Полный текст статьи
Печать

Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Данное определение включает в себя исправление недостатков, неправильностей, не требующих коренных изменений корректируемого процесса или явления. Значительно уже понятие психологическая коррекция - это система мероприятий, направленная на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия; психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента [1]. Понятие «модель» в широком смысле трактуется, как образец какого-нибудь изделия [2].

Таким образом, под словосочетанием «модель коррекции» мы подразумеваем образец, последовательность исправления какого-либо процесса, в данном случае – страхов.

Процесс построения модели называется моделирование, которое предполагает 2 основных этапа:

1. Разработка модели;

2. Исследование модели и получение выводов.

Для построения модели психолого-педагогической коррекции страхов детей мы использовали метод целеполагания.

Целеполагание – это построение цели, обдумывание образа желаемого.

Чтобы осуществить целеполагание необходимо построение дерева целей. «Дерево целей» - графически представленные взаимосвязи целей и задач. Для построения дерева целей для внедрения психолого-педагогической программы мы использовали вариант, предложенный В.И.Долговой [3].

Вершиной «дерева целей» является генеральная цель исследования, ветви «дерева» цели первого, второго и т.д. порядка. В этом случае используется метод целеполагания.

Генеральная цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии.

Далее представлены частные цели:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы страхов детей дошкольного возраста.

2. Организовать и провести исследование страхов детей дошкольного возраста.

3. Провести опытно – экспериментальное исследование страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии.

На третьем ярусе находятся цели, конкретизирующие частные цели.

Первой нашей целью является – изучение теоретических аспектов проблемы страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет. Это предполагает:

1.1. Изучить понятие «страх» в психолого-педагогической литературе.

1.2. Выявить особенности страхов детей дошкольного возраста.

1.3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии.

Вторая цель – организация и проведение исследования психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии:

2.1. Определить этапы, методы и методики исследования.

2.2. Охарактеризовать выборку, провести анализ результатов констатирующего эксперимента [3].

Третья цель нашего исследования – проведение опытно – экспериментального исследования психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии предполагает:

3.1.Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии.

3.2.Провести анализ результатов формирующего эксперимента.

 3.3. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии.

 3.4. Разработать технологическую карту внедрения.

Модель психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии представлена на рисунке 1.

Модель содержит 4 блока: теоретический, диагностический, коррекционный, аналитический [4, 5, 6].

Теоретический блок включает в себя изучение понятия страх, определение видов и причин страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет, изучение литературы по теме.

Диагностический блок – исследование уровня страха у детей дошкольного возраста 5-6 лет, которое проводилось в 2 этапа:

1) Поисково-подготовительный: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2) Опытно-экспериментальный: диагностика страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет при помощи методик: опросник на выявление страхов Т.П. Смирнова, методика выявления страхов у детей с помощью рисования А.И.Захарова, метод беседы [7, 8].

Коррекционный блок предполагает подбор коррекционных игр и упражнений, которые будут использоваться в разработке занятий, направленных на коррекцию страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет методом сказкотерапии.

На основе теоретического, диагностического и коррекционного блоков строится модель психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет методом сказкотерапии.

Цель программы: коррекция страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет методом сказкотерапии.

Задачи программы:

1. Снизить уровень эмоционально-отрицательных переживаний.

2. Развить навыки социального поведения.

3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

4. Сформировать позитивное отношение к своему Я.

Методы программы:

  1. Сказкотерапия.
  2. Арт-терапия.
  3. Игротерапия.

Аналитический блок предполагает повторную диагностику и сравнение результатов исследования.

Таким образом, данная модель состоит из четырех последовательных блоков, направленных на достижение одной цели – коррекцию страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет методом сказкотерапии.

Исследование психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет методом сказкотерапии проходило в несколько этапов:

1. Поисково-подготовительный: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:

- проблема страха в психологических исследованиях;

- особенности страхов старших дошкольников;

- подбор методов и методик исследования.

На этом этапе мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме страхов у детей дошкольного возраста 5-6 лет. Тревожность и детские страхи исследовали ученые А.И. Захаров, К.Е. Изард, Ч.Д. Спилбергер, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханина и др., но данная проблема остается актуальной в практической психологии. Мы изучили теорию, касающуюся понятия страх и особенностей проявления страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет, чтобы иметь представление об объекте исследования и о категории исследуемых, а так же определить критерий для подбора методов и методик исследования. Результаты работы на данном этапе позволили иметь полное представление о проблеме исследования, определить ее актуальность, сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования [9].

2. Констатирующий эксперимент: исследование страхов у детей дошкольного возраста 5-6 лет при помощи методик: опросник на выявление страхов у детей на основе опросника (Т.П. Смирнова), методика выявления страхов у детей с помощью рисования (А.И. Захарова), беседа как метод выявления страхов (А.И.Захарова), интерпретация и анализ результатов диагностики.

После определения методик мы приступили к реализации данного исследования, которое проводилось в МБДОУ ЦРР Д/с № 457 г. Челябинска, выборку составили дети старшей группы в возрасте 5-6 лет.

3. Опытно-экспериментальный (формирующий эксперимент): апробация программы психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет методом сказкотерапии [10].

После проведения первичной диагностики по выявлению страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет мы приступили к формирующему эксперименту, который представляет собой разработку и реализацию программы по коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет методом сказкотерапии.

4. Контрольно-обобщающий: проверка гипотезы исследования, обобщение результатов исследований, формулировка выводов.

Этап представляет собой обработку и анализ результатов, полученных после коррекции, сравнение этих данных с данными первичного исследования. На данном этапе были использованы: метод математической статистики Т-Вилкоксона, анализ и синтез полученных данных, графические материалы, представленные таблицами и рисунками.

Особо подчеркнем, что успешность реализации нашей Модели психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет можно обеспечить только при условии позитивного отношения всех членов коллектива дошкольного учреждения к этой работе [11].

Именно поэтому нами составлены рекомендации для всего педагогического коллектива, в которых отражено поэтапное внедрение названного взаимодействия в практику.

Разворачивается внедрение на семи этапах.

Этапы внедрения инновационной технологии:

1. Целеполагание внедрения

2. Формирование положительной психологической установки на внедрение

3. Изучение предмета внедрения

4. Опережающее (пробное) освоение предмета внедрения

5. Фронтальное освоение предмета внедрения

6. Совершенствование работы над темой

7. Распространение передового опыта освоения предмета внедрения

 

Генеральная цель и задачи каждого этапа представлены далее.

 

1 этап.

Генеральная цель: «Определить цель внедрения».

1.1. Изучить необходимые документы по предмету внедрения

1.2. Поставить цель внедрения

1.3. Разработать этапы внедрения

1.4. Разработать программно-целевой комплекс внедрения

 

2 этап

Генеральная цель: «Формировать установку на внедрение»

2.1. Выработать состояние готовности к освоению предмета внедрения у администрации факультета

2.2. Сформировать положительную реакцию на предмет внедрения у всего педагогического коллектива

2.3. Сформировать веру в свои силы по внедрению технологии

 

3 этап

Генеральная цель: «Формировать знания о внедрении»

3.1. Изучить всем коллективом необходимые документы о предмете внедрения

3.2. Изучить сущность предмета внедрения

3.3. Изучить методику внедрения темы

 

4 этап

Генеральная цель: «Провести пробное внедрение»

4.1 Создать инициативную группу для опережающего внедрения темы

4.2. Закрепить и углубить знания и умения, полученные на предыдущем этапе

4.3. Обеспечить инициативной группе условия для успешного освоения методики внедрения темы

4.4. Проверить методику внедрения

 

5 этап

Генеральная цель: «Осуществить фронтальное внедрение»

5.1. Мобилизовать педколлектив на внедрение инновационной технологии

5.2. Развить знания и умения, сформированные на предыдущем этапе

5.3. Обеспечить условия для фронтального внедрения

5.4. Освоить всем коллективом предмет внедрения

 

6 этап

Генеральная цель: «Совершенствовать методику внедрения»

6.1. Совершенствовать знания и умения, сформированные на предыдущем этапе

6.2. Обеспечить условия совершенствования методики работы по предмету внедрения

6.3. Совершенствовать методику освоения темы

 

7 этап

Генеральная цель: «Распространить передовой опыт внедрения»

1.1.        Изучить и обобщить опыт внедрения инновационной технологии

1.2.        Осуществить наставничество над подразделениями, приступающими к внедрению

1.3.        Осуществить пропаганду передового опыта внедрения

1.4.        Сохранить и углубить традиции работы над темой, сложившиеся на предыдущих этапах.

 

В процессе внедрения инновационных технологий педагоги выполняли комплекс заданий, в том числе, проходили тестирование. Вопросы теста соответствовали профессиональному развитию, например:

39. Установите соответствие характеристик педагогического коллектива и их содержания:

1.           педагогические характеристики

2.           организационные характеристики

3.           психологические характеристики

а.           система целей, ценностно-нормативное единство, уровень квалификации и повышенное профессиональное стремление, сочетание профессиональной деятельности с творчеством

б.           система делегирования полномочий, система трудовых зависимостей, условия труда

в.           профессиональная направленность, общение, основанное на сотрудничестве

Были обсуждены психологические критерии результативности внедрения инновационной технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения по следующей форме (таблица 1): 

Таблица 1. Критерии успешности внедрения инновационной технологии. 

КРИТЕРИЙ (типичные и специфические признаки объекта, позволяющих отличить его от других объектов)

ХАРАКТЕРИСТИКА КРИТЕРИЯ

(количественная и качественная характеристика рассматриваемого предмета и способ установления его значимости для действующего и познающего субъекта)

 

В этой статье мы не раскрываем критерии, поскольку не ставили такой задачи. Но проведенная подобным способом аналитическая деятельность позволила обобщить результаты исследования, внедрить их в практику, разработать рекомендации для родителей и педагогов.