Полный текст статьи
Печать

Универсального рецепта исцеления от эмоционального выгорания менеджера не существует, эта проблема решаема, если ею целенаправленно заниматься. Каждому человеку время от времени необходимо остановиться, оглянуться вокруг, побыть наедине с самим собой, подумать, откуда и куда он идет, с какой скоростью и с какими попутчиками, а главное — зачем, с какой целью.

Основную помощь при проявлении СЭВ менеджер может оказать себе самостоятельно, встав на путь профессионального развития, саморазвития, самосовершенствования. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, для этого проводят курсы повышения квалификации, конференции и пр. Кроме того человек, оставаясь в той же профессии, начинает делать акценты на том, что является для него проблемой. Так обретается новый смысл в старой профессии, а ее превращение в инструмент саморазвития становится профилактикой эмоционального выгорания. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов менеджера, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Для достижения успехов в профессиональной деятельности менеджер должен уметь «видеть» все новые смыслы профессии. Формирование мотивации профессионального развития тесно связано с эмоциями. Эмоционально-ценностное отношение человека к миру, оценочные отношения выражают значимые для человека моменты и составляют ту общую обширнейшую сферу, в пределах которой развертываются не только пассивно-эмоциональные процессы, переживания, но и активно-действенные, актуальные мотивационные процессы [1].

Существует категория людей, которая меньше подвержена синдрому эмоционального выгорания, для них такая проблема наносит наименьший вред для физического и эмоционального здоровья. Это люди, которые целенаправленно заботятся о своем здоровье и тщательно следят за своей физической формой. Также сюда можно отнести людей, которые имеют достаточно высокую самооценку и уверенность в своих умениях, навыках и способностях. Эмоциональному выгоранию в меньшей степени подвержены те люди, которые могут проявлять гибкость в стрессовых ситуациях. Такие личности зачастую отличаются высокой подвижностью, коммуникабельностью, открытостью, самостоятельностью и умением решать проблемы, полагаясь исключительно на себя. Умение поддерживать оптимистические взгляды относительно себя и своего окружение – также отличная профилактика синдрома эмоционального выгорания Обзор психолого-педагогической литературы показал, что многие авторы соотносят психологическую устойчивость личности с устойчивостью эмоциональной, которая обеспечивает возможность противостоять нежелательному влиянию социума. Эмоциональная устойчивость – один из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности [2, 3, 4].

Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее креативность в ситуациях межличностного взаимодействия и – как следствие – меньше пресыщение и утомление в ситуациях делового общения. Развитие творческого потенциала – путь к преодолению эмоционального выгорания [5].

Необходимым условием предупреждения эмоционального выгорания  менеджера  является  целенаправленное  формирование  познавательно-профессиональной активности [6].

Первый шаг к преодолению выгорания —
понять свои цели и представить образ будущего, ответить себе на вопрос, в чем смысл того, что я сейчас делаю, зачем я это делаю.

Мотивы подготавливают целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивают его. Цель в профессиональной деятельности – это направленность на конечные и промежуточные результаты труда, это осознанный образ результата труда у человека. Чтобы реализовать потребности и мотивы, надо поставить и воплотить в жизнь цели. Постановка и реализация самим человеком цели означает его внутреннее саморазвитие [7]. При формировании мотивации профессиональной деятельности менеджеров следует учитывать, что учебно-профессиональная деятельность состоит из последовательности действий и что мотив – важная составная часть структуры и действия, и деятельности. У них общий мотив. Цель деятельности и цели действий, в нее входящих, не совпадают. Цели действий обусловливаются смыслом деятельности как своеобразным стержнем осуществляемой программы. Но прежде чем целенаправленная учебно-профессиональная деятельность начнет осуществляться, развивается еще одна ее стадия – формирование программы действий [8].

Саморазвитие менеджера — это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

- личностного развития;

- интеллектуального развития;

- профессионального развития;

- поддержания физического состояния.

Профессиональное саморазвитие — это не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:

- внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;

- способность к саморазвитию;

- понимание содержания и методических основ саморазвития.

Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:

- организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности - от корпоративной культуры предприятия;

- доступности для менеджера современных информационных систем, а также подготовленности менеджера к работе с ними;

- методического обеспечения условий профессионального развития.

Для того чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были:

- внутренняя мотивация профессиональной деятельности;

- способность к саморазвитию.

При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера в вопросах и методах саморазвития, а также наличие указанных внешних организационно-методических условий. Саморазвитие не происходит без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.

Уровень активности профессионального развития определяется структурой мотивов трудовой деятельности менеджера. Если в этой структуре внутренние мотивы занимают доминирующие позиции или, еще лучше, один из них является ведущим мотивом, то это обеспечивает мотивированность менеджера на саморазвитие. Если же ведущим мотивом является один из внешних мотивов и в структуре мотивации менеджера на позициях доминирующих отсутствуют внутренние мотивы, можно говорить об отсутствии мотивированности на профессиональное саморазвитие, самосовершенствование.

Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности — процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у менеджера мотивированность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов. Наличие данной мотивации является одним из главных профессиональных качеств менеджера, способного самостоятельно сделать карьеру и добиться успеха в процессе преобразований.

Развитие личности менеджера происходит благодаря разнообразию видов его деятельности и взаимодействию с другими людьми. Но наиболее активно оно происходит тогда, когда разносторонний профессионализм дополняется целенаправленным саморазвитием. Способностями к саморазвитию, так же, как и мотивированностью на саморазвитие, обладают далеко не все менеджеры. Однако в отличие от мотивации способность к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро.

Основу способности к саморазвитию составляют умения:

- видеть свои недостатки и ограничения;

- анализировать их причины в собственной деятельности;

- критически оценивать результаты своей работы, причем не только неудачи, но и особенно успехи.

Не все менеджеры обладают вышеперечисленными умениями в достаточной мере, а сформировать их самостоятельно сложно. Поэтому для создания предпосылок саморазвития менеджеру необходимо пройти специальное обучение, объем которого индивидуален для каждого.

Наличие мотивации и способности к саморазвитию свидетельствует о том, что менеджер уже не нуждается во внешней опеке своего профессионального роста. Он сам способен сделать максимальные усилия для того, чтобы полностью реализовать свой внутренний потенциал профессионального развития и достичь успехов, соответствующих ему. Только грамотный в этих вопросах менеджер может оценивать реальные возможности и выбирать правильное направление своего развития. Возможности отражаются в задачах развития, которые менеджер ставит перед собой. Задачи могут быть реальными или нереальными. Реальными они оказываются тогда, когда соответствуют имеющимся к данному моменту достижениям. Например, не владея эффективными коммуникативными навыками, менеджер не сможет научиться организовывать и эффективно управлять групповой деятельностью. Такой менеджер не понимает своих реальных возможностей. Неадекватная оценка своих профессиональных и человеческих качеств — путь к неврозу, а не к успеху в профессиональном росте. В содержательном плане существуют три направления профессионального развития:

- формирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые ему необходимы. Это трудная задача, и без помощи консультантов, преподавателей и тренеров ее не решить. Но организованные усилия в этом направлении саморазвития могут дать наиболее заметный эффект;

- развитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Эту задачу с успехом решают многие менеджеры без внешней помощи, конечно, из тех, кто ее осознает;

- устранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Это трудная задача, для ее решения большинству менеджеров необходима помощь тренеров и консультантов.

Эмоциональное  выгорание  является  главной  проблемой  личности  и  профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание является продолжительным и губительным процессом, как для здоровья человека, так и для профессиональной деятельности [9, 10]. Способствовать возникновению выгорания могут различные факторы, причины, особенности личности. Синдром эмоционального выгорания можно  и нужно своевременно предупреждать.

Таким образом, профессиональное развитие и саморазвитие являются одним из эффективных способов профилактики эмоционального выгорания менеджера при условии одновременного наличия благоприятных для развития внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы это комплекс определенных качеств, умений и способностей, которые менеджер может развивать в себе. Внешним фактором служит уровень корпоративной культуры предприятия, на котором трудится менеджер. При выше перечисленных условиях складывается ситуация когда и менеджер готов к качественным переменам в своей жизни и внешняя обстановка способствует процессу развития.