Полный текст статьи
Печать

Осмысление проблемы социальной адаптации подрастающих поколений педагогической наукой в современных условиях определяется, прежде всего; теми процессами, которые происходят в обществе. В частности, кризисными ситуациями в области экономических, политических, социальных и духовных отношений, которые характеризует: экономическая нестабильность, экологические и демографические проблемы, культивирование разнообразных систем ценностей, ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, незащищенность многих категорий населения, рост детской и подростковой преступности, суициды. Таким образом, изменения, происходящие в российском обществе, привели к обострению целого ряда социальных проблем и как следствие к осложнению процесса социальной адаптации подрастающего поколения (Nigmatullina, Simonova & Agathangelou, 2016).

Действительно, процесс адаптации личности в социуме выступает сложным общественным явлением, которое предполагает владение человеком механизмами сохранения гомеостаза при взаимодействии индивида и среды. Особенно это важно для школьного возраста, когда интенсифицируются процессы развития и становления личности. Подрастающему поколению приходится осваивать достаточно много новых социальных сред: среда образовательного учреждения, неформального общения, микросреда по месту проживания и соответствующих социальных ролей: ученика, друга, одноклассника и др. (Rodríguez-Gutiérrez, Martín-Quintana & Cruz-Sosa, 2016). В этом случае особую значимость приобретает процесс организации педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся (Zeleeva, Bykova & Varbanova, 2016). Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся мы рассматриваем как взаимосвязанную деятельность всех субъектов образовательного процесса, направленную на обеспечение эффективного взаимодействия учащихся с социальной средой, способствующего их самоопределению, самоактуализации, самоутверждению и саморазвитию.

Необходимо отметить, что адаптация индивида рассматривается ком­плексно через призму биологических, психологических и социальных механиз­мов. Однако, как показал междисциплинарный анализ, хотя человеку присуща биологическая форма приспособительной дея­тельности по отношению к внешней среде, он является, прежде всего, сущест­вом общественным, приобретая «надбиологическую» социальную сущность. Многоаспектная интерпретация термина «социальная адаптация» в различных авторских трактовках с позиций философии и социологии обозначает вид взаи­модействия индивида или групп с социальной средой, в ходе которого согласо­вываются требования к его участникам, а также процесс приспособления субъ­екта к требованиям общества (И. Д. Кадайков, И. А. Милославова, М. В. Ромм, В. М. Сафронова, Л. Л. Шпак).

Сущностно-логический анализ феномена социальная адаптация как педа­гогической категории свидетельствует, что исследователи акцентируют внима­ние на процессе гармонизации человека и условий среды, его вхождении в нее, овладении необходимыми для существования в ней принципами и правилами отношений к миру, другим, людям, себе, обстоятельствам; развитии активности, способности сохранять свою индивидуальность и при неблагоприятных усло­виях среды. Это также и состояние человека, ставшее результатом процесса - уровень действительной приспособленности к конкретной среде (Б. Н. Алма­зов, Б. 3. Вульфов, В. Я. Кряквин, М. И. Рожков, В. В. Становов).

Процесс социальной адаптации учащихся образовательных учреждений протекает неоднозначно и нередко, как свидетельствует анализ литературы и реальной практики, приводит к их дезадаптации (Т. В. Лодкина, Т. Д. Молодцова, Р. В. Овчарова). Serebryakova et al. (2017) основываясь на результатах исследований в области социально-психологической адаптации, понимает это явление как активный динамический процесс взаимодействия как индивидуальной, так и социальной среды, результатом которого является сопротивление личности к внутренним и внешним условиям окружающей среды. При этом образовательные учреждения располагают ши­роким арсеналом средств, которые при условии специально организованного педагогического сопровождения способствуют успешной адаптации учащихся в школе и социуме.

Целью проводимого исследования является выявление логической структуры педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся как теоретико-методологической основы его реализации. Предлагаемая в статье авторская логическая структура процесса педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся, показывает последовательность и взаимосвязанность реализации системного, группового, индивидуального видов сопровождения в логике от разработки стратегии к построению тактики и выбору адекватной техники. Определен компонентный состав процесса сопровождения, который представлен: теоретико-методологическим, информационно-аналитическим, содержательным, технологическим, управленческим, экспертным компонентами. Успешность осуществления процесса педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся обеспечивается через реализацию комплекса функций с учетом совокупности выявленных условий. Не маловажным является возможность разработки частных практик педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся на основе выявленной логической структуры

Для осуществления исследования применялись следующие методы: теоретический анализ и синтез при исследовании и обобщении науч­ных источников по проблемам, пограничным с проблемами данного исследо­вания; сравнительный историко-педагогический анализ, позволивший вы­явить возможности оптимизации педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся; педагогическое моделирование и проектирование при разработке ло­гической структуры и технологий деятельности по педагогическому сопровож­дению социальной адаптации учащихся; комплекс эмпирических методов исследования: эксперимент, педаго­гический мониторинг, интервьюирование, методика незаконченных предложе­ний, опросник социальности, методы статистической обработки данных с ис­пользованием компьютерной программы SPSS.

Опытно-экспериментальная работа осуществляется на базе образовательных учреждений Кировской области: Детско-юношеского центра Октябрьского района г. Кирова (в состав ДЮЦ входит 12 клубов по месту жительства), Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи, специальной (коррекционной) школы-интерната № 1 г. Кирова, детского дома г. Арзамаса Нижегородской области, Кировского экономико-правового лицея, целого ряда общеобразовательных школ Кировской области.

В исследовании в качестве волонтеров, обеспечивающих процесс педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся, участвовали студенты Вятского государственного университета, Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Исследованием были охвачены слушатели курсов повышения квалификации, участники творческих научно-практических лабораторий, учителя, социальные педагоги, психологи, воспитатели, педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования, руководители образовательных учреждений - всего 927  человек.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - поисковый. На данном этапе изучалось современное состояние проблемы, осуществлялся анализ философской, социологической, социально-психологической, педагогической литературы. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

Второй этап - опытно-экспериментальный. На этом этапе разрабатывались модели педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся на базе различных типов учебных заведений с целью оптимизации социальной адаптации подрастающих поколений с учетом психолого-педагогических и социокультурных условий. Велась работа по открытию опытно-экспериментальных площадок. Отрабатывались технологии педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся. Осуществлялась подготовка студентов педагогических вузов и практикующих социальных педагогов, учителей области к внедрению новых технологий.

Третий этап - заключительно-обобщающий. Данный этап включал систематизацию и обобщение полученных материалов, их количественный и качественный анализ, подготовку публикаций, методических пособий, сборников научно-методических материалов по итогам опытно-экспериментальной работы, определение перспектив изучения заявленного научного направления.

Перейдем к непосредственному описанию логической структуры педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся

Сущностно-логический анализ феномена социальная адаптация как педа­гогической категории свидетельствует, что исследователи акцентируют внима­ние на процессе гармонизации человека и условий среды, его вхождении в нее, овладении необходимыми для существования в ней принципами и правилами отношений к миру, другим, людям, себе, обстоятельствам; развитии активности, способности сохранять свою индивидуальность и при неблагоприятных усло­виях среды. Это также и состояние человека, ставшее результатом процесса - уровень действительной приспособленности к конкретной среде (Б. Н. Алма­зов, Б. 3. Вульфов, В. Я. Кряквин, М. И. Рожков, В. В. Становов).

Выявляя сущность социальной адаптации учащихся в контексте данного исследования, мы опирались на философский принцип взаимодействия. Он рассматривает отношения между личностью и её социальной средой как взаим­ные влияния личности со своими особенностями и имеющимся опытом на ок­ружающую её среду, так и социальной среды, имеющей свои особенности, на личность.

Теоретический анализ, обобщение социологических, психологических, педагогических подходов к характеристике исследуемого феномена, позволили нам дать авторское определение социальной адаптации учащихся, которую мы рассматриваем как процесс педагогически целесообразно организованного их взаимодействия с новой социальной средой и результат, характеризующий­ся жизненной устойчивостью, самоопределением, самоутверждением, самоактуализацией, саморазвитием учащихся.

Процесс социальной адаптации учащихся образовательных учреждений протекает неоднозначно и нередко, как свидетельствует анализ литературы и реальной практики, приводит к их дезадаптации (Т. В. Лодкина, Т. Д. Молодцова, Р. В. Овчарова). При этом образовательные учреждения располагают ши­роким арсеналом средств, которые при условии специально организованного педагогического сопровождения способствуют успешной адаптации учащихся в школе и социуме. S. J. Racz et al. (2017) считают, что социальная адаптация детей может быть идеальными мерами вмешательства для повышения благосостояния подростков.

Характеризуя социальную адаптацию как процесс, И.А. Милославова выделяет в нем целый ряд компонентов: адаптирующийся элемент, адаптивная среда, си­туация, потребность. В исследовании зафиксирована необходимость дополнить данную структуру еще одним компонентом - стратегии адаптации, которые М. В. Ромм рассматривает как осознанные и неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия), обеспечивающие личности субъективно воспринимаемое, объективно складывающееся состояние личностной адаптированности. Включение данного компонента в структуру процесса адаптации позволяет педагогам целенаправленно создавать условия для овладения уча­щимися деятельностными, либо информационно-психологическими стратегия­ми, использование которых, как показали результаты нашего исследования, оп­тимизирует взаимодействие учащихся с новой социальной средой (Vlasova, Simonova & Soleymani, 2016).

Рассматривая социальную адаптацию учащихся как результат, мы ак­центируем внимание на взаимодействии личности и социальной среды, способ­ствующем самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазви­тию, формированию жизненной устойчивости личности. Мы рассматриваем на­званные характеристики, с одной стороны, как результат процесса социальной адаптации, с другой - как условия, которые позволяют учащемуся при вхожде­нии в новую для него социальную среду взаимодействовать с ней позитивно и эффективно. Индивидуальные характеристики, такие как место проживания и академические способности, также могут выступать условиями социальной адаптации (Krasilnikov & Smirnova, 2017).

В педагогическом контексте социальная адаптация как результат возникает в ходе целесообразно организованного педагогами взаимодействия среды и личности, когда последняя без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворя­ет в полной мере свои основные социальные потребности, идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа.

Таким образом, анализ теоретических подходов к исследованию сущности социальной адаптации позволил нам заключить, что личность, взаимодействуя с окружаю­щей социальной средой, в ходе и результате социальной адаптации самоопре­деляется, самоутверждается, самоактуализируется, саморазвивается, формиру­ется её жизненная устойчивость.

Предлагаемая нами концепция заключается в организации педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся как процесса, предполагающего заданную последовательность действий, которую можно представить в виде определенной логической структуры (Рис. 1). 



Рис. 1. Логическая структура педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся 

Ведущей целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала образовательных учреждений и социальной среды в направлении обеспечения оптимальной социальной адаптации учащихся образовательных учреждений. В работе V. V. Sadovaya & G. I. Simonova (2016) выделятся  технологическая последовательность педагогической поддержки социальной адаптации учащихся в деятельности социально-педагогического комплекса.

Достижение заявленной цели обусловливает необходимость анализа логической структуры педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся, выступающей механизмом его реализации. К основным концептам мы отнесли: виды сопровождения, этапы, теоретико-методологические подходы, принципы, функции, условия. Они определяют методологическую канву сопровождения, а методически и процессуально, педагогическое сопровождение реализуется через теоретико-методологический, информационно-аналитический, содержательный, технологический; управленческий, экспертный компоненты.

Основанием для выделения видов сопровождения явились также предлагаемые А. В. Мудриком субъекты социального воспитания: индивидуальный, групповой, социальный. Осуществляя сопровождение названных субъектов, мы по аналогии выделяем соответствующие виды сопровождения: индивидуальное, групповое, социальное.

В исследовании зафиксировано, что педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся направлено на обеспечение следующих согласованных видов:

-         индивидуальное сопровождение процесса социальной адаптации личности осуществляется преимущественно в сфере личностной адаптации и предполагает сопровождение процесса развития и социальной адаптации конкретной личности.

-         групповое сопровождение процесса социальной адаптации учащихся реализуется в ситуациях взаимодействия индивида с другими людьми, которое осуществляется либо в семье, либо, в группе неформального общения, либо в условиях образовательного учреждения. В данном случае мы рассматриваем семью как малую социальную группу. Под группой неформального общения также понимается, прежде всего, неформализованная группа по месту жительства или в образовательном учреждении, говоря об образовательном учреждении, подразумеваем общность людей – детей, педагогов, родителей.

-         социальное сопровождение социальной адаптации школьников осуществляется с учетом того, что каждая личность является членом того общества, к которому принадлежит. Важная роль принадлежит работе с органами управления обществом, образовательными учреждениями, семьей, которая транслирует нормы и ценности, присущие этому обществу. Задача педагогического сопровождения состоит в том, чтобы способствовать успешной адаптации учащихся к условиям современного общества.

Проанализировав специфику педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся с учетом данных опытно-экспериментальной работы, мы установили, что педагогическое сопровождение осуществляется более эффек­тивно и целенаправленно, если выстраивается поэтапно.

Стратегический этап педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся включает комплекс мер по планированию и прогнозиро­ванию взаимосвязанной деятельности всех субъектов педагогического сопро­вождения, который реализуется на концептуальном уровне.

Стратегический этап педагогического сопровождения включает:

-       постановку цели и определение задач;

-       определение объектов и субъектов процесса сопровождения;

-       выделение основных идей;

-       формирование общего информационного банка данных;

-       определение критериев и показателей;

-       отбор диагностических методик в соответствии с показателями по ото­бранным критериям.

Тактический этап рассматривается как расположение и перемещение компонентов сопровождения и реализуется на технологическом уровне. Тактический этап педагогического сопровождения учащихся:

-       реализуется в рамках парадигмы взаимообмена, которая включает че­тыре функциональных аспекта: личностный, деятельностный, культурный, со­циальный;

-       обеспечивается реализацией базовых и частных технологий педагоги­ческого сопровождения социальной адаптации учащихся;

-       предполагает создание оптимальной организационной структуры управления процессом педагогического сопровождения социальной адаптации;

-       включает деятельность по анализу эффективности модели внутренни­ми и внешними экспертами и внесение необходимых коррективов в процесс педагогического сопровождения.

Технический этап включает совокупность методов, приемов, средств, направленных на оптимизацию процесса педагогического сопровождения со­циальной адаптации учащихся, и реализуется на уровне их адекватного отбора.

Эффективность реализации выделенных этапов обеспечивается концеп­туальной основой педагогического сопровождения, которую составляет един­ство полипарадигмальной целостности психолого-педагогических подходов, принципов, функций и условий. В логике данного исследования на основании полипарадигмальной целостности сформулированных нами ключевых методологических позиций, с учетом данных теоретического анализа и опыта практи­ческой деятельности ряда образовательных учреждений в этом направлении, считаем возможным выделение комплекса следующих принципов:

-      личностная ориентация всего процесса социально-педагогической дея­тельности;

-      учет региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуации в социуме;

-      содружество, сотворчество педагогов, родителей, воспитанников в педагогическом процессе;

-      индивидуализация'и дифференциация в учебно-воспитательном про­цессе;

-      многообразие видов индивидуальной и коллективной деятельности;

-      вариативность программ и подходов в педагогическом процессе;

-      принципы природосообразности, культуросообразности и жизнесообразности;

-      принцип развития детей, педагогов, самого образовательного учреж­дения, окружающей природной и социальной среды.

Данная совокупность исходных положений была использована в рамках организации опытно-экспериментальной работы и показала свою правомер­ность и релевантность идеям педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся.

Педагогическое сопровождение выполняет ряд функций применительно к процессу социальной адаптации учащихся посредством:

-         педагогической поддержки, которая обеспечивает процесс совместно­го с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей социальной адаптации, направленных на сохранение человеческого достоинст­ва и самостоятельного достижения желаемых результатов в обучении, самовос­питании, общении, образе жизни;

-         помощи индивиду в преодолении трудностей, которая способствует овладению им навыками самостоятельного разрешения своих проблем и за­труднений в различных видах деятельности;

-         защиты, которая предполагает обеспечение физической, психологиче­ской, социальной безопасности ребенка, отстаивание его интересов и прав на всем пространстве его жизни во всех сферах социальной адаптации;

-         обеспечения, направленного на создание благоприятных условий для принятия субъектом педагогического сопровождения оптимальных решений в различных ситуациях процесса социальной адаптации.

Функции педагогического сопровождения с точки зрения результата в социальной адаптации учащался:

-         познавательная;

-         эмоционально-ценностная;

-         самоопределения;

-         самореализации и самоутверждения;

-         действенно-практическая;

-         коммуникативная;

-         домостроительства;

-         саморазвития;

-         социализации.

Названные выше функции успешно реализуются в ходе педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся в сочетании с определенными условиями. Организация процесса педагогического сопровождения адаптации учащихся обеспечивается личностными, средовыми и деятельностными усло­виями, которые отражают реализацию на практике выявленных компонентов содержания педагогического сопровождения.

Личностные условия связаны с готовностью субъектов педагогического сопровождения к осуществлению определенных личностных изменений с це­лью приспособления к новой ситуации.

Средовые условия характеризуют определенную устойчивость объекта, то есть социальной среды. Эту среду мы рассматриваем через призму сфер соци­альной адаптации: общество, семья, образовательное учреждение, группа не­формального общения. Важное значение, для реализации этого условия имеют жизненные ценности, которые в обществе в целом в современных условиях яв­ляются принятыми и приоритетными.

Деятельностные условия предполагают наличие реального взаимодейст­вия субъекта и объекта адаптации. При этом существенное значение имеют те умения, опыт деятельности, которые необходимы человеку для адаптации в со­временных социальных условиях.

Таким образом, проектируя процесс педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся в практической деятельности в ходе опытно-экспериментальной работы, мы исходим из ее логической структуры, охарактеризованной выше, которая в виде схемы представлена на рис.1.

Процесс социальной адаптации запускается, когда индивид вступает во взаимодействие с новой для него или изменившейся социальной средой. Такой индивид выступает как личность адаптирующаяся. На выходе, в завершении процесса адаптации к условиям этой среды, индивид уже выступает как лич­ность адаптированная. Обеспечение оптимального для личности и среды ре­зультата достигается посредством осуществления специалистами процесса пе­дагогического сопровождения социальной адаптации учащихся образователь­ных учреждений.

 Для оценки эффективности логической структуры педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся проводилась опытно-экспериментальная работа, которая осуществ­лялась на базе Детско-юношеского центра Октябрьского района г. Кирова, в котором в течение десяти лет осуществлялся процесс апробации представленных позиций. Наличие ярко выраженной поло­жительной динамики фиксировалось после реализации технологий системного сопровождения, социально-педагогического комплекса, технологий клубной деятельности. Управленцы, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, то есть все специалисты, обеспечивающие педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся, получили специальную теоретическую и методическую подготовку в рамках семинаров и научно-практических лабораторий, которые в течение десяти лет проводились них автором исследования.

Качественная интерпретация полученных результатов показала, что соци­ально-педагогическая деятельность учреждения активизировалась и соответст­венно, увеличилось количество детей и учебных групп социально-педагогической направленности с 316 до 772 в конце эксперимента.

Особый эффект был достигнут в рамках освоения технологии социально­го проектирования, например, в начале эксперимента только членами детского объединения «ЮКОНА» было обучено 290 подростков, которые написали 23 про­екта и 11 из них реализовали на практике. Девятнадцать проектов были направ­лены на улучшение жизни в своих школах, четыре проекта в городе и районе.

Один из показателей социальной адаптации - уровень личностного разви­тия детей, который в том числе отслеживался через уровень детских достиже­ний. Его динамика за последние три года свидетельствует об устойчивом увеличении числа детей, расширивших свое социальное пространство и приобрет­ших позитивный социальный опыт.

Данная тенденция подтверждается и результатами исследования по оп­роснику социальности Л. В. Байбородовой, которое было проведено с участием учащихся, включенных в реализацию предлагаемых нами технологий. Мы констатировали положительную динамику в ходе опытно-экспериментальной работы по следующим показателям:

  • адаптированность - способность активного приспособления индивида условиям социальной среды возросла с 43 до 51 %;
  • втономность - совокупность установок на себя, устойчивость в пове­дении и отношениях, соответствующих представлению личности о себе увели­чилась с 39 до 51%;
  • социальная активность как реализуемая готовность к социальным дей­ствиям возросла с 22 до 76%;
  • нравственная воспитанность как степень сформированности у детей гуманистических ценностей с 34 достигла 66%.

В организации работы с социумом акцент ставился на организацию взаи­модействия с семьей. За последние два года перешли от работы с семьями вос­питанников объединений к работе с семьями района. В своих отзывах (по результатам анкетирования) родители, участвующие в семейных праздниках и мероприятиях для детей и взрослых, отмечают, что такие меро­приятия необходимы, так как способствуют сплочению и взаимоуважению ро­дителей и детей, в результате чего улучшается взаимопонимание, возрастает доверие, повышается самооценка у детей и взрослых.

Проблема педагогического сопровождения социальной адаптации уча­щихся, как свидетельствует анализ современной социально-педагогической практики, является актуальной. Обобщая полученные в исследовании результа­ты, можно заключить, что теоретико-методологическое обоснование и методи­ческие разработки отвечают насущным потребностям педагогической науки и практики и открывают перспективы для дальнейших исследований в этом про­блемном поле, требующее дальнейшего изучения. Так дискуссионным остается вопрос о соотношении между потребностью общества в социально-адаптированной личности и объективно существующими условиями, затрудняющими осуществление данного процесса. Так, например, ученые T. I. Shukshina, S. N. Gorshenina & I. A. Neyasova (2017) обращают внимание на необходимость поиска оптимальных путей эффективной этнической и культурной социализации школьников в поликультурной среде.  T. K. Ng et al. (2017) в своих исследованиях показывают, что социальная поддержка друзей и выбранная технология педагоги­ческого сопровождения социальной адаптации влияет только на одну конкретную область адаптации, такую как взаимное доверие и принятие. Другим нераскрытым вопросом остается зависимость типа отношений между субъектами и уровнем их социальной адаптации, так S. Jeanie Benson (2016) выявил зависимость типа дружеских отношений от уровня межкультурной адаптации.

Проблема педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся является актуальной и занимает важное место в педагогической науке. Проведенное исследование позволило определить совокупность положений, которые составляют теоретико-методологические основы педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся. Во-первых, в современных условиях междисциплинарное понятие «социальная адаптация» экстраполируется в педагогическую теорию и практику и правомерно рассматривается как педагогическая категория. Предложенное в нашем исследовании теоретическое обоснование сущности категории «социальная адаптация учащихся» в педагогическом контексте обеспечивает более целенаправленную и эффективную организацию процесса педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся. Во-вторых выявленные в результате теоретико-методологического анализа этапы (стратегический, тактический, технический) и компоненты (теоретико-методологический, информационно-аналитический, содержательный, технологический, управленческий, экспертный) определили целенаправленность и системность логической структуры процесса педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся. В исследовании доказано, что реализация разработанной структуры обеспечивает успешность социальной адаптации учащихся.

Материалы статьи могут быть полезны в практике педагоги­ческого сопровождения социальной адаптации учащихся. Результаты исследования, могут выступить как методическое обеспечение педагогического сопровождения и включают технологии системного педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся; социально-педагогического комплекса, клубной деятельности. Разработанные в ходе исследования нормативно-правовые и программно-технологические материалы по проблеме педагогиче­ского сопровождения социальной адаптации учащихся образовательных учре­ждений обеспечивают прогнозируемый результат. Представленные в работе теоретико-методологические основы и практика педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся по­зволяют утверждать, что проведенное исследование имеет теоретическую и практическую значимость.