Полный текст статьи
Печать

Изобразительное искусство, одно из ведущих направлений эстетического воспитания учащихся в учреждениях различного уровня. В образовательных учреждениях на уроках изобразительного искусства особое внимание необходимо уделять творческому подходу в композиционном решении, того или иного замысла, при создании работ в различных жанрах и направлениях. Учащиеся должны творчески мыслить и грамотно составлять композицию своей творческой, учебной работы. Для этого они должны очень хорошо знать основы композиции создания тех или иных художественных решений, поэтому учащимся важно познать законы композиции и умело применять их на практике. Очень важно дать ученикам глубокие знания, умения и навыки по композиционному строю натюрморта в разных тематиках. Чтобы учащиеся хорошо освоили такой материал, необходимо проводить беседы по тем или иным законам композиции, где педагог занимает одно из главных мест и организатора беседы, и ведущего. Педагогу важно научно продумывать каждую беседу и составлять ее план, поднимая те или иные вопросы, подходящие к теме урока.

Так как композиция означает составление, соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей, педагог должен обратить особое внимание на подготовительный этап композиции – разработку поисков композиционного решения [2]. Он должен нацеливать учащихся на творческую, плодотворную работу по грамотному составлению композиционных решений для выбранной темы: нахождение главного и второстепенного, с учетом ритмов и уровней и различных законов композиции, которые можно здесь применить. Очень важно в подготовительном этапе композиции обратить внимание учеников на правильное нахождение формата композиции, он появляется с учетом композиционного строя той или иной идеи в процессе поисковой работы. По завершению этой работы организуется обсуждение поисков, где обсуждаются наиболее интересные композиционные решения, благодаря этому учащиеся делают отбор наиболее удачных решений, для того, чтобы в последующем создать графический эскиз по данному творческому замыслу, который взят за основу выполнения данной композиции. Отбор можно проводить, применяя метод беседы как с одним учащимся, так и с целым классом [3].

Разберем некоторые примеры выполнения композиции натюрморта. Здесь также можно провести небольшую беседу с учащимися по теме, как они видят определенный натюрморт, и какой предмет им больше нравится. Каждый учащийся при виде любого натюрморта выбирает понравившийся себе предмет, при выборе такого предмета в натюрморте, учащиеся заинтересовываются постановкой им хочется ее написать, так как там есть понравившийся предмет, независимо от того, где этот предмет стоит, учащиеся с удовольствием выполняют постановку, поэтому такая беседа необходима, для того, чтобы заинтересовать их данным натюрмортом.

Как правило, при выполнении задания формат работы у всех одинаков, однако от каждой выполненной работы возникает самое разное впечатление, за счет того, что каждый ученик выбирает для себя собственную, четкую структуру натюрморта, не похожую ни на чью другую. Это вопрос композиции, и как отмечает Н. М. Сокольника: «Ощущение устойчивости, равновесия, покоя, возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур, но с использованием симметрии. Ассиметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции» [2, с.38]. При выполнении натюрморта, нередко используются композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и др.) [2]. Здесь важно также провести беседу о существующих схемах и их применении (с показом зрительного ряда произведений художников). Необходимо отметить, что при выборе той или иной схемы, важно учитывать какое художественно-образное решение хочет добиться учащийся. Не следует полагать, что предметы натюрморта важно располагать только по существующим схемам. Данное мнение следует также обсудить с учащимися и донести им то, что необходимо в натюрморте все предметы подбирать согласно взятой идее и замыслу, по единству назначения, выделяя композиционный центр из главных предметов, связанных по взаимосвязи с другими второстепенными предметами. Композиционный центр из предметов быта, подобранных в идейном единстве становится главным, местом в натюрморте, который может стать основой для грамотного, осмысленного создания всего натюрморта. Важно чувствовать красоту обыденных вещей, развивая тем самым своё композиционное мышление.

Поэтому учащиеся должны знать, что при составлении своего творческого натюрморта им важно определить композиционный центр. Под композиционным центром понимается главная по идейно-смысловому замыслу группа предметов, составляющих одно целое, которая дополняется второстепенными предметами, расположенными на втором плане за композиционным центром [4]. Как правило, композиционный центр всегда располагается по центру, но для того, чтобы добавить в композицию динамику, его сдвигают в одну или другую сторону. Завершают композиционное решение составляемого натюрморта различные драпировки, с их помощью можно регулировать глубину и плановость пространства в натюрморте. Начиная выполнять работу по композиционному решению натюрморта, важно уделить время и выполнить компоновки натюрморта с различных мест по центру, справа или слева, с использованием разных форматов и если нужно, когда предметы натюрморта не компонуются с данного места, то можно принять творческое решение и не меняя положения предметов натюрморта подвигать их на своем поиске и добиться, таким образом, интересного расположения согласно идее и замысла составленного натюрморта. Выполнив такое упражнение, можно выбрать наиболее удачное композиционное решение натюрморта [1].

На одном из занятий по живописи при выполнении поставленного натюрморта на тему «Масленица» был проведен опрос по выделению каждым учащимся трех предметов из восьми предложенных, ассоциирующихся с праздником масленица. На школьной доске мелом составляется таблица с указанием предметов натюрморта и столбиков, соответствующих количеству участников с номерами, так же с подобными таблицами каждому учащемуся выдавались анкеты. Итог работы представлен ниже в таблице результатов.

Таблица

Результаты опроса учащихся 7 класса 

Предметы в натюрморте

Участники опроса

Количество ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Блины

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

11

Чучело

+

 

+

 

 

 

 

+

 

+

 

 

4

Выпечка

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

2

Самовар

 

   +

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

7

Сметана

 

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

3

Чай

+

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

4

Варенье

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

4

Мед

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

1

 

В опросе приняли участие 12 человек учащиеся 7 класса, возрастной состав которых составляет 13–14 лет. Учащиеся в своих анкетах, где были представлены различные варианты ответов, делали выбор, самое большое количество голосов набрал вариант «блины».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в первую очередь с праздником масленица ассоциируется любимое всеми лакомство блины, символизирующие на столе солнышко. Вторым в списке предпочтений оказался вариант «самовар», ему было отдано семь голосов. Меньше всего голосов было отдано варианту «мед».  Все остальные варианты ответов набрали по 2-4 голоса. При выборе предметов для составления тематического натюрморта «Масленица», который ставился в классе для написания учащимся, учитывались результаты анкетирования.

Проведенный опрос дал возможность заинтересовать учеников в дальнейшем выполнении этого натюрморта. Этот интерес способствовал творческому подъему для решения по живописных задач натюрморта.

После того, как вы заинтересовали учащихся беседой-опросом, им необходимо рассказать об истории народного праздника «Масленица». Всем известно, что празднование масленицы пришло к нам из глубокой древности. Сначала праздник отмечался в честь языческого бога Велеса (Волоса) – это бог плодородия, крестьяне просили у него богатый урожай. С течением времени, смысл данного праздника координально изменился, однако он по прежнему остается одним из самых любимых в народе.

Затем учащиеся начинают свою работу по композиционному решению поставленного натюрморта «Масленица», выполняя графические поиски, на основе которых методом отбора создается графический эскиз натюрморта. Так же необходимо сделать цветовой эскиз и создать цветовую гармонию колористического единства всех цветовых пятен. На листе согласно графического поиска и его переноса, делается хорошее грамотное, с учетом перспективы и правильно найденной пропорциональности, линейно-конструктивное построение предметов быта, складок, тканей. После чего, взяв за основу цветовой эскиз, учащиеся приступают к живописной работе над натюрмортом под наблюдением и руководством педагога.

В процессе работы педагогу необходимо своевременно и понятно объяснять и отвечать на возникающие вопросы. После окончания работы необходимо сделать просмотр выполненных работ и провести беседу по подведению итогов работы над натюрмортом, где предложить каждому учащемуся высказать свое мнение и дать оценку представленным работам, указать наиболее интересные живописные участки в каждой работе, а так же на их усмотрение определить лучшие работы и назвать их авторов – победителей.

Педагог, выслушав высказывания учащихся, дает свою оценку по каждой выполненной работе, отбирает лучшие работы для оформления на выставку, которая может проходить как в классе, так и в коридорах школы. Данное мероприятие стимулирует учащихся, вызывает повышенный интерес и стремление к созданию лучших своих работ, чтобы в дальнейшем участвовать в подобных выставках.

Итак, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что применение бесед и опросов повышает качество творческих работы детей, у них появляется заинтересованность к творческой деятельности. В процессе проводимой работы учащиеся получают необходимые знания по композиционному построению натюрморта, умения и навыки ведения живописной работы. У них в большей степени проявляется заинтересованность к участию в художественных выставках, тонкому ручному труду, развивается эстетический вкус и любовь к прекрасному. Они определяются в выборе своей профессии и выбирая творческие специальности, создают образ своей взрослой жизни – образ человека-творца, человека высокой интеллектуальной натуры.