Полный текст статьи
Печать

Сегодня проблема толерантности стоит особо остро, организуются различные конференции по данному вопросу, разрабатываются государственные программы. На первый взгляд все выглядит довольно просто и ясно, однако, когда дело касается непосредственно самой проблемы, ситуация выглядит очень запутанно.

Идея понимания человеком толерантности оказывается довольно спорной и сложной. Понятие толерантность имеет разные трактовки, рассмотрим некоторые из них.

Толерантное отношение к другой личности подразумевает признание и понимание того, что личность не просто другая, но также имеет право быть другой. Проявление толерантного и уважительного отношения к другой личности способствует свободному и открытому диалогу, достижению согласия в обществе.      В Международном правовом акте «Декларация принципов терпимости» термин «толерантность» упоминается как «терпимость» и имеет следующие дефиниции:

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.  Терпимость — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим [1].

Процесс формирования и развития толерантности как культуры иностранных студентов в педагогическом вузе представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов обучения и воспитания, которые представляют собой единое целое и направлены на осуществление качественной подготовки студентов, и включают: цель, содержание, организационные формы и методы обучения, педагогические условия [2].

Проблема формирования и развития толерантности иностранных студентов и по отношению к самим иностранным студентам стоит сегодня довольно остро еще и по причине накала политической обстановке на мировой арене. Еще одной насущной проблемой обучения иностранных студентов в вузах является негативное к ним отношение, а чаще всего и вовсе дискриминация по расовому признаку.

Социологи трактуют понятие «толерантность» (лат. tolerantia—терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) как терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям [3]. Толерантность не есть безразличие. Также толерантность не подразумевает принятие чужого мировоззрения или образа жизни, а лишь дает право другим жить в соответствии с собственным мировоззрением.

К психологическим детерминантам развития толерантности можно отнести моральную и нравственную толерантность [4].

Моральная толерантность означает терпимость, которая ассоциируется с личностью человека и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Здесь речь идет о некой условности, когда человек не проявляет нетерпимость, имеющуюся у него, но остающуюся внутри.

Нравственная толерантность включает в себя уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств.

Проблема нравственного воспитания молодежи особенно актуальна в многокультурном образовательном пространстве педагогического вуза, где совместно обучаются иностранные и российские студенты. Совместное обучение иностранных и российских студентов подразумевает диалог культур, при этом остро встает вопрос сохранения национальной самобытности. Отсюда следует, что для развития толерантности иностранных студентов в педагогическом вузе встает вопрос о поиске таких психологических детерминант как ценностносмысловые ориентиры, посредством которых и можно будет приобщиться к мировой культуре. Здесь главную роль играет развитие у студентов ценностного отношения к «чужой культуре».

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных компонентов, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности определяют широкую мотивацию его поведения, оказывают существенное влияние на все стороны его профессиональной деятельности. Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, социологии и психологии на всех уровнях их становления и развития как отдельных отраслей знания. В связи с этим, в каждой из этих областей понятие «ценности» рассматриваются по-разному и соответственно акцент на их специфических особенностях неодинаков.

С точки зрения философии «ценность» — значимость для жизни людей природных и культурных предметов, явлений, мыслей и поступков, выявляющаяся в процессе преобразования человеком мира и самого себя [5].

Ценность — любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры [6].

Именно в ценностях человек выражает свое отношение к действительности и к обществу. Любая ценность имеет смысл только в сравнении с другой, противостоящей ей. Люди стремятся к добру потому, что есть зло, защищают истину потому, что есть ложь, восхищаются прекрасным потому, что есть безобразное.

Формирование толерантности, как и любого другого качества личности, начинается в раннем детстве и продолжает развиваться в течение всей жизни человека; сфера образования имеет самое непосредственное отношение к развитию толерантности личности. Одним из важнейших условий воспитания всех видов толерантности является создание толерантной образовательной среды и подготовка педагогов к организации общения с учащимися на принципах толерантности; в процессе развития толерантности необходимо следовать общепедагогическим принципам: систематичности, деятельностного подхода, личностного подхода, культуросообразности и др. В активном взаимодействии и взаимокоординации иностранных студентов и принимающего образовательного общества появляется продуктивное основание для диалога культур, что ведет к интеграции.

Интеграция – это результат согласованности между культурными и ценностными значениями новой социокультурной среды и вступающей с ней во взаимодействие культуры. Интеграция помогает развитию культурной идентификации с новой культурной принадлежности, выходят на уровень взаимодействия, основанный на общечеловеческих ценностях. При этом иностранные студенты могут идентифицировать себя с новой культурой и постигать особенности нового социокультурного общества.

На наш взгляд формирование ценностного отношения к другим культурам возможно только в процессе совместной деятельности российских и иностранных студентов на основе этнической толерантности, что позволит решить многие педагогические задачи, воспитать положительный эмоциональный отклик по отношению к иным культурам, уважать и адекватно воспринимать особенности других этнических групп. Студенты разных этносов смогут заниматься совместной деятельностью в условиях диалога культур, смогут получать положительные эмоции от межкультурного общения. И, конечно же, это поможет воспитать ценностные отношения к представителям иных культур, как равных участников межкультурного общения [8].

Развитие и формирование межличностной толерантности студенческой молодежи предполагает, в первую очередь, развитие и формирование осознанного уровня толерантности. Это опосредованно тем, что студенты, получающие педагогические специальности осуществляют профессиональную деятельность непосредственно в системе «человек-человек». Одной из важных профессиональных компетенций для них является толерантность, а именно, межличностная толерантность в общении и взаимодействии с детьми и подростками, а также и с другими субъектами образовательного процесса.
Осознанию толерантности способствует развитие составляющих, компонентов толерантности, проявляющейся в межличностном общении, взаимодействии. Развитие когнитивного компонента толерантности формирует систему представлений о сложности, многомерности многообразия мира, о поведении толерантной личности, системы его поведенческих реакций на межличностное взаимодействие и общение с другими людьми. Это способствует формированию у студентов знания о себе и других, понимание себя и других, адекватному реагированию на других субъектов межличностного общения, преодолению стереотипов межличностного восприятия [9].

Развитие умений и способностей, проявляемых в толерантном поведении действии по отношению к партнеру по общению, взаимодействию соответствует развитию поведенческой толерантности. При развитии и формировании межличностной толерантности у студентов важно развивать восприятие, принятие и выполнение социальных норм, устойчивость, осмысленность, самостоятельность, высокий уровень коммуникативной компетентности.

При развитии и формировании толерантности в системе межличностных отношений в среде студенческой молодежи необходимо учитывать социально-психологические особенности личности студентов, психосоциальное развитие, интенсивное развитие их внутреннего мира [7]. Так как в период обучения в ВУЗе происходит устойчивая концептуальная социализация студентов, вырабатываются постоянные свойства личности, стабилизируются все психические процессы, личность студента приобретает выраженный характер. Интересы, стремления, установки в студенческом возрасте конкретизируются и, что особенно важно, закрепляются в реальных действиях и поступках.
Период обучения юношей и девушек связан с вхождением в новый образ жизни, приобщением к ценностно-значимым общественным формам деятельности, то есть профессии. В тот же самый момент отсутствие адаптационных способностей у студента может привести его к дистанцированию, готовностью изолировать себя от тех людей, чья «территория» охватывает пространство близких отношений, что является следствием межличностной интолерантности. 

Для преодоления возможных негативных последствий кризиса для личности студента, не способствующих активному развитию и формированию межличностной толерантности, необходимо, в первую очередь, организация социально-психологических условий адаптации к новым социально-психологическим условиям общения, взаимодействия и обучения. С этой целью рекомендуется педагогам и психологам проводить специальные психологические и педагогические мероприятия по социально-психологической адаптации студентов к новой социальной ситуации, развивать и формировать сплоченность учебной группы. Одним из таких мероприятий является социально-психологический тренинг, задачи которого:

  • · Создать положительный эмоциональный настрой каждого участника на работу в тренинговой группе, атмосферу доверия, безопасности, креативности, непринужденного, спонтанного взаимодействия.
  • · Организовать групповое взаимодействие.
  • Помочь участникам познакомиться, ближе узнать друг друга.
  • · Сформировать взаимные доброжелательные отношения внутри тренинговой группы.
  • · Создать условия и побудить к самораскрытию.
  • · Повысить уровень доверия в группе, групповую сплоченность.
  • · Усилить процессы эмпатии в группе.
  • · Развить навыки оценки проблемной ситуации и принятия решения.
  • · Овладеть навыками саморегуляции и преодоления стрессовых ситуаций.
  • · Развить ассертивность (уверенность в себе).
  • · Сформировать готовность к достижению личностного развития [8-10].

  Таким образом, для того, чтобы развитие толерантности иностранных студентов было более эффективным, необходимо создавать такие психологопедагогические условия, которые будут подавлять негативные характеристики и усиливать положительные. Подводя итог, можем отметить, что через формирование ценностных отношений к чужой культуре претворяются в жизнь идеи гуманизма, через процесс нравственного воспитания российских и иностранных студентов педагогического вуза. Благодаря воспитанию ценностных качеств, становится возможным находить эффективные пути межкультурного взаимодействия представителей разных этносов. А главное, формирование ценностного отношения выполняет заказ педагогического вуза и общества в целом — дать образование и воспитать личность толерантную к представителям иных культур.