Полный текст статьи
Печать

Способность к «защитной» психической деятельности выражена у разных людей в очень разной степени. Если у одних, «хорошо психологически защищенных», переработка патогенных старых и возникновение более адекватных новых психологических установок начинается как только лица этого психологического типа встречают какое-то, пусть даже незначительное препятствие в своих устремлениях, то другие, «плохо психологически защищенные», оказываются неспособными развить эту защитную активность даже в гораздо более серьезных случаях – даже тогда, когда приспособительные изменения установок становятся необходимым условием предотвращения перспективы [1].

Прослеживание динамики заболеваний в связи с этой диференцированностью обусловило постепенное оформление концепций, утверждающих представление о том, что начало самых разных патологических процессов связано с дезорганизацией нормальной «психологической защиты», открывающей как бы дорогу более грубым, структурно и функционально, физиологическим и биохимическим факторам онтогенеза

Старший школьный возраст охватывает период ранней юности (15-17 лет) - старшие классы средней школы, а также часть периода поздней юности (17-19 лет) – старшая школа [2].

В отечественной психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознании. В этом возрасте в силу биологических причин изменяются отношения молодого человека с окружающими. Чаще всего возникает обострение отно¬шений из-за повышенной возбудимости и раздражительности.

Ранняя юность отличается неравномерностью развития как на межиндивидуальном (различия по физиологическим параметрам), так и на внутрииндивидуальном уровне (несовпадение времени наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у индивида).

Поздняя юность характеризуется как период завершения предварительного самоопределения и переход к самореализации

Молодые люди активно требуют самостоятельности, возрастает независимость от взрослых, старшеклассники учатся полагаться на свои собственные силы, на самого себя в поведении и принятии реше¬ний. Однако статус юношеского возраста обладает некоторой двойственностью. В школе ему, с одной стороны напоминают, что он взрос¬лый, старший, а с другой стороны постоянно требуют от него послушания.

Неопределенность положения (в одних отно¬шениях признают взрослым, в других — нет) и предъявляемых к нему требо¬ваний по-своему преломляется в юношеской психологии.

Старшеклассника как личность, можно охарактеризовать с трех сторон:

1)  психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;

2)  социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;

3)  биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [3].

В старшем школьном возрасте в качестве ведущего вида деятельности выступает учебно-трудовая или учебно-профессиональная деятельность.

Учебная деятельность старшеклассника значительно усложняется, что приводит к предъявлению новых требований к учебной деятельно¬сти школьников [1].

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.

Российская школа в последние годы претерпевает процесс системных преобразований: внедрение новых образовательных стандартов и программ, усложнение системы оценки знаний и сдачи выпускных экзаменов и т.д.

Актуальной проблемой современного образовательного процесса является сегодня формирование адаптивной саморазвивающейся личности старшеклассника. Остро стоит вопрос помощи выпускнику в процессе формирования адаптивных механизмов через поведение, в том числе, как защита от срыва социализации, как возможность продуктивно и безболезненно войти в мир повседневных проблем, самореализоваться и саморазвиться позитивно.

Не все выпускники оказываются готовыми к ситуации итоговой государственной аттестации. В силу этого значительно возрастает тревожность и снижается стрессоустойчивость выпускников.

В большинстве случаев старшеклассники относятся к выпускным экзаменам как к серьезному испытанию: «успешно сданный экзамен – это самое главное, провалю экзамен – это конец!». Такая позиция неминуемо ведет к стрессам, нервозам, а итоговая государственная аттестация воспринимается как негативный фактор, угрожающий целостности личности выпускника, его самооценке и положительному образу Я.

Защитные механизмы старшеклассников выполняют функцию сохранения целостности Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.

Защитный процесс у старшеклассников происходит посредством двух механизмов: копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.

Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате - возникает копинг-процесс. Копинг реакция срабатывает, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций организма. Она проявляется в активном взаимодействии с ситуацией, позволяя учащимся с помощью осознанных действий и способов, адекватных личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может принимать форму психологической защиты [4].

А.О. Прохоровым были выявлены следующие наиболее часто встречающиеся неравновесные состояния у старшеклассников в экзаменационный период: апатия, злость, гнев, обида, досада, отчаяние, страх и т.д. Гораздо реже встречаются: радость, возбуждение. Как правило, положительно окрашенные состояния оказываются непродолжительными, ситуативными и быстро сменяются отрицательными.

Горащенко Е.С. в своих исследованиях установила, что у большинства старшеклассников в период сдачи итоговой государственной аттестации присутствуют механизмы замещения, компенсации, отрицания и вытеснения; у меньшинства – проекции. Общий уровень психологической напряженности - выше среднего у 8 учащихся из 12.

Дроздовой Н.В. были описаны проявления механизмов психологической защиты в учебной деятельности: избегание новой информации, отвержение собственных неприемлемых чувств, желаний, стремлений, снятие эмоционального напряжения (соматизация, агрессия), перенос собственных проблем на преподавателя и одноклассников, изоляция от травмирующего фактора, замещение и т.д. [3].

Примерами юношеской регрессии могут служить их склонность к идеализации знаменитостей; амбивалентность поведения, его колебания от одной крайности к другой.

Перенос может проявляться в уход, наиболее часто встречаемым вариантом которого является фантазия. Защитная фантазия символически удовлетворяет блокируемое желание.

В фантазии совершается акт самоподтверждения и строятся желаемые отношения, где объектом является сам подросток.

Следующим видом переноса условно можно назвать "переживание из вторых рук": если у человека в силу объективных и субъективных причин нет возможности реализовать свои желания и интересы "здесь и сейчас".

Тогда это желание реализуется на замещающих объектах: книги, фильмы и т.д. Хотя удовлетворения полностью нет, оно сохраняется, может даже и длительное время, т.к. ситуация т.о. контролируется, создается чувство безопасности. Перенос может осуществляться и во сне, если невозможен в состоянии бодрствования.

Перенос, осуществляемый в результате ошибочного обобщения схожих ситуаций носит название трансфера. В основе лежит тенденция к повторению закрепившегося раньше поведения в ситуациях неравенства позиций.

Например, перенос учащимся на нового, ни в чем еще не повинного учителя, враждебные отношения с предыдущими педагогами. Враждебные отношения переносятся учениками благодаря наработанному общему негативному отношению к школе - и в этом ошибочность обобщения в переносе - все учителя.

Рационализация может проявляться в размышлениях, поисках истины. Например, старшеклассника могут заинтересовать такие вопросы как "Зачем жить, если рано или поздно умрешь?", «В чем смысл экзамена, почему он так важен?», «А если просто отказаться, взять и уехать в другое место?» и т.д. Решение таких вопросов задается одним из двух направлений: 1) старшеклассник придумывает ответы, мысленно создает сценарий дальнейших действий, обдумывает полученный опыт, вносят в жизнь смысл; 2)старшеклассник отказывается от размышления над данным вопросом [4].

Защитные механизмы обычно складываются у учащихся, которые чувствуют себя неуверенно. Самодостаточная личность наиболее успешно освобождается от негативного влияния психологических защит и менее "чувствительна" к их возникновению. Важнейший путь освобождения от патологического действия защитных механизмов - целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование адекватной возможностям жизненной перспективы.

Можно выделить ряд условий, способствующих здоровьесберегающей функции психологической защиты:

• Целостное развитие самосознания;

• Адекватная самооценка и принятие себя;

• Адекватная возможностям жизненная перспектива;

• Направленность и согласованность Я-концепции;

• Включенность в межличностные отношения;

• Стрессоустойчивость и др.

В качестве педагогических условий, затрагивающих социальную ситуацию старшеклассника можно выделить:

1) положительная роль трудных ситуаций, отсутствие полного эмоционального комфорта, что повышает активность подростка, порождает потребность искать и вырабатывать стратегии преодоления, имеющие развивающий характер.

2) Напряжение не должно быть бесконечным, чередоваться с расслаблением, которое предполагает не простое изменение условий деятельности, а практическое прекращение или замена на другую.

Следует отметить, что наличие в жизни учащегося трудных ситуаций, вызывающих напряжение, является одним из важнейших условий становления психологического здоровья, при учете возрастных и индивидуальных возможностей. Роль взрослого сводится к поиску смысла и обучающего воздействия подобных ситуаций.

3) Наличие у старшеклассников в целом положительного фона.

Присутствие старших (родителя, педагога, психолога) является важным и необходимым условием, так как настроение школьника во многом определяется настроением окружающих взрослых. У них должна присутствовать биофильная ориентация, т.е. ориентация на жизнь. Для создания положительного фона у выпускников следует развивать у них способность быть счастливыми и оптимистично воспринимать мир, что значит адекватное описание ситуаций, отсутствие самообвинений и неправомерного ее обобщения на всю жизнь, преодоление тревожности и формирование эмоциональной устойчивости [5, 6, 7].

Наличие трудных ситуаций, разрешаемых старшеклассниками самостоятельно или с помощью взрослых, могут способствовать созданию положительного фона настроения и фиксации на прогрессе с анализом причин этого прогресса, а также способны выступать в качестве педагогических условий становления и сохранения психологического здоровья.

Выводы: Механизмы психологической защиты у старшеклассников предназначены для разрешения конфликтов, возникающие в период подготовки к итоговой государственной аттестации. Разные механизмы представляют разные уровни развития индивида. Главной функцией механизмов психологической защиты старшеклассников является сохранение позитивного образа "Я" при любых угрожающих ему изменениях во внешнем мире. Психологические защиты склонны к быстрому уменьшению эмоционального напряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и сейчас». При негативных событиях в жизни человек может использовать различные стили реагирования. Это может быть защитный механизм, и тогда результатом его использования становятся тревожность, болезнь и т.д., что приводит к дезадаптации, или копинг-стратегии, результатом использования которых являются радость, воодушевление, что приводит старшеклассника, в свою очередь, к успеху.