Полный текст статьи
Печать

Организация образовательного процесса в высшей школе в связи с внедрением стандартов нового поколения должна ориентироваться на тенденции развития высшего и среднего профессионального образования, изложенные в «Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №2765-р).

В актуализированные ФГОС ВО не вносилось изменений, которые повлекли бы за собой существенную переработку основных образовательных программ, особенно в части общекультурных (универсальных) компетенций. Вместе с тем, актуализированные ФГОС предоставляют большую свободу в части содержания образовательных программ и технологий.

В этой связи в образовательном процессе произошел ряд изменений.

Во-первых, при разработке и реализации программы бакалавриата образовательная организация ориентируется на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется образовательной организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы. В этой связи говорим о двух видах программ:

  • ориентированных на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные);
  • ориентированных на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные).

Таким образом, появился прикладной и академический бакалавриат и, как следствие, происходит разделение академических и практико-ориентированных образовательных программ.

В целом, повышение практико-ориентированности образовательных программ является одним из трендов развития российского образования. Это позволит наиболее эффективно сочетать сильные стороны российского образования: хорошую теоретическую подготовку в ВУЗах и наличие хорошо подготовленных баз практики и связей с производственными предприятиями образовательных организаций СПО и другими предприятиями и организациями.

Если говорить об академических образовательных программах (академическом бакалавриате), то на первый план выходит задача повышения качества образовательного процесса и оптимизация затрат на реализацию образовательных программ.

В качестве второго новшества стоит отметить, что главными целевыми  установками в реализации ФГОС ВО третьего поколения являются компетенции, полученные  студентами в ходе обучения, при этом  под термином компетенция понимается  способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Кроме этого, в понятие «компетенция» в качестве составной части входит и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели – когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи (а в идеале и ставить новые). Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.

Модернизированные стандарты изменяют структуру компетенций:

а) помимо общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) добавились общепрофессиональные компетенции (ОПК),

б) ОК по ФГОС 3+ носят универсальный характер для всех направлений подготовки соответствующего уровня (например, для бакалавриата представлено всего 9 общекультурных компетенций),

в) в основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) по ФГОС 3+ включаются все общекультурные компетенции (ОК) и общепрофессиональные компетенции (ОПК), предусмотренные стандартом. Профессиональные компетенции (ПК) включаются в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована ОПОП в зависимости от профиля/направленности программы. Вузам дано право дополнить список ПК) с учетом ориентации программ на конкретные области знаний и (или) вид(ы) деятельности.

Третьей отличительной чертой становится то, что в связи с внедрением модернизированных образовательных стандартов третьего поколения в организации учебного процесса в значительной степени расширились возможности ВУЗов при разработке образовательных программ.

1) По ФГОС ВПО в учебном плане основной образовательной программы деление проводилось по циклам: гуманитарный, социальный и экономический цикл, математический и естественно-научный цикл, профессиональный цикл, Физическая культура. Каждый цикл делился на базовую и вариативную часть. Дисциплины базовой части по каждому циклу были прописаны в стандарте.

Структура ОПОП по ФГОС 3+ предполагает выделение трех блоков:

-        дисциплины (базовая часть и вариативная часть),

-        практики (базовая часть и вариативная часть),

-        ГИА.

В базовую часть включаются дисциплины, утвержденные стандартом: Философия, История, Иностранный язык, БЖД, Физическая культура. Дисциплина «Физическая культура» по ФГОС 3+ делится на две: Физическая культура (включает лекции, семинары и прием нормативов, не менее 72 академических часов) и Прикладная физическая культура (практические занятия, не менее 328 академических часов).

Сокращение количества базовых дисциплин до 5 («История», «Философия», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура») позволило более эффективно выстраивать перечень и последовательность изучения дисциплин для формирования компетенций у обучающихся. Общее сокращение количества формируемых компетенций позволило повысить эффективность их формирования в процессе изучения обучающимися нескольких дисциплин. Отказ от деления дисциплин по циклам (для каждого из которых устанавливались ограничения по максимальной и минимальной трудоемкости) позволил без дополнительных сложностей выстраивать дисциплины различной направленности.

Например, если раньше для проведения занятий по иностранному языку для студентов экономического вуза непрерывно в течение трех курсов приходилось формировать в учебном плане несколько дисциплин (например, «Иностранный язык», «Иностранный язык делового общения», «Деловая переписка и деловые переговоры на иностранном языке) и размещать их в различных циклах, то теперь в рамках единой дисциплины «Иностранный язык» есть возможность сформировать у студентов языковые компетенции практически в течение всего периода обучения.

В вариативную часть включаются дисциплины, установленные вузом. Они направлены на расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательной организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью образовательной программы. Кроме того, в дисциплины по выбору включаются и специализированные адаптационные дисциплины для инвалидов.

Четвертым отличием образовательных программ является их объем. Объем программы по очно-заочной и заочной формам обучения, реализуемой за один учебный год устанавливается теперь самой образовательной организацией (возможные формы обучения по направлениям подготовки устанавливаются стандартами).

Объем программы по индивидуальному учебному плану, реализуемой за один учебный год устанавливается не более 75 з.е. в год.

В модернизированных стандартах отдельно оговариваются возможности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в том числе и при обучении инвалидов), а также сетевой формы реализации образовательных программ, что также расширяет возможности образовательного учреждения в организации учебного процесса.

В ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова в настоящее время разработано Положение о реализации сетевого обучения, которое предусматривает осуществление сетевого обучения в следующих вариантах:

 -реализация совместных образовательных программ в сетевой форме;

- реализация Университетом совместных образовательных программ в сетевой форме с использованием ресурсов организаций партнеров.

Пятым отличительным показателем выступает повышение продолжительности практик в модернизированных образовательных стандартах третьего поколения подготовки бакалавров. Если по ФГОС ВПО для направления «Экономика» продолжительность практики составляла 8-12 зачетных единиц, то в новом стандарте она имеет продолжительность для академического бакалавриата – 12-18 зачетных единиц, для прикладного – 18-27 зачетных единиц.

В стандарте указываются возможные типы учебной и производственной практик. Выбор типа практики определяется основными видами деятельности в соответствии с профилем/направленностью программы.

По ФГОС 3+ обязательной становится преддипломная практика (для выполнения выпускных квалификационных работ (ВКР)).

Шестой немаловажной отличительной чертой ФГОС 3+ становится наличие в образовательном учреждении соответствующей материальной базы и учебно-методического обеспечения. Актуализированные стандарты вносят следующие изменения в эту позицию:

а) наличие доступа к электоронным библиотечным системам: в случае, если доступ к необходимым в соответствии с рабочими программами дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечную систему, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочей программе, на 100 студентов (по ФГОС ВПО было не менее 25 экземпляров на 100 студентов);

б) возраст печатных изданий остается прежним, но добавлено: за исключением дисциплин (модулей), направленных на формирование общекультурных (ОК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК);

в) обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (этот пункт добавлен);

г) по материально техническому обеспечению в ФГОС 3+ дополнительно оговаривается следующее:

- по программам, реализуемым в сетевой форме, выполнение материально-технических и учебно-методических требований обеспечивается совокупностью ресурсов всех вузов-партнеров;

- по программам, реализуемым на базовых кафедрах, выполнение этих требований обеспечивается совокупностью ресурсов вуза и этих кафедр, созданных на базе предприятий и других сторонних организаций. Вуз, использующий материальную базу предприятий (организаций), заключает договор на ее использование.

Седьмым отличительным показателем является кадровое обеспечение:

а) добавлено требование, чтобы доля штатных преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна быть не менее 50% от общего количества преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс в вузе;

б) по ФГОС ВПО доля преподавателей имеющих ученую степень и/или звание должна была составлять не менее 60%. По ФГОС 3+ это требование звучит следующим образом: «Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих высшее образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе бакалавриата, должна составлять не менее 70%»;

в) доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе бакалавриата, должна быть не менее 10% (по ФГОС ВПО было не менее 5%).

В заключении стоит отметить, что переход к модернизированным образовательным стандартам третьего поколения позволяет более эффективно решать задачи по оптимизации затрат на реализацию образовательных программ. Необходимость решения такой задачи напрямую связана с включением нового показателя в ежегодный мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования, проводимый Министерством образования и науки Российской Федерации. Речь идет о показателе, характеризующим уровень средней заработной платы преподавателей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации установлена необходимость повышения его значения до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе к 2018 году. А без повышения качества подготовки и оптимизации затрат на реализацию образовательных программ, достигнуть целевого значения будет сложно.

Понятно, что одновременно обеспечить высокое качество подготовки и относительно невысокий уровень затрат является не простой задачей. Решение может прийти, например, через внедрение новых образовательных технологий, оптимизацию структуры образовательных программ и организации учебного процесса. В частности, при разработке учебных планов для направлений подготовки, входящих в одну укрупненную группу направлений подготовки и специальностей (УГНС) стандартизирована трудоемкость читаемых дисциплин. Это позволяет проводить лекционные занятия в больших потоках для студентов разных направлений подготовки. Кроме того, в Университете ежегодно формируется единый перечень дисциплин по выбору студентов гуманитарной направленности. Это позволяет формировать полноценные учебные потоки для изучения таких дисциплин.

Что касается внедрения новых образовательных технологий для разрабатываемых и реализуемых образовательных программ, то «Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» планируется более активное использование технологии проектного обучения. В случае реализации образовательных программ по очно-заочной или заочной форме планируется более активно использовать дистанционные технологии и технологии электронного обучения. Все эти технологии активно внедряются в ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова.