Полный текст статьи
Печать

Модернизация современного российского образования является, по своей сути, инновационным процессом преобразования всей системы образования, нацеленным на максимальное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся по самому широкому диапазону специальностей, направлений и уровней образования в учебных заведениях различного типа. При этом образование призвано давать ожидаемый эффект независимо от места нахождения субъектов образовательного процесса: как обучающегося, так и обучающего, а также образовательного ресурса или услуги, в которой нуждается обучаемый. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, которое определяется, в первую очередь, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны и мировой практики [11].

Применительно к педагогическому процессу, применение термина «инновационная деятельность» правомочно, когда имеют место подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но, вместе с тем, это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях дос­таточно эффективно решать задачи воспитания и образования [9].

Педагогические инновации предполагают личностный и творческий процесс организации учебного процесса, они охватывают всю сферу образования – от подготовки преподавателя, осуществляющего разнообразные функции: эксперта, консультанта, проектировщика, технолога инновационных направлений – до подготовки собственно организатора учебного процесса.

Возникновение и развитие рынка образовательных ресурсов, формирование эффективной образовательной системы поставили перед образовательными структурами России и, в частности, высшими учебными заведениями, реализующими как высшее, так и послевузовское дополнительное профессиональное образование, ряд проблем теоретического и практического значения, обусловленных необходимостью адаптации к конкретным рыночным условиям. Особенности современного социально-экономического развития, связанные с информатизацией, позволяют сделать ряд выводов относительно тенденций развития субъектов рынка российского образовательных услуг [8].

Информационно-образовательная среда представляет собой отражение глобального образовательного пространства [16]. Являясь одновременно рабочей средой студента и преподавателя, она позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность. Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Именно эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены основные направления перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, обусловленной формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

В качестве первого направления рассматривается развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, а с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. В качестве результатов, которые необходимо достичь, рассматриваются:

  1. обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы;
  2. переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности [5].

В практике современного образования одной из наиболее актуальных проблем является процесс его развития, подразумевающий доступность для всех, что обеспечивает доступ к образованию для людей с особыми потребностями – так называемое, инклюзивное образование, базирующееся на следующих основных принципах:

  1. ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. все люди нуждаются друг в друге;
  5. подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. разнообразие усиливает все стороны жизни человека [10].

Термин «инклюзивное образование» был предложен ЮНЕСКО в дополнение к термину «интегрированное образование».

В Российской Федерации инклюзивное образование регулируется такими нормативными актами как: Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании», Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», а также «Всеобщая декларация прав человека», «Всемирная декларация об образовании для всех», «Конвенция ООН о правах инвалидов», «Конвенция о правах ребенка» и «Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод».

Идея инклюзивного обучения, как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов») принадлежит Л.С. Выготскому, который ещё в 30-е годы прошлого столетия одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребёнка физического дефекта [3].

Британский исследователь инклюзивного образования Тони Бут считает, что «интеграция и включение являются двумя фазами одного процесса, когда сначала обеспечивается просто присутствие, а затем полное включение в образовательную систему» [2, c. 102].

Замена слова «интегративный» на «инклюзивный» отражает как изменение в понимании этого процесса, так и достижение некоторого иного уровня, при котором обучающиеся не только объединены в единое целое (от «to integrate» –  объединять в единое целое), но и включены в социум, являются полноправной его частью (от «to include» – содержать, включать, иметь в своём составе).

Инклюзивное образование – это результат развития идей гуманизма, основывающееся на исключительности и уникальности человеческой личности, её праве на достойную жизнь, независимо от физического состояния, праве владеть всеми ценностями и достижениями современной цивилизации.

Провозглашённая в 2010 г. Д.А. Медведевым Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», поставила перед отечественным педагогическим сообществом конкретные стратегические цели. Инклюзивному образованию, при этом, была отведена особая роль: новая школа – это школа для всех. В частности, было продекларировано положение о том, что в любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступенях [6].

Данное положение нашло своё отражение и в позиции мирового сообщества: включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба [7].

В сложившейся ситуации необходимо констатировать, что именно инклюзивная практика может стать «точкой кристаллизации» многих инновационных процессов в образовании, отвечая современным целям:

1)    доступности непрерывного образования;

2)    его компетентностной парадигмальности [10].

Подобные глобальные преобразования невозможны без проведения системного анализа и выбора адекватной методологии и разработки соответствующей модели, на базе которой должна быть реализована предлагаемая инновация.

Особая роль, место и значение в этом процессе отводится электронным образовательным ресурсам. Электронное обучение, которое сегодня многие называют дистанционным, исходя из контекста его доступности и возможности получать образование практически в любом уголке земного шара, может стать основным видом обучения в будущем, если образовательный контент будет адаптирован к локальным потребностям и культурам и будет разработана соответствующая методика электронной педагогики, учитывающая различные стили обучения (персонализация и мультимодальное представление); электронное обучение является способом повышения и расширения участия в высшем образовании за счет предложения различных режимов сочетания работы и обучения в перспективе непрерывного обучения; для построения общества знания национальная образовательная структура должна быть прозрачной, однако отражать национальные и культурные особенности [12].

Глобальная задача информатизации, стоящая сегодня перед российским государством, реализуется с разным успехом в различных отраслях отечественной социально-экономической жизни. Одним из направлений развития становится попытка создания в России единого информационно-образовательного пространства. Современные информационные технологии оказывают существенное влияние на высшее профессиональное образование. Научно-технический прогресс, активизирующий глобализацию экономики, приводит к тому, что быстрое получение знаний и их постоянное обновление являются абсолютными требованиями информационного общества [4].

Процесс информатизации системы образования инициировал развитие исследований, связанных как с обучением в области информационно-коммуникационных техно­логий, формированием информационно-коммуникационной компетентности профессорско-преподавательского состава (А.А. Ахаян, Г.А.Бордовский, Е.З. Власова, С.Г. Григорьев, В.А. Извозчиков, А.А. Кузнецов, Е.С.Полат, И.В. Роберт, И.В. Симонова, О.Н. Шилова и др.), так и с возможностью применения информационно-коммуникационных техно­логий в системе повышения квалификации педагогов (С.Г. Вершловский, В.М. Вымятнин, И.Б. Готская, В.В.Кузнецов, Е.Г. Леонтьева, М.В. Моисеева, А.В. Морозов, М.И. Нежурина, Е.С.Полат, И.В. Роберт и др.).

Весьма значимым, в этой связи, в контексте информатизации образования, нам представляется замечание Л.С. Выготского о том, что включение нового средства в деятельности человека, перестраивает структуру этой деятельности (поведения), позволяет исключить ряд процессов, работу которых теперь выполняет новый инструмент, вызывает к жизни ряд новых функций, связанных с использованием данного инструмента и управления им [3].

Возникает необходимость трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях информатизации образования. Если в педагогическую систему в качестве технического средства обучения вводится компьютер, то все другие элементы педагогической системы должны быть в такой степени подстроены под него, чтобы получилась качественно новая совершенная педагогическая технология, вычерпывающая дидактические возможности компьютера. Ученые, обозначая отличие проблем, возникающих в условиях информатизации образования от проблем традиционной педагогики, подчеркивая их важность, определяют необходимость выделения их в отдельный раздел педагогики. В частности, А.А. Андреев подчеркивает, что для эффективной подготовки и реализации образовательных процессов в информационно-образовательных средах необходима новая педагогика, которую автор условно предлагает назвать электронной педагогикой «Э-педагогика» [1].

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на людей и признающую, что все люди – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все люди (а не только люди с особыми потребностями).

Каждый человек имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Именно поэтому необходимо разрабатывать такие системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.

Обычные учебные заведения с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства людей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного обучаемого в академической и социальной жизни учебного заведения, а также процесс снижения степени изоляции обучаемых во всех процессах, протекающих внутри учебного заведения.

Инклюзия обязывает реструктуризировать культуру учебного заведения, его правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие обучающихся, с их неповторимыми личными особенностями и потребностями. Многообразие и непохожесть обучающихся друг на друга является не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно и должно использовать в образовательном процессе.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех обучающихся, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого обучающегося и максимального раскрытия его потенциала.

Идея инклюзивного образования займет свое истинное место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами педагогов, станет составной частью их профессионального мышления. Для того, чтобы это произошло, требуются специальные усилия.

Как показывает опыт внедрения инклюзивного образования, педагоги и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным требованиям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Даже хороших и опытных специалистов нередко одолевают сомнения: «А смогу ли я сделать это?» Они, как правило, боятся ответственности, боятся риска, боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, опасаются, что не справятся с поставленными задачами и потеряют работу.

Во все времена грядущие перемены пугали всех, вселяя в некоторых людей страх и чувство неуверенности. Инклюзия – это перемена, а человеческий организм устроен таким образом, что по-разному адаптируется к тому, что есть и, нередко, отрицательно реагирует на необходимость новых затрат энергии на предстоящую адаптацию к чему-то новому, неизвестному. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу этим переменам – необходимость, продиктованная реальностью.

По данным Всемирной организации здравоохранения, на нашей планете проживает около 1 миллиарда людей с ограниченными возможностями. В большинстве западных стран они учатся в школах и университетах, в которых проходят обучение их здоровые сверстники. Следует признать, что в нашей стране – инклюзия – пока что является экспериментом.

Несмотря на то обстоятельство, что уже в 30-х годах прошлого столетия в МВТУ им. Н.Э. Баумана (учебное заведение, которое по праву можно назвать пионером инклюзивного высшего образования в России) начали обучать студентов, имеющих значительные проблемы со слухом, статистика по нашей стране остаётся неутешительной: из 3000 отечественных ВУЗов только 150 (что составляет лишь 5% от общего количества) обучают в своих стенах людей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий и лишь в 50 из них (чуть больше 1,5%) можно насчитать более ста таких студентов. Вне всякого сомнения – это невероятно низкий показатель.

На сегодняшний день почти 10% населения нашей страны является инвалидами. Разработка специальных программ необходима для 120 тыс. детей каждого года жизни. Пока же в отечественных ВУЗах обучается лишь 30 тысяч студентов с ограниченными возможностями, что составляет лишь 4% от общего возможного числа [10].

Одной из основных задач здоровьесберегающей педагогики является поиск таких режимов труда и отдыха обучающихся, которые бы обеспечивали их высокую работоспособность на протяжении длительного времени учебных занятий, отодвинув утомление и избежав переутомления. Эта задача становится особенно актуальной в свете современных подходов к рассмотрению проблемы инклюзивного образования, а также дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время установлено, что на физиологическом уровне основу здоровья составляет гомеостаз – способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям [15].

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. Нарушение равновесия процессов и систем организма неминуемо приводит к нарушению параметров внутренней среды: организм начинает болеть. Болезненное состояние, при этом, будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное состояние организма. И в том случае, если необходимых для сохранения равновесия внутренней среды прежних параметров достичь не удается, организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах. При этом, общее состояние организма может отличаться от нормального, то есть проявляться в виде заболевания. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, и, следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации [14].

Следовательно, здоровье, как внутреннее состояние, должно управляться с помощью системы обратных связей, обеспечивающих контроль над внутренней средой организма и поддерживающих её постоянство, вопреки изменениям внешних условий.

Отсутствие жёсткой территориальной привязки в процессе реализации дистанционной формы образования позволяет получить дополнительную тематическую информацию от наиболее компетентных и «интересных» педагогов, уточняя её детали с тьюторами (преподавателями) на месте.

В отличие от классических форм обучения, при организации дистанционной формы у себя дома, родители, для сохранности физической формы своего ребёнка, могут подготовить более эргономически обеспеченное учебное место. Меняется вся структура и сфера эмоционального обучения. Взаимодействие между субъектами образовательного процесса, каковыми являются обучаемый и обучающий, должно ощущаться не менее реальным, чем при очной форме обучения. И, поскольку ставится вопрос о способности в режиме он-лайн отражать все необходимые социальные и эмоциональные навыки, как и в режиме очного обучения, необходимо, чтобы посещение он-лайн занятий было не менее строгим, чем это делается в режиме обучения с использованием классической очной формы [13].

При этом, дистанционное образование не должно восприниматься как отрыв от реальности, как блокировка обучающегося – лица с ограниченными возможностями здоровья – в четырёх стенах у себя дома, как препятствие общению с друзьями, а лишь как способ улучшения качества его обучения, исходя из его особых потребностей и статуса.

Дистанционная форма обучения значительно снижает привязанность к чёткому режиму обучения: занятия могут длиться как по 15 минут, так и по 1,5 часа, в зависимости от группы и предмета, что может снизить стрессовые элементы и психологическую нагрузку на обучаемого в процессе усвоения им отдельных вопросов, тем и разделов тех или иных учебных дисциплин.

Электронные методы коммуникации позволяют создавать нелинейные планы выполнения работ, когда каждый обучающийся в пределах единого раздела выполняет задания в своём темпе и порядке, а тьютор имеет возможность сразу же – в режиме он-лайн – обратить внимание на сложные для обучающихся темы, сформировав подгруппы, в рамках которых происходит дополнительное рассмотрение требуемых тем. Методы геймификации позволяют «учиться самообучению», что, вкупе со специальной психологической подготовкой обучаемых, значительно повышает их стрессоустойчивость в процессе прохождении любой профессиональной переподготовки [13].

Применение в современной психолого-педагогической практике здоровьесберегающих образовательных технологий предполагает выход за рамки концепции Г. Селье [17] и обоснование закономерностей содружественного, системно-динамического, синергетического регулирования психики и организма человека, в зависимости от характера и динамики воздействия на них неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. Анализ подобных воздействий осуществляется не только и не столько с позиций физиологии, но и с позиций философско-психологических, в том числе в рамках духовно-нравственных и аксиологических подходов [15].

Современная инклюзивная практика настоятельно требует от специалистов новых компетенций и знаний. Наиболее востребованными в современных условиях становятся специалисты, обладающие не просто педагогическим или психологическим образованием и соответствующим опытом работы, но и высоким уровнем профессионализма в таких областях как специальная педагогика и психология. Возникает необходимость хорошо подготовленных специалистов новых для отечественной системы образования направлений – таких, например, как тьютор [8]. Именно поэтому одним из приоритетных направлений реализации инклюзивного образования в нашей стране является повышение квалификации и переподготовка специалистов образовательных учреждений, включенных в инклюзивную практику [9].

Развитие инклюзивного образования в России в настоящее время – это реальный узел проблем и противоречий, неотложное решение которых настоятельно требует принятия специальных мер комплексного характера.