Полный текст статьи
Печать

* Работа выполнена при финансовой поддержке грант РГНФ № 14-16-44002 «Ретроспективный анализ социокультурной среды Костромского региона в контексте формирования и духовно-нравственного развития личности подрастающего поколения»

Проведенные социологические исследования  в  Костромском регионе позволили выявить факторы, оказывающие влияние на психологическое и физическое состояние подрастающего поколения. В частности, к наиболее опасным факторам родители школьников относят вред от  электромагнитного излучения, причиняемый ребенку во время работы/игры за компьютером, общения по мобильному телефону и др. Электромагнитные излучения относятся к классу физических вредных и опасных факторов. Повышенный уровень электромагнитных излучений может стать для здоровья и жизни человека опасным.

Наиболее сильному воздействию вредных факторов подвергаются внутренние органы, особенно сердечно-сосудистая, половая и иммунная системы, головной мозг, поскольку на уровне именно этих органов по статистике школьник  носит мобильный телефон (в кармане рубашки или брюк). Ребенок, сидя за компьютером, также подвергает себя облучению, поскольку  электромагнитные излучения напрямую направлены на все органы грудного и брюшного отделов.

В рамках данного исследования произведено изучение свойств современных текстильных материалов с ионоплазменным напылением (с монофиламентной нитью), ослабляющих воздействие электромагнитных излучений  с целью проектирования швейных изделий из них. Объектом проектирования являются швейные изделия бытового назначения, ослабляющие воздействие электромагнитного излучения. В связи с расширением ассортимента защитных материалов, вопрос способности их защиты с целью разработки рекомендаций по изготовлению изделий, защищающих от ЭМИ, является актуальным.

При измерениях ЭМИ были рассмотрены условия, в которых чаще находятся дети: так в качестве источника ЭМИ был выбран мобильный телефон и персональный компьютер. Чтобы зафиксировать значения ЭМИ были использованы измерительные приборы  ИМП-05/1 с диапазоном от 5 Гц до 2 кГц и ИЭП-05 с диапазоном от 5 Гц до 5 кГц. В ходе исследований выявлено, что применение материала с металлизированным напылением в пакете изделия, ослабляет воздействие магнитного излучения  в 1,5 раза, электрического излучения – в 6 раз [1]. Образцы прошли цикл эксплуатационных воздействий, включающий стирку и ВТО. Выявлено, что при деформациях пакета материалов в процессе стирки и ВТО произошли нарушения целостности металлизированного напыления: измерения показали, что материалы с металлизированным напылением от ЭМИ теряют свои защитные свойства.

С применением текстильных материалов с ионоплазменным напылением в качестве прокладочных, были разработаны образцы моделей швейных изделий для подростков с элементами защиты от ЭМИ антропогенного происхождения, в частности фартук-накидка для работы за ПК (рис.1). Такое изделие можно рассматривать как своего рода спецодежду для уроков информатики, значительно реже подвергающуюся стирке и ВТО по сравнению с повседневной одеждой школьника, что позволяет сохранить целостность напыления. Поэтому можно рекомендовать расширение применения материалов с ионоплазменным напылением в конфекционировании для таких предметов школьной среды, как прокладочные детали школьных ранцев и рюкзаков, головных уборов (например, бейсболок) и др. 

Рис.1. Фартук для работы за ПК (автор-студентка КГТУ Денисенко Е.С.) 

На втором месте, по результатам опросов школьников и их родителей, стоит проблема микроклимата  в помещениях школы. Основными показателями, которые качественно характеризуют микроклимат в помещении, являются: температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, интенсивность теплового облучения. Отсутствие или невозможность технической эксплуатации обогревателей, кондиционеров, вентиляторов, недостаточная гидроизоляция и другие проблемы школьных зданий приводят к тому, что в холодное время года неподвижно сидящие школьники мерзнут,  а в жару - страдают от многослойной одежды, предписанной дресс-кодом учебного заведения. Для решения выявленных проблем, проведены ретроспективные исследования отечественных и зарубежных приемов конфекционирования и кроя школьной формы на предмет выявления наиболее «удачных»  решений. Выявлено, что комплектность и ассортимент изделий, входящих в гардероб школьника зарубежом, зависит от климатических факторов.  В большинстве европейских стран (Италия, Испания, Франция и др.) нет единой школьной формы: вид учащегося ограничивается деловым стилем. В Великобритании школьная форма прибли­жена к классическому стилю одежды  и  включает  в себя верхнюю одежду, обувь,  галстук.  В США  и Канаде каждая школа сама решает, ка­кие вещи позволено надевать ученикам, т.е. создает дресс-код. В конфекционировании материалов для школьной формы за рубежом преимущественно используются натуральные ткани и хлопчатобумажный трикотаж. В дизайне современных моделей европейской школьной формы, их  конструктивных решениях прослеживается тенденция к уходу от английского стиля к спортивному и замена жестких форм более объемными, мягкими, свободными. Следует заметить, что использование экологичных материалов также является активным средством создания безопасной и  комфортной среды  подрастающего поколения.  Отечественная ретроспектива показывает, что в «советской» школьной форме также использовали натуральные шерстяные ткани. Анализ же современного рынка показывает, что современный ассортимент в основном из синтетики, за редким исключением  ряда хлопчатобумажных блузок, водолазок и сорочек для мальчиков. При этом качество используемых материалов, как показали проведенные исследования [2], не всегда в состоянии обеспечить эксплуатацию изделий в течении учебного года. Но с целью разработки современных моделей одежды на основе ретроспективного кроя и приемов конфекционирования необходимо не прямое копирование, а переосмысление аксиологии объекта проектирования с целью создания актуального конкурентоспособного дизайна.  Примером такого изменения структуры ретро-прототипа может служить образец водолазки из кругловязаного полушерстяного трикотажного полотна, где с целью минимизации расхода материалов и упрощения кроя произведена интеграция его структурных элементов (создан цельнокроеный воротник-стойка на основе плоского кроя), исключение отдельных элементов из нового объемно-пространственного решения изделия (отсутствие боковых швов), темные манжеты «нивелируют» проблему быстрого загрязнения низа рукавов и позволяют регулировать их длину. 

Рис.2.Образец школьной водолазки 

Другой проблемой современной школы являются нервно-психические перегрузки детей, в частности умственное напряжение, стрессовые состояния, проблемы в общении с одноклассниками.  Одним из вариантов решения этой проблемы может стать изменение подхода к методологии дизайн-проектирования одежды школьника,  поскольку известно положительное влияние моды на психологическую и социальную адаптацию человека. Так, школьная форма должна заставить почувствовать ребенка частью коллектива, но  в то же время необходимо предусмотреть визуальное разнообразие гардероба школьника, поскольку однообразная повседневность формы, разумеется, надоедает ребенку. В этой ситуации наиболее гибкой, подстраивающейся под желания и потребности школьника концепцией проектирования  является так называемая «открытая форма дизайна» [3]. Применение структуры «открытой формы» предполагает более сложный подход к композиции  школьной одежды, появление «избыточности» ее элементов с целью вовлечения школьника в процесс «доработки» изделия. В ходе проектирования школьной формы необходимо предусмотреть возможность ее «подгонки» под  особенности юного потребителя: физические, эстетические и др. Таким образом, школьник становится «со-дизайнером» и такой прием вовлечения ребенка в проектирование окружающих его вещей является важным аспектом воспитания и побуждения к творчеству. На основании проведенных исследований были разработаны образцы школьной формы со съемным декором, взаимозаменяемые комплекты, а также созданы новые приемы декорирования (рис. 3) [4]. В разработке были использованы возможности современных систем автоматизированного проектирования  (САПР «Julivi»). В частности, в САПР был воспроизведен ряд ретро-конструкций школьной формы (рис.4)  и методами конструктивного моделирования получены современные композиционные решения моделей школьной формы. Следует отметить ограничение работы с цветом при работе с данным ассортиментом, что связано с требованиями дресс-кода в большинстве учебных заведений. Однако, небольшие цветовые акценты в моделях школьной формы позволяют сделать предметы гардероба более  привлекательными, запоминающимися, эмоционально активными. 

                           Рис.3.Образцы школьной формы и приемы их декорирования  

Рис. 4. Ретро-конструкция школьного платья, воспроизведенная в САПР «Julivi» 

Экспертная оценка эстетических свойств с применением метода парных сравнений, выявила лучший уровень эстетики разработанных моделей по сравнению с аналогами, представленными на рынке. В частности, ретро-конструкции в комплексе с современным дизайном и приемами конфекционирования позволяют повысить эргономичность формы, легче регулировать антропометрическое соответствие. Это связано с тем, что число размерных признаков для проектирования детской одежды в ретро-методиках в 2-3 раза меньше, чем в современных [5], а применение современного ассортимента эластичных полотен, трикотажа позволяет разработать модели практически безразмерной одежды по минимальному числу антропометрических измерений.

Анализ изменения деформационных свойств текстильных материалов, входящих в пакеты разработанных плечевых и поясных изделий  для школьников, под влиянием таких эксплуатационных факторов, как механические  и физико-химические воздействия при носке, а также стирка и ВТО выявил хорошие показатели износостойкости и формоустойчивости моделей, что позволило рекомендовать изделия к внедрению в промышленное производство.

В целом, для успешного внедрения  разработанных рекомендаций по проектированию швейных изделий для школьников необходимо привлечение к процессу разработки моделей не только производителей, но и администрации учебных заведений, а также самих детей и их родителей.