Полный текст статьи
Печать

Известно, что уровень развития общей выносливости не только, по существу, равнозначен степени развития общей работоспособности человека, но и имеет положительную взаимосвязь со временем восстановления после различных физических нагрузок. Нами исследовалась динамика психических и психомоторных процессов в экспериментальной группе (где реализовалась экспериментальная методика развития выносливости) и в контрольной группе после выполнения максимальной нагрузки (контрольного бега на 2000 метров). Показатели психических и психомоторных процессов в обеих группах фиксировались сразу после нагрузки и спустя два часа после нее.

В результатах теста «Отыскание чисел» после нагрузки в Э группе произошло снижение показателя на 1,87 балла (25%) (Р<0,001), в К группе – 2,15 балла (30%) (Р<0,001); спустя два часа после нагрузки в Э группе был зафиксирован результат на 0,35 балла ниже исходного (4,6%) (Р<0,001), в группе К – на 0,73 балла (10,2%) (Р<0,001). Разность между результатами Э и К групп составила после нагрузки 5% (Р>0,05) и спустя два часа после нее – 5,6% (Р<0,001).

Еще более значимые изменения результатов были выявлены в тесте «Восприятие пространственных признаков». У испытуемых после нагрузки в Э группе, по сравнению с результатами до нагрузки, произошло снижение показателей на 2,61 балла (31%) (Р<0,001), в К группе при таких же условиях – на 2,88 балла (36,5%) (Р<0,001). Разница между Э и К группами составила 5,5% (Р>0,05), спустя два часа после нагрузки в Э группе показатели были на 0,57 балла (7%) ниже исходных, в К группе – на 0,77 балла (10%) (Р<0,001). Разница между Э и К группами – 3% (Р>0,05).

Показатели в тесте «Выявление общих понятий» после нагрузки снизились в Э группе на 16,5 балла (28%) от исходных, а в К группе – на 1,92 балла (33,9%) (Р<0,001). Разница между Э и К группами составила 5,9% (Р>0,05). Спустя два часа после нагрузки показатели теста выглядели следующим образом: в Э группе был зафиксирован результат на 0,3 балла (5%) ниже исходного показателя (Р<0,001) и в К группе – на 0,96 балла (17%) (Р<0,001) с разницей между Э и К группами – 12% (Р<0,001).

Примерно такие же изменения произошли после максимальной нагрузки у испытуемых в результате теста «Точность восприятия усилий». После нагрузки в Э группе показатели снизились на 4,54 кг (28%) (Р<0,001), в К группе – на 5,93 кг (35%) (Р<0,001), разница между Э и К группами составила 7% (Р<0,001). Спустя два часа после нагрузки в Э группе были показаны результаты на 0,08 кг (0,5%) ниже исходных, в К группе – на 1,66 кг (9%) (Р<0,001). Разница между Э и К группами составила 8,5% (Р<0,001).

В тесте «Зрительная оперативная память» после максимальной нагрузки снижение показателей произошло в Э группе на 3,15 балла (37%) от исходных, в К группе – на 2,62 балла (33,6%) (Р<0,001); разница между Э и К группами составила 3,4% (Р<0,05). Спустя два часа после нагрузки в Э группе разность результата от исходного составила 0,15 балла (1,8%) (Р<0,001), в К группе – 0,66 балла (8,5%) (Р<0,001); разница между Э и К группами – 6,7% (Р<0,001).

Изменение результатов в тесте «Восприятие времени» после выполнения максимальной нагрузки в Э группе были зафиксированы на 1,92 балла (29,4%) (Р<0,001) ниже исходного уровня, в К группе – на 2 балла (32%) (Р<0,001). Спустя два часа после нагрузки показатель был ниже исходного в Э группе на 0,27 балла (4,1%) (Р<0,001), в К группе на 0,54 балла (9%) (Р<0,001).  Разница между показателями Э и К групп после нагрузки – 2,6 % (Р<0,05), спустя два часа - 4,9 % (Р<0,02).

Таким образом, в результате педагогического эксперимента у студентов опытной группы по сравнению с контрольной выявлены более высокие показатели психических («Восприятие времени», «Отыскание чисел», «Восприятие пространственных признаков», «Зрительная оперативная память», «Выявление общих понятий») и психомоторных процессов («Точность восприятия усилий»).  В Э группе также зафиксирована лучшая динамика процессов восстановления после максимальной нагрузки циклического характера.