Полный текст статьи
Печать

Выразительные графические средства, такие как линия, пятно, штриховка являются неотъемлемой частью освоения художественной грамоты по рисунку. Из опыта работы над рисунком известно, что для каждого предмета, формы, материала, фактуры используются разные средства. К примеру, гипс или портрет мы будем передавать тонким и маленьким штрихом, одежду или предметы быта – крупным и т.д. В зарисовках мы используем чаще всего быстрый динамичный штрих, отражающий легкость и сиюминутность натуры, штрих передаёт динамику или статику происходящего явления. В качестве материала  для рисунка чаще всего применяют графитный карандаш. Еще в античную эпоху использовались свинцовые и серебряные штифты. В Средневековье к ним добавились оловянные и из сплава свинца и олова. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый итальянский карандаш (черный мел), который в XVI в. был окончательно вытеснен графитным. Однако первые графитные карандаши плохо держались на бумаге и пачкались. В 1720 г. француз Н. Конте предложил обрамлять графитные стержни деревянными дощечками, чтобы уменьшить их ломкость и сделать более удобными в работе. До сих пор мы пользуемся графитным карандашом, но сейчас существует множество других материалов, такие как уголь, сангина, сепия, соус, тушь, чернила, гелевые ручки, линеры и множество других. Эти материалы помогают нам добиться огромной выразительности в рисунке [1]. Следует отметить, что такой подход в настоящее время отражает в большей степени отечественную систему художественной подготовки [2].

Рассмотрим более точно, что же такое штрих и как он связан с пятном и линией. Штрих- изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка. Он представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки. В зависимости от направления линий, штрихи могут быть прямыми, наклонными, перекрестными и другими. Различия в толщине, длине, динамике штрихов играют большую роль в формировании выразительных особенностей рисунка. Прием работы штрихом называется штриховкой или штрихованием. С помощью штрихов передают объем фигур и предметов, контур, форму, фактуру и пространство. При помощи штрихов мы можем создавать эффекты света и тени. Близко расположенные параллельные штрихи воспринимаются глазом как тоновое пятно [3].

При использовании мягких материалов (карандаша, угля, сангины, соуса, пастели) структура штриха может уничтожаться. Такой прием называется тушеванием. С помощью тушевки создаются мягкие, плавные тональные градации, происходит растирание мягких рисовальных материалов на бумаге. В штриховке самое главное – это просветы, которые образуют пересечения линий или пятен. Они указывают на движение формы, фактуру и тон. Классической формой просвета в штрихе является ромб, с помощью этой косой клетки можно передать форму, пространство и материальность предметов. В зависимости от нажима карандаша, пера с тушью штрих становится темным или светлым, мягким или жестким. В штриховом наброске (как и в линейном) нанесение контура является первоочередным делом, и штриховая линия также при этом способна выполнять несколько функций. Рядом параллельных или перекрещивающихся в разных направлениях штрихов создается так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы. К тому же штриховая линия может быть длинной, короткой, широкой, тонкой, едва заметной. Пластические качества штриха дают разнообразные художественные возможности. Непрерывность движения карандаша имеет существенное значение, так как в процессе работы художника одновременно происходит не только отбор нужного для обобщенного изображения, но и увязка отдельных частей, пластическое подчинение их целому. Лишь после нанесения контура можно отнять карандаш от бумаги, чтобы, заканчивая набросок, наметить внутри или вне его некоторые характерные детали, подчеркнуть штрихами объем или показать затененность. К графическим средствам изображения в набросках предъявляются особые требования: они должны быть просты, экономны и универсальны, чтобы способствовать быстроте работы при решении разнообразных задач в походных условиях. Такими графическими средствами, обладающими широкими возможностями и применяющимися при исполнении набросков, являются линия и ее видоизменение – штриховая линия, или штрих.

Рассмотрим более подробно линию. Богатейшие, неисчерпаемые возможности рисунка в первую очередь связаны с использованием линии, которая является квинтесенцией рисунка. Линией можно назвать абстрактное, условное средство для осознания границ, форм и изломов формы предметов. Но это средство рисунка крайне необходимо. Энгр говорил своим ученикам, что существует даже линейный рисунок у дыма [1]. Линии бывают разные. Линия, оставляемая острием карандаша или рейсфедера с тушью, движение которого направляется каким-либо чертежным инструментом (линейкой, лекалом или циркулем), называется «чертежной». На всем протяжении она одинакова по ширине. Это считается ее достоинством. Но в наброске такая линия непригодна – она безжизненна [4].

Линия, свободно проведенная графитным карандашом или другим инструментом с красящим материалом, и есть основное графическое средство, применяемое в наброске и передающее плоскостность и двухмерность изображения. При этом линия может быть длинной, короткой и даже превратиться в точку. Наброски, исполняемые такой линией, принято называть линейными. Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок великих художников эпохи Возрождения. При использовании силуэтного абриса фигуры можно добиться восприятия пропорциональности целого, гармонии общего и пластичности строения отдельного предмета [1]. Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственные задачи.

Кроме того в рисунке мы используем тональное пятно. Им называют плоское цветовое пятно на более тёмном или более светлом фоне. Рисунок пятном может быть силуэтным и не силуэтным. В нём могут использоваться градации тона, от светлого к более тёмному и наоборот. В силуэтном изображении можно добиться большой выразительности с помощью форм, положения и освещённости изображаемого. Пятно при кажущейся непластичности может показать бесконечное разнообразие состояний и сюжетных ситуаций. Тональное пятно применяется при решении следующих задач: при выявлении или подчеркивании объемности натуры; для передачи ее освещенности; при желании показать силу тона, окраску формы и ее фактуру; для передачи глубины пространства, окружающего форму. Тональное пятно создается внутри контура параллельными или перекрещивающимися штрихами. В этом случае на силу тонального пятна воздействует ширина линий или штрихов и светлых промежутков, остающихся между ними, которые должны соответствовать размеру исполняемого рисунка [1]. При использовании для наброска «сухих» материалов (мягкие графитные и угольные карандаши, обыкновенный и прессованный уголь, «соус», сангина) тональное пятно нужной силы достигается с помощью жесткой кисти, растушевкой или просто пальцем. Чернила и тушь в готовом виде или разведенные водой кладутся на бумагу мягкой или жесткой кистью. Бывает так, что тональное пятно наносится в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточняется контур изображаемой формы. Нередко в работе над набросками применяются все графические средства: линия, штрих и тональное пятно или в комбинациях: линия и тон. Следует иметь в виду, что выбор этих средств определённо связан с особенностями графического материала. Важно знать также, что при оценивании рисунка именно владение выразительными графическими средствами и материалами, умение быть гибким в выборе того или иного технического приема рисования, является одним из главных критериев [5].

Таким образом, все выразительные средства являются неотъемлемой частью любого рисунка. С помощью штрихов передают объем фигур и предметов, контур, форму, фактуру и пространство. При помощи них мы можем создавать эффекты света и тени. Линию можно назвать самым главным выразительным средством рисунка. Она может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Линейным абрисом можно добиться восприятия пропорциональности целого, гармонии общего и пластичности строения отдельного предмета. Линию в свою очередь поддерживает штрих и тональное пятно. Тональные пятна одной силы, выполненные штрихами или акварелью, отличны друг от друга по своему звучанию. Поэтому один и тот же объект, изображенный на бумаге разными материалами, зрительно воспринимается по-иному, имеет свой изобразительный язык, обладает особыми художественными качествами.