Полный текст статьи
Печать

Одной из важнейших задач современной высшей школы является формирование и развитие у студентов навыков активного самостоятельного овладения знаниями, расширения теоретического кругозора, самостоятельной правильной организации своей работы по поиску необходимых материалов и их изучению, по практическому применению полученных в ходе работы знаний и навыков. Без этого будущему специалисту трудно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний, в увеличивающемся потоке информации.

Особую актуальность эта задача приобретает в настоящее время, когда ощущается острая необходимость подготовки специалиста широкого профиля, способного к профессиональной мобильности. В этой связи возрастает количество студентов, совмещающих обучение в различных ВУЗах России, а также активизируется студенческая мобильность, при которой появляется возможность проходить одновременное обучение в ВУЗе России, и в ВУЗе за рубежом по различным областям знаний.

Это становится возможным благодаря глобальной компьютеризации общества и в частности наличию разнообразных образовательных платформ, благодаря которым оптимизируется учебная работа, и студенты получают возможность изучить определенный объем материала самостоятельно, последовательно выполняя указания электронных учебно-методических материалов.

Определяя дистанционное обучение отметим, что оно заключается во взаимодействии учителя и учащихся между собой на расстоянии, но при этом отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). Реализуется дистанционное обучение посредством Интернет-технологий, таким образом предусматривая интерактивность.

Согласно одной из наиболее общепринятых классификаций, дистанционное обучение, в зависимости от формы взаимодействия преподавателя и студента, может реализовываться через

  • синхронное обучение;
  • асинхронное обучение;
  • комбинированное обучение.

Синхронное дистанционное обучение – это форма, при которой преподаватель и студенты одновременно вовлечены в процесс обучения. Примерами инструментов, способствующих реализации данной формы обучения могут служить вебинары, видеоконференции (посредством Skype и прочих платформ), чаты. При синхронном дистанционном обучении все вместе "сидят" в некотором виртуальном пространстве и обмениваются информацией. Плюсом такого формата является безусловно интерактивность: можно влиять на происходящее и получать обратную связь от преподавателя. Если такое обучение проводится в группе, то появляется еще и групповая динамика: становится веселее, повышается мотивация. К минусам следует отнести привязанность к расписанию и конкретному преподавателю, необходимость собирать группы, что существенно уменьшает гибкость процесса обучения.

Существует общепринятое заблуждение, что дистанционное обучение – это вебинары. Это не верно, поскольку, хотя вебинары и являются одной из форм реализации онлайн-обучения, одним из его инструментов, существует масса других вариантов:

  1. лекции на основе текста, картинок, презентаций, которые удобно использовать для освоения и повторения материала;
  2. видео и аудио, хорошо используемые для наглядности, мотивации и более легкого освоения материала;
  3. электронные тесты и экзамены, позволяющие контролировать уровень знаний и проходить аттестацию.

Таким образом, онлайн-обучение представлено не только вебинарами и отождествлять их не стоит.

Вебинары, как и любые другие инструменты онлайн-обучения имеют ряд как положительных, так и отрицательных моментов. К минусам вебинаров стоит отнести однообразие, которое снижает качество обучения и интерес студентов. Кроме того, если все обучение проводить только с помощью вебинаров, то, во-первых, возникнет проблема с возвратом к пройденному материалу (достаточно сложно найти нужное место в 2-часовой записи), во-вторых, контроль усвоения материала будет возможно осуществлять только вручную. Тем не менее, вебинары обладают рядом положительных моментов. Во-первых, полноценная система дистанционного обучения позволяет выстраивать четкую последовательность изучаемых материалов (что превращает набор контента в системный образовательный курс), Во-вторых, эта система позволяет раздавать доступы к обучению к разным курсам и на разный срок, а потом отслеживать статистику обучения каждого студента. В-третьих, ряд процессов, таких как запись на курсы и оплата, возможно автоматизировать.

При асинхронном дистанционном обучении контакт между студентом и преподавателем осуществляется с задержкой во времени. Проиллюстрировать данный формат помогут "упакованные" курсы в электронных системах обучения (Moodle, LMS и тому подобные платформы), подкасты, скринкасты, блоги. Обычно преподаватель сначала готовит и структурирует материалы для изучения, а уже после этого студенты получают к ним доступ и обучаются, как правило, в свободном графике. Несомненным плюсом такого формата обучения является гибкость (доступность такого обучения для любых студентов из любой точки мира в любое время), возможность выбирать порядок и график изучения, возможность запускать даже по 1 студенту на обучение за раз, то есть группы набирать не обязательно. Тем не менее существуют и минусы, к которым стоит отнести необходимость подготовки учебных материалов, а также покупки или аренды специализированного программного обеспечения.

Комбинированное дистанционное обучение представляет собой комбинацию синхронного и асинхронного обучения. Если сочетать их в правильных пропорциях, то можно получить очень хороший результат.

Комбинированное дистанционное обучение с очными встречами возможно реализовывать на электронной образовательной платформе. К основным электронным оболочкам сегодня относятся образовательные платформы LMS, MOODLE, проекты STUDIER, YOUNICO, MOOC и др. Однако для работы на этих платформах преподавателями требуется регулярно проводить научные исследования, посвященные использованию компьютерной техники, мультимедийных средств и новых информационных технологий. Они должны постоянно повышать собственную квалификацию в плане использования компьютерной техники и Интернет.

Особенно актуально использование электронной образовательной платформы при освоении иностранного языка как в языковом, так и в неязыковом вузе. Любой, кто изучал иностранный язык, знает о необходимости постоянного использования языка, иначе он забывается. В этой связи, студентам, обучающимся заочно или по совмещенной программе в университете за рубежом следует предложить продолжить работу над английским или немецким языком по электронным учебно-методическим материалам, разработанным преподавателями соответствующих кафедр и размещенным на электронной образовательной платформе.

Отметим, что работе с электронным учебно-методическим материалом должны предшествовать консультации с преподавателем, ведущим практику устной и письменной речи иностранного языка, на которых разъясняются правила работы на электронной образовательной платформе, наиболее сложные моменты в изучаемой дисциплине, разбираются ошибки предыдущего этапа работы и результаты тестового контроля.

Овладение учебным материалом по языку предполагает систематическую работу. Нельзя ограничиться одним прочтением и проработкой теоретических положений и правил. Нужна постоянная практика в употреблении, как слов, так и грамматических конструкций. На каждый тематический и грамматический блок отводится лимитированное количество времени, по истечении которого студент обязан выполнить контрольную работу и прислать ее для проверки преподавателю. Ряд контрольных работ программа проверяет сама по окончании ее выполнения.

Безусловно, специфика языковых факультетов диктует необходимость практики устного общения для развития умения устной речи, однако, на настоящем этапе технически это является достаточно проблематичным.

Тем не менее, нельзя не отметить ряд положительных моментов.

  • студенты получают доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в авторском изложении преподавателя, что снижает проблему дефицита учебной литературы;
  • поиск нужных материалов, находящихся в оболочке, занимает мало времени, а сеть Internet позволяет использовать громадные информационные ресурсы;
  • временные рамки работы над темой и систематический контроль самостоятельной работы студентов понуждает их к ритмичной работе по усвоению дисциплины в течение всего семестра;
  • тестирование позволят осуществлять самоконтроль освоения материала в течение семестра;
  • использование сети Internet позволяет студентам усваивать общие принципы использования современных информационных технологий;
  • самостоятельная работа студентов переходит из категории теоретически предполагаемой в категорию реально необходимой.

Следует отметить, что студенты раз в семестр должны иметь очные сессии общения с преподавателем в традиционной форме и здесь акцент уже делается на развитии умения устной речи. Такое сочетание традиционной формы обучения и дистанционной через информационную базу позволяет получать достаточно объективные сведения об уровне приобретаемых знаний, усиливает обратную связь между студентом и преподавателем, что позволяет своевременно реагировать на возникающие сложности.

Электронные учебно-методические материалы актуальны также для тех, кто, например, по причине болезни, не может выполнить программу по дисциплине в традиционной форме.

С другой стороны, такая образовательная технология позволяет интенсифицировать учебный процесс и приблизить обучение к индивидуальному. Студенты очной и заочной форм обучения могут углублять и расширять знания по определенной тематике изучаемого предмета, что снижает потерю времени на подробное конспектирование.

Безусловно работа на электронной образовательной платформе требует дополнительных усилий со стороны преподавателя: подбора и методической организации материала, разработки целенаправленных упражнений, разработки банка контрольных работ и тестовых заданий и перевода всего материала на электронную образовательную платформу. Однако, эта работа дает хорошие результаты, а именно, способствует более быстрому формированию основного понятийного аппарата, развивает умение научного поиска, способствует повышению уровня самостоятельности и ответственности за свое обучение,  расширяет кругозор студентов, активизирует их творческое мышление, повышает интерес к изучаемому предмету.