Количество больных раком молочной железы (РМЖ) ежегодно увеличивается. Эта ситуация характерна и для Европы, и для Северной Америки, и для Китая, и для России [1, 3, 12]. Выявление ранних форм злокачественных новообразований молочной железы, современные методы лечения больных РМЖ позволяют значительно продлить жизнь большому числу пациенток. Отсюда на первый план сегодня выходит вопрос адаптации и ресоциализации женщин с диагнозом РМЖ после медицинских манипуляций.
Следует отметить, что РМЖ в ряду онкологических заболеваний занимает особое место, так как лечение его затрагивает не только медицинские, а так же психологические, сексуальные и социальные аспекты жизни больной. В связи с достижениями генетики, молекулярной медицины и улучшением результатов лечения, продолжительность жизни пациенток увеличивается, однако невнимание к психологической составляющей препятствует достижению более полного эффекта лечения. Возникает своеобразный парадокс: с одной стороны, огромные материальные затраты и усилия онкологов направлены на излечение больной, а с другой стороны, недооценивание роли личности самой пациентки в процессе лечения приводит к тому, что стресс, вызванный заболеванием, становится непреодолимым и является фактором риска прогрессирования болезни. Недооценка важности внутреннего мира самой больной, ее личностных особенностей, самоотношения, отношения к заболеванию и лечению, к будущему, не позволяют осуществить целостный подход к лечению болезни, что, в свою очередь, не позволяет использовать психологические ресурсы личности для достижения более полного эффекта лечения.
К сожалению, в России все еще распространён радикальный метод лечения РМЖ - удаление молочной железы (мастэктомия). Так, например, по данным канцер-регистра Приморского края за 2011-2013гг больных с впервые выявленным раком молочной железы 2421; из них с I стадией 372 человека, со II стадией 1140 оперативное лечение получили 1523 человека, из них органосохранные операции были выполнены у 154 человек, что составляет 10,1% [11]. В развитых странах при I-II стадиях в подавляющих случаях отдается предпочтение органосохранным операциям, в связи с доказанным уровнем их онкологической безопасности [33, 34., 35]. Именно радикальность метода привела к тому, что рак молочной железы даже в ряду других онкологических заболеваний отличается большой психологической травматичностью. Исследователи в области онкопсихологии говорят, что женщина проходит через «сверхсильный» психологический стресс, переживает «двойную психическую травму» [29]. С одной стороны, она осознает, что у неё рак и для своего спасения ей необходимо перенести операцию по удалению молочной железы (мастэктомию). А с другой – трудно смириться с тем, что операция изменит тело. Грудь наделена определенным смыслом для женщины, это символ женственности, сексуальности и её потеря переживается как потеря женской привлекательности.
Как показали исследования В.А. Петровского [17] первичной реакцией женщин на обнаружение опухоли в молочной железе является страх, который в основном обусловлен угрозой потери молочной железы. Лишь 2 % женщин, узнав об опухоли, прежде всего, думали о возможности смерти от этого заболевания. Иначе говоря, косметическая проблема, которая является для онкологов второстепенной, по сравнению с онкологической проблемой, для самих женщин выступает на первый план. И именно страх утраты молочной железы удерживает большинство пациенток от своевременного обращения к врачу, и начала лечения. Мастэктомия становится фактором, разрушающим у женщины уверенность в себе, поддерживает память о раке. Последствия операции вызывают у женщины чувство собственной неполноценности, ущербности. Появляется тенденция к формированию новой позиции - социальной неполноценности, выученной беспомощности. Оказание качественной психологической помощи женщинам способствует борьбе с негативными последствиями болезни, повышает вероятность выздоровления и адаптации.
Анализ литературы показал, что внимание исследователей привлекает проблема качества жизни онкобольных, в том числе- больных раком молочной железы. В онкологии определено, что качество жизни - второй по значимости критерий оценки результатов лечения после выживаемости и является более важным показателем, чем первичный опухолевый ответ (Герасименко В.Н. и др., 1980, 1986; Демин Е.В.и др., 1986; Демидов В.П. и др., 1988; Блинов H.H. и др., 1989; Кабанов М.М., 1989; Meyerowitz В.Б., 1985; ïallowfield H.T. et al., 1989; Ludwig M. et al., 1989; Blanchard Cii.G. et al. , 1995; Peters D. et al.» 1996; Kreitler Sh. et. al. , 1997) [цит. по 25 ].
Целый ряд исследований посвящены изучению копинг-поведения больных РМЖ, включающем копинг-стратегии и копинг-ресурсы [2, 13, 21, 22, 29]. И таких составляющих копинг-ресурсовкаклокус-контроля (Р. Мантелл, К. Нишимото, С.Тейлор) [цит. по 12], оптимизм и пессимизм и их связь с беспомощностью (П.Баер, Д.Нельсон, Л.Фридман) [цит. по 12].
Уделяется внимание вопросу психологических особенностей людей, заболевающих раком [13, 27]и личностным особенностям женщин с диагнозом РМЖ [19, 23, 25, 26]. Важны исследования, направленные на изучение психологических реакций больных раком (Lovejoy N.C, Mattis М., 1997; Holland J., Lesco L., 1997; Berard R., Jones А., 2001) [Цит. по 25], [7, 22, 30, 31]. Для исследователей представляет интерес изучение мотивационной сферы онкологических больных [15, 16], отношение к жизни и смерти [2, 8, 9], отношение к болезни [16, 24], изучение внутренней картины болезни, которое необходимо для определения ресурсов организма, оценки эмоционального состояния пациента [5, 6, 8, 9, 14, 18]. Интересен взгляд на онкозаболевание в контексте жизненного пути личности как внутренний телесный опыт [4].
Исследований самоотношения женщин с диагнозом- рак молочной железы- после мастэктомии в литературе нами не найдено, таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили направление нашей работы.
Цель: исследовать самоотношение женщин с диагнозом РМЖ после мастэктомии.
Объект эмпирический: онкобольные после мастэктомии
Объект теоретический: самоотношение личности
Предмет: самоотношение онкобольных женщин после мастэктомии
Задачи, способствующие достижению цели:
- Рассмотреть понятие «самоотношение»
- Рассмотреть психологические особенности женщин с РМЖ после мастэктомии
Исследование строится на положениях экзистенциально-гуманистического подхода, экзистенциально - аналитической теории А. Лэнгле.
Методы исследования:
- Общенаучные методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, систематизация, сравнительно-аналитический метод.
- Эмпирические методы исследования: тестирование, метод беседы, метод наблюдения.
Для определения самоотношения у женщин с диагнозом РМЖ после мастэктомии определена батарея методик:
1)Анкета : отношение к телу, удовлетворенность собственной внешностью
2) Оценка качества жизни
3) ООСТ (Опросник образа собственного тела) Скугаревского, Сибуха
4) методика «Кто Я?» М. Куна
5) «Тест-опросник самоотношения» Столин В.В., Пантелеев С.Р.
Схема исследования:
Три группы женщин с диагнозом РМЖ по 10 человек в группе:
1. группа онкобольных после мастэктомии, которые отказались от реконструктивно-пластической операции;
2. группа женщин с РМЖ, которые согласились на реконструктивно-пластическую операцию, но еще не сделали;
3. группа женщин с РМЖ, которая были согласны на реконструктивно-пластическую операцию (планировали) и сделала ее.
Теоретическая значимость: мы предполагаем, что будут выявлены типы самоотношения женщин с РМЖ после мастэктомии
Практическая значимость: на основе выявленных типов выстраивать психологическую помощь женщинам с РМЖ.