Полный текст статьи
Печать

В современном мире, когда наблюдается ускорение темпов развития общества, человек вынужден довольно часто и в минимальные сроки адаптироваться к возникающим изменениям. В подобной ситуации индивиду всегда необходимо сохранять психическое равновесие. В этом ему помогают механизмы психологической защиты, направленные на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Психологическая защита способствует поддержанию психологической стабильности личности, ослабляя внутриличностный конфликт между инстинктивными требованиями бессознательного и нормами внешней среды в процессе социального взаимодействия. Ослабив конфликт и снизив чувство тревоги, защитные механизмы психики регулируют поведение человека, при этом повышая его приспособляемость к внешним условиям и уравновешивая психику.

Основная цель данной работы – теоретическое рассмотрение механизмов психологических защит через призму ряда научных исследований и собственных выводов.

Под психологической защитой (в широком смысле) понимается особая система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопровождающихся дискомфортом, тревогой, а также внутренними и внешними конфликтами.

В некоторых наиболее распространенных дефинициях психологическая защита понимается как:

– деятельность психики, направленная на спонтанное устранение последствий психической травмы (Ф. В. Бассин) [1];

– как система адаптивных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию больного (Д. Б. Карвасарский) [2];

– механизм компенсации психической недостаточности (В. М. Воловик, В. Д. Вид) [3];

– механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (В.А. Ташлыков) [4].

В отечественной психологии Ф. В. Бассину принадлежит приоритет в постановке проблемы психологической защиты. Психологическая защита понимается им как механизм функционирования нормальной психики, предупреждающий образование различных психических расстройств, реализуемый в виде отдельных приемов переработки информации с целью сохранения «Я-концепции».

Развитие и формирование защитных механизмов психики начитается с раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни, сменяясь и изменяясь по мере взросления человека. Данные механизмы действуют бессознательно и ограждают сознание человека от негативных эмоциональных переживаний и воздействий, функционируя при этом по отдельности, либо совместно. Психологические защиты способствуют поддержанию психологической стабильности личности, ослабляя внутриличностный конфликт между инстинктивными требованиями бессознательного и правилами внешней среды [5].

Впервые психологическая защита была выделена в русле психоанализа, и связан с именем Зигмунда Фрейда. Данный термин фигурирует в его труде «Защитные нейропсихозы», который был издан в 1894 году. В нем автор изложил назначение психологической защиты, заключающееся в ослаблении конфликта между инстинктивными бессознательными влечениями и требованиями внешней среды.

Согласно воззрениям З. Фрейда, человек представляет собой неопознанное и бессознательное – «Оно», которым движут два инстинкта «либидо» и «мортидо», они, в свою очередь, требуют постоянного удовлетворения своих желаний и влечений. «Я» – сфера сознательного, являющаяся олицетворением здравого смысла и представляет собой своеобразного «посредника» между бессознательными влечениями и требованиями окружающего мира. «Я» стремится осуществить власть над желаниями «Оно» и направить его деятельность в социально приемлемое русло. «Сверх-Я» – это требования общества. «Сверх-Я» отвечает за моральные установки, нормы поведения человека и моральные запреты. Формируется по мере взросления человека, и обладает такими функциями как, авторитет родителей, совесть, рефлексия и формирование идеалов.

Таким образом, «Я» является образованием, которое находится под постоянным давлением инстинктивного «Оно» и моральными запретами «Сверх-Я». В связи с этим растет психическое напряжение, справиться с которым человеку помогают механизмы психологической защиты, главной функцией которых является ослабление конфликта между двумя противоположными инстанциями – «Оно» и «Сверх-Я», установление гармонии между ними [6].

Следует отметить, что защитные механизмы бывают эффективными и неэффективными. Эффективные защитные механизмы помогают человеку справиться с внутренним конфликтом без образования патологических симптомов и дают ощущение внутреннего комфорта, а неэффективные накапливают психическое напряжение и ведут к болезням, неврозам, психологическому дискомфорту.

А. Фрейд впоследствии продолжила развивать идею отца. Она дает свою трактовку в понимании защит: «Защитные механизмы личности начинают функционировать тогда, когда «Я» находится в особой опасности со стороны побуждений и аффективных желаний, которые представляют для «Я» непосредственную опасность. Действуют данные механизмы бессознательно». Автор отмечает оберегающую роль данных механизмов, предотвращающих психическую дезорганизацию, и помогающих сохранить психологическую стабильность личности. Также ею была разработана до конца идея отца о связи способа защиты и конкретного невроза. В своем фундаментальном труде «Психология Я и защитные механизмы» А. Фрейд описывает одиннадцать защитных механизмов [7].

Н. Мак-Вильямс (1998), классифицируя защитные механизмы, выделяет 2 уровня по степени их «примитивности», а именно в связи с тем, в какой степени их применение мешает личности адекватным образом воспринимать окружающий мир: первичные (примитивные) механизмы психологической защиты и вторичные (защиты высшего порядка). К первичным автор относит следующие: примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация, проекция, диссоциация, интроекция, проективная идентификация, расщепление Эго и соматизация. Вторичными ею были выделены такие защиты, как аннулирование, замещение, вытеснение, избегание, идентификация, изоляция аффекта, интеллестуализация, компенсация, морализация, отреагирование вовне, аутоагрессия, раздельное мышление, рационализация, реактивное образование, реверсия, регрессия, сексуализация, а также сублимация.

Н. Мак-Вильямс также отметила, что примитивные защиты имеют дело с границей между собственным «Я» и окружающим миром, а защиты, которые считаются более зрелыми, взаимодействуют с внутренними границами между «Я», «Сверх-Я», и «Оно» [8].

Весомый вклад в изучение проблемы психологических защит внес Р. Плутчик. Он отмечает то, что психологические защиты являются производными эмоций, и отвечают за их регулирование и контроль. Также ученый выделил восемь защитных механизмов, которые в свою очередь выстроил в порядке возрастания зрелости: от самых примитивных защитных механизмов, к самым развитым, а также в зависимости от периода их формирования в онтогенезе: отрицание, вытеснение, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование, регрессия. Им же в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Р. Контом в 1979 году был разработан тест-опросник «Индекс жизненного стиля» для измерения степени использования индивидом каждого из механизмов психологических защит. Данная методика позволяет выявить основные защитные механизмы психики, степень их применения индивидом, а также общую напряженность защит. Данный опросник был адаптирован в России Е. С. Романовой и Л. Р. Гребенниковым.

Ф. В. Бассин (1975) разработал собственное определение психологической защиты и представил ее как психическую деятельность, направленную на спонтанное устранение последствий травматического воздействия на нее. По его мнению, защита является нормальным механизмом, действующим повседневно, и предотвращающая дезорганизацию поведения человека.

Автор выступает против мнения, что психологическая защита является последним, остающимся в распоряжении человека средством для устранения эмоциональных переживаний, а считает, что защита является нормальным механизмом, функционирующим повседневно, и предотвращает дезорганизацию поведения человека, но защита в социальном плане может сыграть отрицательную роль. Психологическая защита предотвращает осознание личностью, злоупотребляющей алкоголем, последствий алкогольной интоксикации, но тем самым позволяет ему не предпринимать никаких действий для избавления от данного заболевания. Ф. В. Бассин считает, что главным в защите сознания от травмирующих психику влияний является понижение субъективной значимости дезорганизующих факторов [9].

Однако существует мнение (В. А. Ташлыков, В. С. Роттенберг, Ф. Е. Василюк, Э. И. Киршбаум), что психологическая защита является непродуктивным, и даже вредоносным средством при решении конфликта между внутренним миром личности и окружающей его действительностью. Ученые, придерживающиеся данной точки зрения, считают, что механизмы защиты ограничивают оптимальное развитие личности, ее «собственную активность».

Э. И. Киршбаум считает, что основной задачей психологической защиты является устранение психологического дискомфорта, а не реальное разрешение травмирующей ситуации. Он отмечает, что защитные механизмы лишь маскируют реально существующую трудную ситуацию (как перед обществом, так и перед самим собой [15].

По мнению Ф. Е. Василюка, защитные механизмы хоть и стремятся избавить индивида от состояний тревоги и напряжения, но сами по себе являются непроизвольными, ригидными, неосознаваемыми, вынужденными и автоматическими процессами, функционирующими без учета общей ситуации и перспективы на будущее.

Р. М. Грановская выражает двойственное отношение к защитным механизмам. С одной стороны психологическая защита адаптирует человека к своему собственному внутреннему миру, а с другой – существует вероятность ухудшения приспособленности человека к внешней социальной среде. Она считает, что с целью сохранения психологического здоровья индивида, психологическая защита искажает реальную ситуацию, тем самым нанося определенный ущерб для личности (нарушение адекватности представлений личности об окружающей обстановке, потеря собственной уникальности, утрата целостности «Я»). По ее мнению, защитные механизмы представляют собой систему стабилизации личности, направленную на ликвидацию тревоги, негативных переживаний возникающих при рассогласовании имеющейся картины мира и появлении новой неожиданной информации [9].

По мнению Р. Гольденсона защитные механизмы не являются ни плохими, ни хорошими, ни патологическими, ни нормальными. Он считает, что любой защитный механизм может стать патологическим в зависимости от определенных условий возникновения и реализации. Одними из таких условий он выделяет жесткую фиксацию механизма защиты, неадекватное применение или злоупотребление ими. Когда личность не сталкивается с особыми трудностями, психологическая защита не проявляется наглядно, работая на неосознаваемом уровне, помогая личности поддерживать состояние психологического комфорта, быстро устраняя повседневные трудности [10].

В русле отечественных психологических теорий психологические защиты понимаются как основные формы процессов адаптации и реагирования личности на ситуации повышенного напряжения. Психический дискомфорт ослабляется в рамках действия неосознаваемых психологических защит.

Таким образом, психологическая защита рассматривается как система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от травмирующих переживаний, связанных с внутриличностными конфликтами и конфликтами с внешней средой, а также тревогой и дискомфортными состояниями.

Современный быстро меняющийся мир, наполненный большим количеством стрессовых факторов, предъявляет жесткие требования к человеку, выражающиеся в высокой степени мобилизации и способности быстро адаптироваться. Для сохранения психического здоровья и равновесия у индивида формируются психологические защиты. Трудности и проблемы, которые возникают у современного человека, определяют количественную и качественную характеристику защитных механизмов его психики, которые «в постмодернистском мире существенно отличаются от таковых во времена их первооткрывателя Фрейда». Современная культура предъявляет повышенные требования к механизмам поддержания психического равновесия и предрасполагает к формированию примитивных форм психологических защит: примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивные идеализация и обесценивание, проекция, интроекция, проективная и интроективная идентификация, расщепление Я, диссоциация.