Полный текст статьи
Печать

Проблема профессионального, трудового и личностного самоопределения возникает в жизни человека на всех этапах профессионализации: выборе, становлении и закреплении в избранной сфере профессиональной деятельности. Это обусловливает ее актуальность, особенно для старшеклассников. Данная проблема является предметом изучения философов, педагогов, психологов, социологов, экономистов и других специалистов, особенно сейчас, в эпоху коренных социально-экономических перемен, происходящих в стране и в мире.

Необходимость решения этой проблемы обусловлены следующими причинами, затрагивающие личностные, индивидуальные особенности современного профессионала:

- новые экономические отношения (рыночные условия, появление класса собственников, предпринимателей, в связи с чем, произошло резкое расслоение общества на имущих, богатых, малоимущих, бедных и др.);

- изменения психологии мышления людей (предпринимательская психология проникшая во все сферы деятельности, изменения стилей деловых отношений и др.);

- растущие потребности (в полной информативности, ее доступности и конфиденциальности);

- в значительный рост потребительских запросов населения (в товарах и услугах, их качестве).

В связи с этим, самоопределение выступает как процесс, который начинается с осознания человеком себя, как личности, проходит практически через всю его сознательную жизнь и является непрерывным. Профессиональное самоопределение является частью этого процесса. Для успешной реализации профессионального самоопределения старшеклаcсникам необходимы определенные знаниях о себе, своих возможностях, склонностях и способностях, знания рынка труда и профессий. При этом, необходимо также умение объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личностные качества с требованиями профессионального труда и психологическими характеристиками трудовой деятельности.

Правильная идея о многоаспектности самоопределения (оно и «личностное», и «полоролевое», и «смыслоцелевое», и т.п.) не должна быть средством для прикрытия профессиоведческого невежества и обесценивания процесса именно профессионального самоопределения подрастающего человека [1,с.23].

Важнейшим аспектом психолого-педагогического сопровождения являются позитивные отношения учитель-ученик, которые способствуют реализации интеллектуальных возможностей ребенка, формированию или восстановлению особого типа отношений «взрослый ребенок», гарантирующие ребенку доброжелательное принятие, поддержку и помощь.

Теоретический анализ путей решения проблемы показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах:

- как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка;

- как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач;

- как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;

- как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися;

- как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов (целевого, содержательного, процессуального и результативного).

По результатам теоретического исследования были выделены три группы целей психолого-педагогического сопровождения. Идеальная цель – развитие всех индивидуальных сфер ребенка (мотивационной, когнитивной, эмоциональной, волевой, действенно-практической, саморегуляции, экзистенциальной). Идеальная цель конкретизируется в персонифицированной цели, а именно, достижение учеником оптимальных для него образовательных результатов (более высокого уровня образованности и развития индивидуальности). Процессуальной целью является отражение в педагогических средствах актуальных потребностей учащегося, на основе которых ребенок может успешно решать образовательные задачи.

Для определения направлений и задач психолого-педагогического сопровождения можно обозначить такие функции как:

- направление учащихся в поток доступного для них уровня обучения;

- обучение учиться (научить работать с учебником и дополнительной литературой, писать конспекты, составлять опорные сигналы, слушать и слышать, задавать вопросы и т. д.);

- социализация (присвоение норм поведения, принятых в данном социуме, формирование навыков общения со сверстниками, взрослыми и т. д.);

- целеполагание (формирование навыков ставить цели, подбирать социально приемлемые средства для их реализации, видеть себя в социуме сейчас и в перспективе и т. п.);

- коррекция, если это необходимо;

- обучение рациональной организации труда;

- профориентация и помощь в профессиональном самоопределении;

- помощь подростку в решении его личных проблем;

- научить заботиться о своем здоровье;

- формирование готовности к продолжению образования [1, 2, 3, 4].

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностной системы своих базовых отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, разработка профессиональных, жизненных планов и намерений, становления реалистического образа профессионала.

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Е. А. Климов, анализируя профессиональное самоопределение, понимает его как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов, и что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».

Понятия жизненного и профессионального самоопределения личности нашли отражение в работах таких педагогов, психологов как: С.Н. Чистякова,. Е.А. Климов, Н.С. Пряжников. Особенно ценны методологии концепции профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.).

В нашем исследовании мы опирались на научные труды по теории возрастного развития личности (Л.И. Божович и др.); по проблеме профессионального и личностного самоопределения (А.Н. Леонтьев, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова) и других.

Выбор будущей профессии является результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Основными составляющими этого процесса являются такие компоненты как: получение знаний о себе (образ «Я»); о мире профессионального труда (анализ мира профессий и требований к профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Система сопровождения профессионального самоопределения ориентируется на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, подросток мог в полной мере реализовать себя в профессии.

Процесс моделирования психолого-педагогического сопровождения решает следующие цели и задачи:

1.           Генеральная цель – формирование психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии:

1.1.        Формировать конгнитивный компонент психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии;

1.1.1.Формировать знание особенностей свое личности;

1.1.2.Формировать знание своих способностей и склонностей;

1.1.3.Формировать знание о мире профессий;

1.2. Формировать рефлексивный компонент психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии:

1.2.1.Формировать стремление к самопознанию;

1.2.2.Формировать стремление к анализу своих поступков и действий;

1.2.3.Формировать стремление к анализу возможных противоречий;

1.3.Формировать эмоциональный компонент психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии:

1.3.1.Формировать позитивное восприятие себя, своих способностей и возможностей;

1.3.2.Формировать позитивное восприятие возможных противоречий;

1.3.3.Формировать позитивное восприятие сделанного профессионального выбора;

1.4. Формировать поведенческий компонент психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии:

1.4.1.Формировать умение самостоятельного поиска информации о профессиях;

1.4.2.Формировать умение принять на себя ответственность за сделанный профессиональный выбор;

1.4.3.Формировать умение нахождения компромиссов в случае возможных разногласий между имеющимися способностями и возможностями и требованиями профессии;

1.4.4.Формировать умение самостоятельного поиска альтернативных путей решения проблемы профессионального выбора;

1.4.5.Формировать умение самостоятельного планирования своей деятельности.

Проведенный процесс целеполагания позволяет определить компоненты структуры психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии:

Для создания модели психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в выборе профессии использован метод моделирования. Таким образом, на основании «Дерева целей» и структуры формирования психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии можно выявить модель психолого-педагогического сопровождения:

Сформированность у учащихся профессионального самоопределения является основным критерием и показателем эффективности работы по профориентации в школьный период.

Профессиональное самоопределение, будучи неотъемлемой частью развития личности, является сложной системой, включающей профессиональную направленность и профессиональное сознание, мотивация и отношение к выбору, социальное поведение, из которых первоначально формируются профессиональные предпочтения, переходящие впоследствии в профессиональные намерения. Выработанная способность и психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии детерминирует в дальнейшем и психологическую безопасность личности [2].

Процесс профессионального самоопределения – длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития.

Психолого-педагогическое сопровождение понимается нами как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии, через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.

Под психолого-педагогическим сопровождением понимается целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия [3].

Суть идеи психолого-педагогического сопровождения – комплексный подход к решению проблем развития. Понимание психолого-педагогического сопровождения процесса саморазвития личности как деятельности субъект-субъектной ориентации позволяет интенсифицировать процессы самопознания и творческой самореализации.

Роль психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников заключается в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, в помощи личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этих условий обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.

Во всем мощном потоке событий жизни свое место занимают и явления становления человека как субъекта труда, профессионального самоопределения. И хорошо, если рядом есть мудрый педагог, советчик. Основные результаты деятельности педагога существуют во внутреннем мире подрастающего человека как субъекта труда; поэтому от педагога ожидаются психологическая пытливость, интерес к психологической неповторимости персонально каждого, «вот этого» ученика [1].

Процессом профессионального самоопределения необходимо управлять [4]. Оценкой качества готовности учащихся к профессиональному самоопределению является ряд основных критериев:

- характеристика ценностей, связанных с профессиональным выбором;

- представленность индивидуально выраженных целей профессионального самоопределения;

- информационная подготовленность в отношении значимости профессионального самоопределения;

- наличие опыта социального взаимодействия, востребованного в профессиональном самоопределении;

- общий уровень самопознания, актуального для осмысления результатов профильного обучения.

Зрелый выбор предполагает, что старшеклассник осознает свои жизненные цели и планы, правильно оценивает возможность для их реализации, а сделанный им выбор не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет реализовать ему собственные намерения. Так, основными параметрами профессиональной зрелости личности человека являются:

- автономность;

- информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;

- умение принимать решения;

- умение планировать свою профессиональную жизнь;

- сопоставление знаний о себе, предпочитаемой профессии и карьерного выбора;

- эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения [5, 6].

Теоретический анализ показал, что психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.