Не подлежит сомнению, что сегодня наша страна, ее промышленность остро нуждается в молодых технических кадрах высокого уровня подготовки, умеющих, как минимум, создавать и читать чертежи. Однако в то же время большое количество школьников, будущих трудоспособных граждан, не имеет представления о графической подготовке, поскольку такая дисциплина как черчение практически нигде в школах уже не преподается. Таким образом, возникает парадокс: с одной стороны – стране нужны специалисты-инженеры, результатом деятельности которых в широком смысле является создание чертежей, с другой – ликвидируются предпосылки для их воспитания в школьной среде.
Как известно, графический язык рисунка, чертежа своеобразен, чтобы его освоить, требуется время, способности, а также компетентные специалисты-преподаватели. Если в школе ребенок не соприкоснулся с особенностями этого языка, не осознал свои способности в этом деле (степень развитости своего пространственного мышления, глазомера, наблюдательности), то, придя в вуз получать техническую специальность, предполагающую умения создавать чертежи он будет испытывать серьезный стресс, поскольку не привык к логике графического представления материала в чертежах. Конечно, благодаря своему профессионализму, со временем преподаватели вузов в итоге достигают хороших результатов в деле графической подготовки студентов, но для ребят особенно первых курсов это оборачивается большими, в первую очередь, психологическими проблемами перестройки сознания на графический лад.
Таким образом, одним из выходов в сложившейся ситуации представляется активная организация в школах кружков, факультативов и секций черчения, если этот предмет не предусмотрен основной программой образования; другим – является развитие базы графических дисциплин на подготовительных курсах технических вузов. Например, школьники, посещающие подготовительные курсы Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, где технология организации сетевого партнерства в рамках взаимодействия «школа-вуз» хорошо развита и существует долгие годы [1], имеют прекрасную возможность приобщиться к тонкостям графической культуры через блок дисциплин «Инженерная и архитектурная графика. Технический рисунок», который может преподаваться как минимум 4 полугодия, в зависимости от возраста школьников и их программы подготовки. На подготовительных курсах обычно обучаются школьники преимущественно 10-11 классов, однако есть и более молодые.
Весь курс графики необходимый, например, будущим абитуриентам, инженерам-строителям можно представить следующими разделами: 1) технический рисунок, 2) проекционное черчение, 3) машиностроительное черчение, 4) строительное черчение. Именно в такой последовательности удобнее и логичнее знакомиться с графической культурой [2] школьникам. Для подготовки будущих архитекторов требуется расширенный блок дисциплин академического рисунка с большим количеством часов для рисования с натуры, курс основ архитектурной композиции, графики.
Поскольку школьники не сразу понимают, какую специальность им надо выбрать, необходимо взаимопроникновение дисциплин курсов. Таким образом, в рамках технического рисунка будущие абитуриенты-инженеры изучают методику создания моделей пространственных объектов (проекционных, перспективных, аксонометрических) с помощью рисования сооружений в линиях и со светотенью, в виде эскизов, осваивают графические приемы оформления чертежей на примере техники отмывки, выполнения антуража. В рамках данного курса школьники также изучают основы архитектурной композиции на примере видов композиции, пропорций, размеров «золотого сечения», метроритмических закономерностей. Благодаря представленным алгоритмам ребята выполняют от руки на ватмане формата А3 не только проекции предметов, их аксонометрии, но и методом архитектора строят перспективные изображения зданий, знакомясь попутно с такими терминами, как линия горизонта, картинная плоскость, угол обзора, проекция объекта, фокусная точка, высота этажа, параметры окна, дверей и другими. Они применяют полученные знания, творчески рисуя по индивидуальным заданиям, например, аксонометрию детали, крыльца, перспективу дома, антураж. Технический рисунок – это особый язык, который позволяет наиболее наглядно и точно выразить свою идею в первоначальном эскизе [3]. На рисунках 1-4 представлены некоторые примеры творческих работ школьников, выполненных на подготовительных курсах ННГАСУ (преподаватель Волкова Е.М.).
Однако, в отличие от обучения студентов, строго подчиненного нормам времени на предмет, большому объему самостоятельной работы, со школьниками занятия с точки зрения количества пройденных тем идут медленнее, поскольку подробнее освещаются многие вопросы, предполагается индивидуальная практическая работа с каждым ребенком. В рамках проекционного черчения со школьниками рассматриваются основные правила оформления чертежей на примере форматов, масштабов, типов линий, сопряжений, видов, разрезов, сечений, изучаются ГОСТы ЕСКД, выполняются графические работы на ватмане А4 по индивидуальным заданиям. В рамках машиностроительного и строительного черчения происходит знакомство ребят со стандартами не только ЕСКД, но и СПДС. Через выполнение графических работ они узнают подробности оформления более сложных чертежей, таких как болтовое, шпилечное, трубное соединение, планов, фасадов, разрезов зданий, разбивочных планов и других. Таким образом, постепенно и качественно формируется графическая культура будущих абитуриентов.
Благодаря многогранной профориентационной деятельности преподавателей, часто закончивших этот же вуз, работающих по своей специальности, ребята начинают разбираться в особенностях будущей профессии, реалиях строительной отрасли, что крайне важно для их дальнейшего выбора. Многие школьники, мечтающие поступить в строительный вуз, неизменно находят на подготовительных курсах то, что ищут: углубленное изучение предметов, таких как математика, физика, русский язык, а также разнообразие графических и других профориентационных дисциплин. Таким образом, программы подготовительных курсов на данном этапе становятся для будущих абитуриентов все более актуальными, восполняя при этом недостаток школьных знаний, приобщая ребят к будущим профессиям.
Формирование компетенций в сфере базовой графической подготовки у студентов, например, специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» проходит через следующие этапы: на 1 и 2 курсах - через знакомство с «Инженерной и компьютерной графикой» в трех частях, «Техническим рисунком», затем оно реализуется через автоматизированное проектирование объектов, например, в среде AutoCAD и других.
Целями освоения студентами дисциплины «Технический рисунок» являются: формирование компетенций в сфере базовой графической подготовки; получение знаний, умений и навыков по созданию графических и объемных моделей пространственных объектов средствами технического рисования и макетирования. На занятиях студентами изучаются: методика создания моделей пространственных объектов (проекционных, перспективных, аксонометрических), графические приемы оформления эскизов и чертежей. Ими исследуются основы архитектурно-строительного проектирования на примере малоэтажного дома, с точки зрения архитектурно - пространственной композиции (с подробным изучением закономерностей построения красивой формы – метроритмических, пропорций «золотого сечения» и других), с созданием презентационного объемного бумажного макета здания, чертежей его фасадов, планов, аксонометрии с благоустройством и антуражем в отмывке [4]. На рисунках 5-7 представлены некоторые примеры творческих работ студентов (преподаватель Волкова Е.М.).
В рамках курса инженерной и компьютерной графики у студентов также формируются компетенции в сфере базовой графической подготовки через получение ими знаний, умений и навыков по построению и чтению проекционных, машиностроительных, строительных чертежей, отвечающих требованиям стандартизации и унификации [5]. В результате освоения данного курса студент должен знать: теорию и основные правила построения эскизов, чертежей, схем, нанесения надписей, размеров, оформления графических изображений, рабочей документации архитектурных и конструктивных решений в соответствии со стандартами ЕСКД и СПДС. Он должен уметь: читать чертежи и схемы, выполнять технические изображения в соответствии с требованиями стандартов, эскизы, сборочные чертежи, технические схемы, планы этажей, разрезы, фасады зданий, генеральные и разбивочные планы. В рамках обучения студент должен овладеть способами построения графических изображений, создания чертежей и эскизов, конструкторской документации, проводить расчеты по типовым методикам, проектировать технологическое оборудование с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием. Все это важно знать и уметь, поскольку проекты, создаваемые бывшими студентами, профессионалами инженерами-строителями не должны нарушать законодательства страны. Их технические решения, принятые в рабочих чертежах, должны соответствовать требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивать безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий. Таким образом, пройдя через изучение графических дисциплин, у студентов строительных специальностей должна сформироваться классическая графическая культура, многие стандарты которой известны с древнейших времен [6], необходимая для создания и чтения чертежей, применения их на практике, что должно способствовать профессионализму выпускников инженеров-строителей, их конкурентоспособности на рынке труда.