Полный текст статьи
Печать

Актуальность исследования. Благодаря достижениям медицины, с конца XIX века наметилась стойкая тенденция к увеличению продолжительности жизни людей. Это приводит к изменению социальной структуры по возрасту, так как пожилых людей все труднее игнорировать. В России доля пожилых людей к 2030 г. будет составлять около 24% населения. Диспропорция в составе населения по возрасту, ставит перед обществом проблемы не только экономического, но и социального, психологического и нравственного характера. Будет ли наблюдаться положительная тенденция изменения негативных стереотипов о старении и пожилые люди станут восприниматься как союзники, рассудительные коллеги и опытные профессионалы,  или наоборот, когда под влиянием экономических факторов, молодые перейдут от нынешней, преобладающей эмоции «жалость» к «агрессивной конкуренции».

Невиданное прежде увеличение количества пожилых людей – это уже новая реальность, а стереотипы общества о старости остались прежними и в подавляющем большинстве негативными. На почве этого неизбежны столкновения интересов возрастных групп, что уже приводит к пограничным ситуациям, которые нередко заканчиваются насилием.

Но эйджизм – это не просто социальное зло, которому сегодня подвержены все области взаимоотношений в обществе. Это зло коварное, т.к в обществе его проявлений стараются не замечать, а бездействие в итоге приводит к укоренению дискриминирующих тенденций и может сформировать в обществе новые негативные «правила игры».

Цель настоящего исследования эмпирически изучить социально-психологические детерминанты проявления геронтологического эйджизма с  двух теоретических точек зрения: теории управления страхом и культурно-исторической теории.

Почему эта проблема стала столь актуальной в последнее столетие?

XX век, особенно его вторая половина, характеризуется как время научно-технической революции, которая принесла не только достижения в различных сферах деятельности человека, но также изменение и обострение проблем внутри многих элементов социальной структуры общества. Это: изменение культурных ценностей; возрастная стратификация общества; разрушение традиций и ослабление функции семьи, как первичной социальной группы; изменение социальной структуры общества по возрасту.

Еще одно важное следствие научно-технического прогресса — ускорение темпа жизни. Психика человека не успевает оперативно приспосабливаться к быстро изменяющемуся миру, и человек оказывается в состоянии социальной дезадаптации, что приводит к массовой невротизации. «Пытаясь избавиться от тревоги и ощущения нестабильности, человек может демонстрировать враждебность и агрессию против тех групп в обществе, чьи нормы и ценности кажутся непонятными, чужими, а оттого еще более пугающими» .

Что бы максимально нивелировать негативные последствия научно-технического прогресса, которые приводят к обострению межрупповых отношений, в том числе и межпоколенных, важно продолжать исследования феномена эйджизм и его социально-психологических детерминант.

Анализ имеющихся работ в области исследования

Социально-психологическое «ядро» явления эйджизм – социальное предубеждение (негативные стереотипы) и обусловлено оно ситуационными  и диспозиционными факторами. 

Многочисленные зарубежные исследования выделяют следующие личностные диспозиции предубежденности:  авторитаризм (Т. Adorno et al., 1950; В. Altemeyer, 1988);  нетерпимость к неопределенности (Martin & Westie 1959); авторитарное подчинение, агрессия и консерватизм  (Altemeyer 1994 г); низкая самооценка (Н. Tajfel, 1978; J. Turner, 1987); потребность в самоуважении (Markus &Herzog  1991 г,  Solomon, Greenberg & Pyszczynski 1991 г); потребность в познании, структуре и когнитивной з авершенности  (Cacioppo & Petty 1982 г, Jamieson & Zanna, 1989 г, Kruglanski, 1990 г).

Анализ ситуативных  теорий, в которых осуществляются межгрупповые отношения, таких как: теории «козла отпущения»  (Hovland & Sears 1940);  относительной депривации (Festinger 1954, Davis 1959 г.);  реалистичного конфликта (Sherif, Harvay и др 1961 г.) показывает, что они скорее способствуют проявлению уже имеющейся у индивида предубежденности.

В российской науке исследуется антипод предубежденности по отношению к пожилым людям – толерантность: межпоколенная  толерантность (Л.Г Бардиер, 2007 г), возрастно-толерантные отношения как самостоятельный аспект толерантности личности (А. В. Микляева, 2014 г) и  толерантность к старости и старению (Н. С. Глуханюк, 2003 г.)

В целом, опыт, накопленный отечественными и западными психологами, указывает на необходимость дальнейшего изучения личностных диспозиций  как социально-психологических детерминант проявления эйджизма.

Цель состоит в исследовании социально-психологических детерминант, которые способствуют проявлению дискриминации со стороны молодежи по отношению к людям пожилого возраста.

Объект - геронтологический эйджизм (возрастная дискриминация по отношению к людям пожилого возраста) как социально-психологический феномен

Предмет - социально-психологические детерминанты проявления геронтологического эйджизма.

Эмпирический объект — молодежь 17- 25 лет

В качестве рабочей гипотезы выдвигается положение о том, что в число социально-психологических детерминант, обуславливающих геронтологический эйджизм (на уровне установки как готовность действовать определенным образом), входит толерантность к  старости и старению. Дополнительная гипотеза: толерантность к старости и старению обусловлена  психологическими и социальными факторами: тревогой о старости и старении, нейротизм,  ценностными ориентациями, знаниями о геронтологических стереотипах, количеством и качеством контактов с пожилыми людьми.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены основные задачи.

Теоретические:

1. Осуществить общий обзор теоретических представлений о социально -психологическом феномене эйджизм.

2. На основании анализа зарубежных и отечественных исследований  сформулировать основные детерминанты, которые связаны с проявлением геронтологического эйджизма.

Эмпирические:

3. Определить уровень выраженности межпоколенной толерантности по отношению к пожилым людям и толерантности к старости и старению у респондентов, которые различаются по уровню готовности к дискриминации.

4. Исследовать интраиндивидуальные сочетания личностных диспозиций, характерные для толерантных и интолерантных субъектов по отношению к старости и старению.

5. Проанализировать результаты и выявить возможные паттерны  личностных характеристик, выступающие как социально–психологические детерминанты  проявления геронтологического эйджизма

Методологическую и теоретическую основу работы составили: парадигмы исследования системы отношений  ( В. Н. Куницына, В.Н. Мясищев, В. Н. Панферов,); субъектно-деятельностный подход к исследованию психики (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др); теории социального познания (Г. М. Андреева, В. Ф. Петренко,  Н. И. Семечкин  и др.); социокультурный подход в изучении старости  (,А. И. Афанасьева, М. Э. Елютина, М. Мид, Э. Е. Чеканова)   культурно-историческая концепция Л. C. Выготского;  исследования в области геронтологических стереотипов (В. С. Агеев, Е. Н. Альдохина, О. Н. Данилова, Ю. Б. Зайцева  и др.); исследования проблем возрастных отношений  (Л. Г. Бадриер, М. Э. Елютина, А. В. Микляева, О. В. Краснова, А.А. Смолькин и др. ); работы исследователей по изучению отношения к старости и собственному старению (Л. И. Анцыферова, Н. С. Глуханюк, Т. Б. Гершкович, Л. В Колпина, Т. А. Петрова В. И. Слободчиков и В. И. Исаев и др.), теоретические и эмпирические основы зарубежных  исследователей  к анализу предубежденности  (Крайг Грэйс ,  Allan L. J., Cottle, N. R., & Glover, R. J, Hess T. M., Merz C. C.,   Nelson T. D, North M. S. and Fiske S.T., Palmore E., Richeson J.A. and  Shelton J.N.,  Wisdom N. M. );  представления о Я-концепции (Е. Higgins, Н. Marcus),  теория управления страхом (Solomon, Greenberg & Pyszczynski).   

 

Методы исследования.

Для реализации поставленных задач была разработана программа исследования, в которую вошли следующие группы методов:

 -  теоретический анализ литературных данных;

 - констатирующий эксперимент;

 -  метод интервью;

 - психодиагностические методики:

методика «Виды и компоненты толерантности-интолерантности» (Г.Л. Бардиер); методика «Готовность к возрастным изменениям» (Н. С. Глуханюк);  методика изучения ценностных ориентаций (Ш. Шварц); опросник Айзенка (EPQ); авторский опросник тревоги о старении; опросник на знание  фактов о старении (Palmore E); 

- методы анализа и сравнения распределений, корреляционный, факторный анализ, реализованные в стандартизированном пакете программ STATISTICA 5.5А.

Научная и теоретическая значимость работы.

Научная значимость исследования заключается в том, что толерантность к старости и старению рассматривается в качестве одной из социально-психологических детерминант геронтологического эйджизма   в сочетании с такими личностными диспозициями как ценности, нейротизм, тревога о старости и старении, знания о геронтологических стереотипах, количество и качество контактов с пожилыми людьми.

Теоретическая значимость работы в том, что выделены индивидуально-психологические паттерны, которые определяют уровень толерантности к старости и старению и  детерминируют проявление геронтологического эйджизма. Предложен комплекс методик для определения уровня толерантности к старости и старению.

Практическая значимость работы в том, что предложенные схемы интерпретации психодиагностических данных могут быть использованы для объяснения и прогнозирования дискриминационного поведения личности в профотборе и практике психологического консультирования. В частности, при диагностике и обучении сотрудников, деятельность которых связана с межличностными контактами (продажи, сфера обслуживания и и.д.),  толерантность к старости и старению может рассматриваться как профессионально важное качество. Полученные результаты исследования могут быть использованы также при составлении специальных программ, направленных на развитие толерантности старости и готовности  к  собственным возрастно-временным изменениям у молодежи, путем  повышения уровня знаний о геронтологических стереотипах и реальных фактах.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется еще и тем, что поднимается вопрос о необходимости дальнейшего изучения тревоги о старости и старении как одной из социальных тревог, которые определяют социальные настроения и происходящие в обществе процессы.