механизм защиты «проекция»).

Самопринятие подростка поддерживается на относительно высоком уровне за счет игнорирования неприятной для себя травмирующей информации. Так, ребенок становиться особенно невнимательным к тому, что противоречит его интересам или потребностям и провоцирует негативное самоощущение. Примером служит «выключение» подростка из ситуации семейного скандала. Другой случай: для сокрытия своей боязни плавать, основанной на неумении, и недопущения антипатии со стороны своих сверстников подросток будет аргументировать свое «нежелание» не отсутствием умения плавать, а отсутствием, например, хороших погодных условий (механизм защиты «вытеснение»).

При проявления антипатии со стороны других, ожидания отрицания своих внутренних достоинств другими или непонимании своих «сильных» и «слабых» сторон, желаний и возможностей подросток прибегает к таким формам поведения, которые были присущи ему в детстве. Например, слезы, уговоры родителей, стремление к совершению рискованных поступков (механизм «регрессии»).

Очевидно, что снижение показателей самоотношения связано с усилием в подростковом возрасте конфликта между стремлением к независимости от других и боязни ее по причине психической неготовности к принятию ответственности за свои решения и поступки. То есть, прослеживается противоречие между «большими желаниями» подростка и осознанием «малых возможностей» для их реализации. Особенно ярко эта плачевная картина: низкое самопринятие, самоуверенность, высокое самообвинение проявляется в ситуациях морального и материального неблагополучия подростка.

Согласно Пантилееву С.Р., самопоследовательность, как структурный компонент самоотношения, является показателем того, насколько эффективно человеку удается управлять своими внутренними реакциями [3]. Примечательно к личности подростка было обнаруженно, что мальчикам более свойственна, чем девочкам, склонность к неадекватным необоснованным реакциям в ответ на на замечания взрослых. Исследователи полагают, что мальчики таким образом как бы находят оправдание своим неуспехам, приписывая их не себе, а окружающим людям или случайным событиям. Получается, что им тяжелее, чем  девочкам, признавать за собой свои ошибки.

Следует отметить, что 15-летние подростки находятся на рубеже перехода от одной ступени обучения к другой, более высокой. Они вынуждены либо самостоятельно, либо с помощью родителей, что происходит гораздо чаще, решать сложные для них вопросы ближайшей перспективы – где и на кого им дальше учиться. Это провоцирует у подростков ощущение подвластности своей личности внешним обстоятельствам, большую зависимость от других в разрешении поставленных вопросов, что, в конечном итоге, находит проявление в неуверенности в себе за совершаемые поступки и принимаемые решения.  

В результате исследования выявлено, что самоинтерес подростков склонных к девиантному поведению значительно ниже подростков из контрольной группы. Например, отвечая на утверждение из опросника «Изучение самооотношения»: «Мое «Я» всегда мне интересно»,  95 %  подростков контрольной группы ответило положительно, тогда как на это же утверждение подростков из экспериментальной группы положительно ответило всего 47 %.

Таким образом, учитывая более низкий процент у подростков экспериментальной группы по самопоследовательности и самообвинению и опираясь на теорию изученную по этой теме, можно сделать вывод.

У подростков склонных к девиантному поведению слабое чувство обоснованности, последовательности своих внутренних побуждений и целей, а также нежелание и неспособность справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя (выявлено по СОП у 83 % подростков экспериментальной группы), фиксируется более низкий результат в данной группе ощущения ценности и интересности собственной личности как для себя, так и для других людей и слабое проявление тенденции самообвинения. В целом это демонстрирует отрицательное самоотношение подростков экспериментальной группы.

Следует отметить, что все структурные компоненты самоотношения связаны между собой и определяют его модальность, поэтому отношение к своему «Я» может быть положительным, отрицательным или амбивалентным (смешанным, «спорным» - то есть конфликтным).

На основании этого, при более глубоком изучении самоотношения каждого подростка данных групп испытуемых было отмечено, что у 25 %   контрольной группе подростков глобальное самоотношение меньше 50 %, но только у одного подростка самоотношение можно назвать отрицательным. В остальных случаях низкое глобальное самоотношение компенсируется высокими процентами по самопринятию, самоинтересу.

В экспериментальной группе подростков было выявлено несколько видов самоотношения: положительное ( у 10 % группы), отрицательное (у 22,5 %), неадекватно высокое (у 12,5 %) и конфликтное (у 55 %). Это наглядно представлено в гистограмме Рис. 1. 

Рис. 1 Виды самоотношения подростков экспериментальной группы. 

У подростков с положительным самоотношением (10%)  фиксируется ощущение ценности и заинтересованность собственной личностью как для себя, так и для других людей, высокое самопринятие, самоуважение и слабое проявление тенденции самообвинения, что является показателями защитной  функции самоотношения «самоадаптации».

Таким образом, психологи видят одну из основных причин девиантности подростков в неудовлетворенной потребности в самоуважении, что приводит к снижению его уровня [2]. Данные многих исследований говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость ребенка, не заинтересованность его в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и его заниженной самооценкой. Именно пониженное самоотношение вызывает желание совершить что-то, способное изменить это состояние. «Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемым требованиям ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжения мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Выбирается как правило второе»[1]. Подобное поведение связано со всеми видами девиантности – нечестностью, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивностью и суицидальностью, различными психическими нарушениями. Формированию девиантного поведения способствуют и такие социальные факторы, влияющие на самоотношение подростков, как неустроенность семейной жизни, трудности в учебе, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы.