Полный текст статьи
Печать

Содержание образования не остается неизменным: оно меняется под влиянием развития техники, науки, культуры, а так же в связи с прогрессом дидактики и методики [5].

На современном этапе модернизации образования, предпосылками к обновлению содержания технологического образования школьников является следующее:

-  введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения [9,10];

-  стремительное развитие и проникновение сфер информационных технологий в различные области деятельности человека (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р г. Москва "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" [8];

-  потребность в специалистах в области развития приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (Указ президента РФ от 07.07 2011 г. №899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки , технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий РФ» до 2030 года) [11].

Анализ указанных нормативно-правовых документов  позволил выявить ряд противоречий между:

-  наличием правовых документов указывающих на необходимость  обновления содержания образования и отсутствием четко выраженного социального заказа на подготовку выпускников школ;

-  требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО и содержанием учебников и программ предметной области «Технология»;

-  требованиями к уровню технологической подготовки выпускников школы и отсутствием в содержании технологической подготовки школьников вопросов по изучению элементов современных технологий;

-  требованиями к уровню технологической подготовки школьников и недостаточным методическим обеспечением для изучения элементов современных технологий;

-  необходимостью изучения элементовсовременных технологий и отсутствием материально-технической базы для организации учебного процесса.

Выявленные противоречия определили актуальность исследования по теме: «Развитие познавательной активности учащихся младших классов при изучении основ нанотехнологий».

В соответствии с темой исследования были определены следующие задачи:

- изучить состояние проблемы технологической подготовки школьников, определить место и возможности изучения основ нанотехнологий в рамках дополнительной технологической подготовки;

- выявить особенности учебного процесса в условиях дополнительного образования школьников, позволяющих эффективно осуществлять технологическую подготовку школьников, основывающуюся на развитии познавательной активности;

- определить условия и обосновать отбор инновационного содержания дополнительной технологической подготовки школьников для изучения основ нанотехнологий;

- определить эффективные формы и методы организации учебного процесса для развития познавательной активности обучающихся;

- разработать критерии оценивания сформированности уровня развития познавательной активности обучающихся в процессе изучения основ нанотехнологий;

- разработать методику изучения основ нанотехнологий в условиях дополнительной технологической подготовки обучающихся младших классов. Внедрить в образовательный процесс начальной школы, учреждений дополнительного образования и экспериментально проверить инновационное содержание и эффективность разработанной методики по оценке уровня сформированности познавательной активности младших школьников.

Для решения поставленных задач с 2009 года на кафедре технологии и методики преподавания технологии проводилась опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации инновационного содержания и методики преподавания основ нанотехнологий, которая включила в себя 4 этапа: констатирующий, поисковый, формирующий, обобщающий.

На констатирующем этапе, для изучения современного состояния технологической подготовки школьников проводились следующие мероприятия: анкетирование учителей и учащихся для выявления интереса и целесообразности введения нового содержания технологической подготовки школьников, анализ материально технической базы и средств обучения образовательных учреждений, анализ нормативных документов, связанных с содержанием технологической подготовки школьников.

На данном этапе нам было важно выявить предпосылки для  обновления содержания технологического образования учащихся, определить готовность учителей к преподаванию новых вопросов связанных с развитием науки и технических достижений, а так же установить наличие интереса школьников к изучению новых тем.

Анкетирование учителей показало, что изучение данного вопроса является необходимым и актуальным, это будет способствовать повышению интереса и уровня знаний учащихся по естественнонаучным дисциплинам. Но в настоящее время учителя не располагают содержанием  и методикой для преподавания данных вопросов.

Анкетирование обучающихся показало, что изучение основ современного производства необходимо им для дальнейшего самоопределения.

Задаваясь вопросом, какие из современных технологий взять за основу изучения в технологическом образовании, мы проанализировали приоритетные направления развития науки технологий и техники утвержденные Указом президента РФ от 07.07 2011 г. №899  «Об утверждении приоритетных направлений развития науки , технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий РФ»,   в результате чего было определено, что именно нанотехнологии наряду с информационно-телекоммуникационными технологиями, науками о жизни, биотехнологиями являются фундаментом научно-технической революции в XXI веке.

Следует отметить ряд трудностей, которые мы определили в процессе изучения мнения учителей и анализа материально-технической базы образовательных учреждений: настороженное отношение к области нанотехнологий; низкий уровень материально технической базы, обусловленный высокой стоимостью оборудования для проведения исследований на наноуровне; отсутствие методических разработок по изучению вопросов нанотехнологий. Несмотря на обозначенные трудности, изучение вопросов современных технологий, дает возможность сформировать представление у школьников о современных перспективных технологиях; о профессиях и специалистах, которые будут востребованы в ближайшем будущем; создать предпосылки для формирования мотивации учащихся к изучению общеобразовательных предметов естественнонаучного цикла и повысить престиж предметной области «Технология».

Таким образом, на первом этапе исследования, нами было изучено мнение учителей предметников о целесообразности введения для изучения школьниками вопросов современных технологий, выполнен анализ  нормативных документов, материально-технического оснащения образовательных учреждений, и в результате было отмечено, что на данном этапе развития Российского образования целесообразно введение изучения обозначенных вопросов в систему дополнительного образования, что и было выполнено на последующих этапах нашего исследования.

На поисковом этапе, было выполнено следующее:

- проведен анализ элективных курсов, учебных пособий [1-4, 12]  и опыта педагогов по вопросам преподавания основ нанотехнологий в различных регионах России;

- осуществлен поиск новых методических средств и методов для создания эффективных условий развития познавательной активности школьников;

- определено место для изучения основ  нанотехнологий - в системе дополнительного образования детей.

Итогом поискового этапа исследования стала разработка примерного содержания программы «Удивительный мир НАНО».

На формирующем этапе проходила опытно-экспериментальная проверка разработанной методики по вопросам изучения основ нанотехнологий в системе дополнительного технологического образования. В эксперименте участвовали: воспитанники центра детского творчества с изучением прикладной экономики г. Кирова, учителя начальных классов  и педагоги учреждений дополнительного  образования детей г. Кирова, Кировской области, г. Пермь и Пермского края, г. Сыктывкар.

Методика изучения элементов нанотехнологий была представлена на научно-практическом семинаре «Современные научные подходы в реализации технологического образования»  г. Пермь. В семинаре приняло участие 74 учителя  начальных классов и общеобразовательных предметов из г. Пермь, Лысьва,  г. Чайковский, с. Чайка, г. Очер, г. Соликамск, г. Чусовой, г. Губаха, г. Добрянка. По итогам представленной методики в ходе обсуждения и анкетирования учителей были получены следующие данные (рисунок 1): 

 Рис. 1. Итоги анкетирования учителей по оценке методических материалов
«Методика изучения нанотехнологий в условиях дополнительного образования»
 

Итогом формирующего этапа экспериментальной работы стала публикация учебно-методического пособия «Методика изучения основ современных технологий в условиях дополнительного образования школьников» [6] и тетрадь заданий на печатной основе «Путеводитель НАНОведа» [7].

На обобщающем этапе опытно-экспериментальной работы была проведена экспертная оценка методических материалов и содержания дополнительной технологической подготовки школьников по изучению основ нанотехнологий.

Научная новизна исследования по теме «Развитие познавательной активности учащихся младших классов  при изучении основ нанотехнологий»:

‑ дано научное обоснование инновационному содержанию дополнительной технологической подготовки школьников по изучению основ нанотехнологий;

‑предложена педагогическая модель изучения основ нанотехнологий в условиях дополнительного образования детей в возрасте 9-12 лет;

‑ предложены методы и система оценивания уровней развития познавательной активности обучающихся при изучении элементов современных технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении условий проектирования содержания технологической подготовки школьников по изучению современных технологий, которые заключаются:

-  в соединении общественных и личностных интересов, которые позволят сделать образование личностно значимым, необходимым и привлекательным для каждого обучающегося;

-  в сокращении временных рамок между появлением нового научного открытия и началом его систематического изучения в образовательных учреждениях различного типа;

-  в наличии определенного уровня оснащения учебного процесса, материально-технических и экономических возможностей.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

-  выявлены эффективные условия развития и методы оценивания уровня сформированности познавательной активности младших школьников дляизучении элементов современных технологий (на примере нанотехнологий);

-  предложено и апробировано инновационное содержание дополнительной технологической подготовки школьников по изучению элементов современных технологий (на примере нанотехнологий);

-  разработана и внедрена в практику дополнительного технологического образования школьников программа «Удивительный мир НАНО»;

-  подготовлено учебно-методическое пособие [6] по изучению элементов нанотехнологий для учителей начальных классов, общеобразовательных школ, педагогов учреждений дополнительного образования детей;

-  подготовлена тетрадь заданий на печатной основе [7] для выполнения практических заданий школьниками при изучении элементов нанотехнологий.

-  разработан авторский образовательный сайт для дистанционного изучения элементов нанотехнологий «Путеводитель НАНОведа» (адрес доступа: https://sites.google.com/site/putevoditelnanoveda/ ). Сайт был представлен на II Всероссийском педагогическом форуме «Информационно-коммуникационная среда технологического образования» (г. Сыктывкар) и отмечен дипломом первой степени.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены целесообразным выбором методов исследования, адекватных поставленным задачам, результатами опытно-экспериментальной проверки предлагаемой методики в течении 6 лет.

Автор приглашает к сотрудничеству учителей технологии, учителей естественнонаучных дисциплин, педагогов дополнительного образования, студентов педагогических специальностей для внедрения методики изучения основ нанотехнологий в образовательный процесс.