Полный текст статьи
Печать

Актуальность. В специальной литературе, посвященной проблеме дошкольного образования особое внимание уделяется формированию у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов [1, с.59] общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через совместную деятельность с другими людьми.

Принципиальный подход к решению данной проблемы был представлен еще в трудах Л.С. Выготского [цит. по 2, с.31], который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и возможности компенсации определенных недостатков онтогенеза аномального ребенка. Так, автор утверждает, что формирование коммуникативных навыков детей растущих без родителей является одной из приоритетных коррекционных задач специальных образовательных учреждений, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных навыков субъектов общения [цит. по 3, с.27].

Вместе с тем, анализ многочисленных теоретических исследований и практических результатов, посвященных особенностям формирования коммуникативных навыков дошкольников в условиях социального приюта свидетельствует о том, что многие вопросы остаются малоизученными и недостаточно разработанными. Так, слабо изученной выглядит структура коммуникативных навыков дошкольников, не в полной мере рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных навыков таких детей. Кроме того, недостаточно внимания уделяется формированию коммуникативных навыков дошкольников, воспитывающихся вне семьи. Такие депривационные условия онтогенеза предполагают учет их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных навыков, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии). При этом, недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования коммуникативных навыков, как сюжетно-ролевые игры; не уделяется внимания формированию адекватной самооценки как одному из условий развития коммуникативных навыков [4].

Известно, что личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Та модель внутрисемейных отношений, которые усваивает ребенок с первых дней своего развития, в дальнейшем во многом будет определять его дальнейшие эмоциональные и поведенческие стереотипы и в более широком окружении. Известно, что приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит, прежде всего, через такие социальные институты, как семья, образовательная, культурная, в том числе и религиозная среда. При этом, воздействие семьи оказывает преимущественное влияние на последующее участие ребенка в жизни общества. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.

Как свидетельствуют исследования, проведенные в этой области, дети, прибывшие в приют, пережили на своем коротком веку немало потрясений. Это и  безнадзорность, и жестокое обращение, пьянство и асоциальное поведение родителей, а нередко и физическое насилие. У детей зачастую оказываются не сформированы элементарные навыки культуры поведения. Разрушены, или искажены нормальные социальные связи, отсутствует потребность в познании, общении, игре. Таким образом, если ребенок не получает должного воспитания в семье, то ввести его в мир взрослого общества, научить жить по общим законам необходимо педагогам и воспитателям [4; 5; 6].

Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей, находящихся в социальных приютах, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей оказывается значительно затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений [7].

Кроме решения задач воспитания подрастающего поколения, не менее актуальным является другой аспект рассмотрения проблемы общения, а именно - формирования личности в процессе воспитания. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование её главных её свойств: мотивационно-потребностной и нравственной сфер, волевых качеств , а так же мировоззрения, как ядра личности [8, 9].

Таким образом, нерешенность целого ряда вопросов в этой области и обусловил актуальность и целесообразность предпринятого нами исследования.

Материал и методы. Изучение особенностей формирования коммуникативных умений проводилось на базе МАДОУ ЦРР-Д/с №453 Ленинского района г. Челябинска. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 10 человек. Обследованные дети по данным медицинских карт относились к здоровым и практически здоровым. Из исследования были исключены дети с острыми и хроническими соматическими заболеваниями, а также страдающие установленными психическими расстройствами.

В исследовании была поставлена цель теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта.

В качестве объекта исследования рассматривались коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в условиях социального приюта

В исследовании был использован комплекс методов, помогавший в оптимальной степени ответить на поставленные вопросы. В качестве теоретических были выбраны системный и субъектно-деятельностный подход, моделирование. Как эмпирические, были использованы наблюдение, беседа, эксперимент; психодиагностические методики «Cекрет» Я. Л. Коломинского в модификации Т.А. Репиной, «Социометрия», а также методы формирующего эксперимента (комплексные образовательные и тренинговые взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста, игры)

Результаты и обсуждение.

Избирательные отношения между детьми возникают очень рано, еще в период раннего детства, а в дошкольном возрасте они достигают уже высокой степени развития. Однако в совместных играх детей и их общении эти избирательные отношения могут не обнаружиться. По поведению и реальному общению детей в группе воспитатель не может в полной мере судить об их симпа­тиях. Дети не всегда имеют возможность играть с теми, кто им нравится.

При изучении избирательных отношений в группе испытуемых была использована методику Я.Л.Коломинского «Секрет», в основу которой положен принцип «выбор в действии».

Для проведения эксперимента необходимо было заранее подготовить привлекательные открытки или переводные картинки, по 3 штуки на каждого ребенка, и 6-8 запасных. По сути, это игра, в которой каждый ребенок, «по секрету» от остальных, дарит предложенные ему картинки по собственному выбору трем другим детям группы.

Как свидетельствуют полученные результаты, в группе испытуемых только один ребенок (10%) стал обладателем статуса «Звезда», который набрал 6 баллов. Кроме того была выявлена группа «принятых» детей (5 человек, или 50%), получивших от 3 до 5 баллов, а также была группа «непринятых» детей (4 ребенка, или 40%), получивших наименьшее количество выборов – 1…2 балла. «Изолированных» детей, то есть получивших 0 баллов, в группе не оказалось. Количество взаимных выборов в исследуемой группе составило 19 баллов.

Особенности систем неформальных отношений в группе испытуемых детей, степень их психологической совместимости, а также внутригрупповые статусы и качество психологической атмосферы группы в целом было изучено с помощью методики социометрического опроса.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей не смогли сделать нужное количество положительных и отрицательных выборов. Только 20% (2 ребенка) сделали по три положительных выбора, 40% (4 ребенка) сделали по два положительных выбора, 20 % (2 ребенка) сделали только по одному положительному выбору и 20% (2 ребенка) не сделали ни одного положительного выбора. Все дети сделали по два отрицательных выбора,  10% (1 ребенок)  не сделал ни одного отрицательного выбора.

Такое распределение положительных выборов позволило нам определить статусное положение детей и квалифицировать их по условным статусным категориям:

I «предпочитаемые» («лидеры») – которых выявлено не было;

II «принятые» - 30% (3 ребенка);

III «непринятые» - 40% (4 ребенка);

IV «изолированные» - 30% (3 ребенка).

Таким образом, большинство детей было отнесено к категории «непринятых» 4 человека (40% из числа испытуемых). Три ребенка (30% из числа испытуемых),  оказались в категории «принятых» и три (30% из числа испытуемых), в категории «изолированных». Детей, получивших максимальное количество выборов (5-6  выборов) и отнесенных к категории «предпочитаемых» выявлено не было.

В результате соотнесения числа членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I-II) – 30% (3 человека), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV) – 70% (7 человек), мы с полным основанием можем утверждать, что в данной группе наблюдается низкий уровень благополучия взаимоотношений.

Кроме того, анализ результатов показал определенную связь социометрического статуса и уровня развития коммуникативных навыков детей. Так, наивысший уровень развития коммуникативных навыков продемонстрировал только один испытуемый, который набрал наибольшее количество баллов (4 балла) и, при этом у нее же отмечен и самый высокий социометрический статус (40%). У большинства детей отмечался низкий уровень развития коммуникативных навыков, они набрали от 1 до 3 баллов, а их социометрический статус составляет 10-30%. У троих детей уровень развития коммуникативных навыков оказался очень низким, они не набрали ни одного балла, а их социометрическом статусе составлял 0%.

На основании числа взаимных положительных выборов и общего количества положительных выборов мы определили, что коэффициент взаимности равен 56,25%, что может рассматриваться как положительный показатель, так как он больше 20%.

Наиболее важным качественным показателем, отражающим причины предпочтений детей, являлся характер мотивов выбора партнера для общения. Проведенная с испытуемыми беседа позволила выделить 3 группы мотивов выбора партнера для общения.

1 группа - дети без осознанного мотива выбора, которые не могут объяснить причин своего положительного отношения к партнеру. Испытуемые на вопрос о причине выбора чаще всего отвечали «Не знаю» или молчали (3 челвоека)

2 группа - дети, выделяющие общее положительное отношение к сверстнику: «Он хороший», «Я ее люблю» (5 человек)

3 группа - дети, которые, выбирая партнера для общения, опираются на его внешние качества: «У нее красивое платье» (2 человека)

Таким образом, подводя итог по двум методикам, можно сказать, что почти половина испытуемых затрудняется сразу мотивировать свой выбор (на поставленный вопрос о причинах дружеских отношений дети не отвечают, часто замыкаясь в себе, либо давая неопределенный ответ). И только после повторных вопросов удается выяснить мотивы выбора партнера по общению. Следует отметить, что дошкольники не выделяли партнера по общению на основании совместной деятельности, что является отрицательным показателем. У большинства детей критерий отрицательного выбора был мотивирован плохим поведением ребенка («Он дерется», «Она щиплется») (60% из числа исытуемых). Остальные дети не смогли объяснить причину своих отрицательных выборов (40% испытуемых).

Изучение дошкольников, которые оказались в противоположных статусных категориях, позволило дать ответ на вопрос об истинных мотивах выбора партнера для общения в группе детей. В процессе изучения причин изоляции дошкольников в группе социального приюта было выявлено, что среди «непринятых» и «изолированных» детей оказывались дети с низким уровнем коммуникативных возможностей. «Непринятые» и «изолированные» дети находились в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности. Их игровые умения были развиты слабо, носили манипулятивный характер. Такие дети практически не принимали участия в детских играх, попытки общения со сверстниками нередко оказывались неудачными, в результате чего ребенок становился либо агрессивным, либо плаксивым, некоторые дети попадали в изоляцию из-за отрицательных черт характера: эти дети драчливые, порою агрессивные, неуравновешенные.

Заключение. Таким образом, недостаточно сформированные коммуникативные умения у старших дошкольников  приводят к стойким нарушениям деятельности общения, при этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Полученные данные свидетельствуют о необходимости планомерного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста, разработки соответствующих уровню их развития приемов и методов коррекционно-педагогического воздействия, определения реальных возможностей оптимизации игровой и учебной деятельности за счет усиления коммуникативной направленности каждой из них.