Полный текст статьи
Печать

Выявление и развитие талантливой молодежи является приоритетным направлением развития современной системы образования, что обусловлено возрастающей потребностью современного общества в таких специалистах, которые отличаются нестандартным мышлением, способностью не только успешно овладевать знаниями, но и продуцировать новые знания, идеи. Поэтому общеобразовательная школа призвана создавать условия для выявления и развития интеллектуально-творческого личностного потенциала способных и одаренных детей.

Проблема одаренности не является новой для отечественной психолого-педагогической науки. В разное время к ней обращались Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, А.И. Савенков и др.. Однако, на сегодняшний день нет единой общепринятой концепции одаренности; по мнению исследователей, понятия «одаренность» и «одаренные дети» нуждаются в точном определении [1]. Из всех многочисленных аспектов данной проблемы мы остановимся на создании условий для развития одаренности, одаренных детей.

Создание условий для развития одаренных детей опирается на идею о ведущей роли социального фактора в развитии одаренности, которая имеет много сторонников и считается наиболее разработанной. В мировой и отечественной практике образования существуют разные подходы к пониманию таких условий [2]. Развитие одаренных и способных детей может осуществляться в условиях раздельного обучения (создание элитарных школ для одаренных детей с системой жесткого отбора в них) и в условиях инклюзивного обучения. В данном контексте включенность (инклюзия) означает не только интеграцию одаренных детей в школьные классы, но и меры наилучшего содействия каждому ученику с его индивидуальными способностями. Речь идет о пробуждении, стимулировании и развитии специфических интересов и талантов в особой педагогической форме, ставящей во главу угла индивидуальную траекторию обучения. Поэтому школе необходимы различные подходы для содействия одаренности [2].

Каждая образовательная организация строит свою модель работы в данном направлении. Очевидно, что в единой образовательной системе эти модели не имеют принципиального отличия. Но в каждой школе, особенно если речь идет об инновационных образовательных организациях, данное направление реализуется с учетом сложившихся традиций и имеющихся условий (организационных, финансовых, кадровых и т.п.).

Рассмотрим условия для развития детской одаренности, которые созданы в КОГОАУ «Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка». К ним мы относим: систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как основу урочной деятельности; систему внеурочной деятельности; организацию проектно-исследовательской деятельности гимназистов; реализацию индивидуальной образовательной траектории в профильной школе; конкурсное и олимпиадное движение.

Основу урочной деятельности гимназии с 1991 года составляет система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (РО).

Все основные учебные предметы образовательной системы РО построены на основании теории учебной деятельности, на признании того факта, что между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность. Реализация такой деятельности возможна только на специальном организованном предметном содержании. Таким содержанием развивающего образования в системе РО являются теоретические понятия.

Обучение строится в соответствии с тремя базовыми принципами:

-               предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач;

-               освоение общего способа ни в коем случае не может быть только лишь его сообщением – информированием о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие;

-               учебная деятельность ученика строится как поиск и проба средств решения задачи.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также основ учебной самостоятельности и инициативности гимназистов. Таким образом, образовательная система РО позволяет, прежде всего, сформировать у ребенка основы рефлексивного (теоретического) мышления, учебной самостоятельности, поисковой активности и ответственности школьника. Элементы РО используются и в курсе подготовки к первому классу гимназии в «Школе развития».

Система РО полностью отвечает новым целям образования. В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов». В РО индивидуально всё: выбор форм взаимодействия (групповое и парное сотрудничество), методов обучения, способов деятельности, выбор уровневых заданий, дифференциация домашнего задания, уровневые контрольные работы. Идет учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), развитие самоконтроля и самооценки деятельности школьника. Ученик становится субъектом своей деятельности. «Позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, а позиция человека, совершенствующего самого себя».

С 2014 года гимназия является региональной инновационной площадкой по теме «Управление качеством образования на основе образовательных потребностей и интересов обучающихся в условиях реализации ФГОС». На сегодняшний день гимназия реализует модель учёта образовательных потребностей и интересов гимназистов через разработку индивидуальных образовательных маршрутов на всех этапах общего образования.

Второе направление в создании условий для развития одаренности – внеурочная деятельность. Она организуется в гимназии по пяти направлениям развития личности, заложенным в образовательном стандарте (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Внеурочные занятия ведутся не только учителями гимназии, также используются возможности образовательных организаций дополнительного образования детей - Школы Искусств, художественной и музыкальной школ, городского музейно-выставочного центра, организаций культуры и спорта.

Выбор внеурочной деятельности является частью реализации индивидуального образовательного маршрута гимназиста и осуществляется с учетом его потребностей и интересов, пожеланий родителей, рекомендаций учителей-предметников.

Внеурочная деятельность реализуется в различных формах: студии и секции, экскурсии, участие в работе Гимназической академии наук, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно полезная деятельность и т.д. Нужно отметить, что внеурочные занятия организуются не только для учеников одного класса, но и в параллели, а также создаются разновозрастные группы. Ежегодно проводятся декады, интеллектуальные предметные и межпредметные марафоны, фестивали, дни наук и др.

В основе организации внеурочной деятельности также лежат и принципиально новые средства и технологии. Например, использование видеоконференцсвязи, дистанционные занятия (портал «Дневник.ру»), вебинары и др..

Но нет ничего более значимого и эффективного, чем индивидуальная кропотливая работа с одаренным ребенком. Только здесь в полной мере возможен учет его индивидуальных особенностей и потребностей.

Большой потенциал для учета развития детской одаренности имеет организация проектно-исследовательской деятельности ребенка. Мы занимаемся исследованиями как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В наши рабочие программы заложен один проект в год по каждому предмету, а во внеурочной деятельности учащиеся занимаются исследованиями по желанию и показывают высокие результаты, участвуя в конкурсах различного уровня. В гимназии 17 успешно работает научное общество учащихся Гимназическая Академия Наук (ГАН). Это объединение детей, увлеченных определенной областью науки или искусства, стремящихся повышать свои интеллектуальные способности, обогащать социальный опыт, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности под руководством консультантов: учителей гимназии, родителей, ученых и преподавателей ВУЗов, творческих работников. Цель ГАН: привить детям любовь к исследованиям, интерес к познанию. Гимназия много лет является региональным представителем всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». Ежегодно гимназисты становятся победителями таких конкурсов исследовательских и проектных работ, как «Шаг в будущее», Конкурс им. Вернадского, «Первые шаги в науке», «Меня оценят в XXI веке» и другие.

В профильной школе центральной частью индивидуального образовательного маршрута становится индивидуальный учебный план (ИУП). Это гордость гимназии и ее уникальная особенность. Каждый девятиклассник имеет возможность выбрать предметы для изучения на профильном уровне в 10-11 классах. На сегодняшний день в 10-11 классах гимназии 149 обучающихся и 149 ИУП. Это дает нашим выпускникам более широкие возможности выбора ВУЗов и специальностей, а педагогам ‑ возможность более качественно готовить гимназистов к итоговой аттестации.

Важным условием для выявления и развития детской одаренности является конкурсное и олимпиадное движение. Для гимназистов это и возможность проверить свои способности, и проявить неординарные качества, узнать новое, выйти за рамки школьной программы.

В гимназии налажена четкая система организации участия в очных и дистанционных олимпиадах и конкурсах. Так, за прошлый 2014 -15 учебный год 1620 раз гимназисты приняли участие в дистанционных конкурсах (при общем количестве обучающихся 822 человека), получили 583 награды; 960 раз – в дистанционных олимпиадах, из них успешно - в 629. В традиционных Всероссийских и Международных конкурсах и олимпиадах, таких, как Русский медвежонок, Кенгуру Гелиантус, Бриджис, Британский Бульдог, Снейл и другие, гимназисты поучаствовали 1672 раза.

Мы являемся активными участниками очных конкурсов и олимпиад областного уровня: Турнир им. Ломоносова, Математическое домино, открытая физико-математическая школа, Эвристика и многие другие.

В реализации олимпиадного движения гимназия активно сотрудничает с такими организациями, как ЦДООШ, ЦИТО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», гимназиями и лицеями Кирова и области.

Что касается подготовки к олимпиадам в рамках Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ), то в гимназии в течение года систематически ведется работа по подготовке команд гимназистов-олимпиадников. Для них организуются индивидуальные занятия, очные и дистанционные стажировки, учебно-тренировочные сборы, профильный лагерь, в том числе во время каникул. В результате гимназисты ежегодно становятся победителями и призерами регионального этапа ВсОШ и представляют область на заключительном ее этапе.

С целью выявления и развития одаренных детей в гимназии разработана и внедрена система мониторинга достижений учащихся, включающая достижения гимназистов в урочной деятельности, результаты участия в конкурсах и олимпиадах (очных и дистанционных), результаты участия в проектно-исследовательской деятельности.

Параллельно ведется работа психолого-педагогической службы гимназии по диагностике и психологическому сопровождению гимназистов. Вся информация собирается в электронной базе данных гимназии, а успех и продвижение каждого ученика фиксируются в его личном Портфолио.

Разработана и внедрена система поощрения одаренных детей и их наставников. Система поощрения детей, ставших победителями олимпиад и конкурсов различного уровня, включает в себя материальное стимулирование гимназистов (в том числе премия Правительства Кировской области), чествование одаренных детей на традиционном гимназическом празднике «Виват, гимназия!». В соответствии с гимназическим «Положением об оценивании знаний обучающихся» оцениваются личные достижения обучающихся в очных и дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах, в том числе учебно-исследовательских, а также в соревнованиях различного уровня.

По-настоящему талантливого ребенка может воспитать только по-настоящему талантливый педагог. В связи с этим в гимназии спланирована система повышения квалификации по данному направлению: курсы для учителей и творческие лаборатории на базе гимназии. В методическом кабинете обобщен опыт работы учителей с одаренными детьми. На различном уровне публикуются статьи и методические пособия педагогов. Система поощрений учителей за работу с одаренными детьми закреплена гимназическим «Положением об оплате труда работников КОГОАУ «Гимназия №1» в разделе «выплаты стимулирующего характера».

Итак, в гимназии созданы условия для выявления и дальнейшего развития одаренных детей. Для этого:

-     разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию работы с одаренными и талантливыми детьми;

-     реализуется система развивающего обучения как основа системно-деятельностного подхода к развитию одаренной личности;

-     внедрена модель внеурочной деятельности, способствующей развитию талантливых и одаренных детей;

-     созданы действенные механизмы поддержки одаренных детей и их наставников на основе мониторинга достижений учащихся;

-     создан банк инновационных идей работы с талантливыми и одаренными детьми.