Костюм в современном обществе, как и на всех этапах развития человечества, остается социокодом, где зашифрована информация о социальной принадлежности носителя.
Однако изменился характер этой социальной принадлежности – сегодня человек может быть носителем одновременно нескольких социальных идентичностей, определять свою принадлежность образом жизни, идеями и убеждениями, активно формировать и реконструировать свою социальную идентичность. Кроме того, персональная идентичность современного человека становится своего рода центром, ядром, укрепление которого позволяет сохранить целостность личности. Все это находит отражение в той информации, которую транслирует современный костюм.
Дизайн костюма остается сферой, привлекающей наибольшее внимание в том числе и потому, что костюм – отражение личности человека и его принадлежности, одновременно находящийся в непосредственной близости с биологическим телом, как вторая кожа, и подверженный легкой смене, быстро и легко проходящим процессам выбора.
Костюм как продукт дизайна – результат творчества дизайнера, его собственного представления об образе потребителя, которое не ограничивается результатами исследований целевой аудитории, но несет в себе личное представление автора об «адресате» его послания.
Отсутствие понимания семиотической функции костюма приводит к созданию эстетичного, технически и композиционно грамотного, но лишенного всякого социокультурного значения продукта, который может эмоционально «нравиться» ряду потребителей, но не вызывать у них внутреннего отклика, поскольку не отражает групповых и социально определенных личных ценностей потребителя.
Как пишет В.М. Липская, задача дизайнера, работающего с костюмом, состоит не только в проектировании элементов, чисто декоративно «украшающих» тело человека, но и в раскрытии личностных характеристик, индивидуальности человека [1]. Кроме того, костюм – воплощение социально-культурных ценностей и ориентиров своего носителя. Костюм представляет собой знако-символическую систему, вполне подвластную интерпретации. Даже в обыденной жизни, вне разного рода политических и артистических практик, костюм является способом декларировать свои взгляды, жизненную позицию, принадлежность той или иной группе.
Однако «заявить о себе» возможно, не вступая в конфликт с социумом; кроме того, большую часть потребителей интересует не способ выразить социальный протест, а возможность информировать окружающих о своих личностных качествах, подчеркнуть темперамент, вкус, социальный статус, предпочтения. Достоверная трансляция этой информации очень важна для психологического комфорта личности и формирования положительной «я-концепции».
Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кроме того, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества. Вне зависимости от того, является для индивида приоритетной социальная конформность или выражение яркой индивидуальности, костюм является эффективным средством адаптации личности в социальной среде, и дизайнерам костюма необходимо понимать свою роль в этом процессе.
Субкультурная идентичность вообще является важной и интересной темой для молодых дизайнеров, поскольку они могут совершить некий акт высказывания через собственное творчество и, в то же время, удовлетворить потребности целевой группы, каждый представитель которой стремится сконструировать облик себя как носителя определенного мировоззрения.
Создание коллекции одежды требует понимания знако-символической природы костюма, учета результатов современных исследований в области идентичности и глубокого понимания ценностей, эстетических воззрений и социальных ориентаций целевой аудитории.
Исследование знако-символической природы современного костюма и создание коллекций на основе этих исследований является социально значимой деятельностью и способствует реализации социальной функции дизайна.
Как пишет Г.В. Мухаметзянова,стратегической целью образования провозглашается становление практической компетентности (социальной, интеллектуальной, профессиональной, этнокультурной, нравственной и др.) студента как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации, конкурентоспособности на рынке труда [2]. С точки зрения профессиональной реализации молодых дизайнеров, работа с семантической функцией костюма также важна. Если анализировать «истории успеха» молодых дизайнеров, создающих так называемые «уличные марки», разрабатывающих индивидуализированные вещи, в целом мало отличающиеся от масс-маркета, нетрудно определить, что они работают для узкого сегмента потребителей – как правило, представителей своей субкультуры или сферы интересов. Это могут быть скейтеры, готы, поклонники хип-хопа и так далее. Это позволяет дизайнеру творчески реализоваться и найти своего потребителя, в достаточной степени благосклонного и готового к свободному диалогу. В любом случае, для разработки продукта дизайнер должен учитывать целевую аудиторию, ее вкусы, интересы, предпочтения.
С психолого-педагогической точки зрения проектирование костюма, связанного с идентичностью, может иметь значение для становления личности студента, решения его психологических и мировоззренческих вопросов. Для автора сам процесс создания визуального образа может стать средством выражения переживаний и определения своей социальной роли. В работах арт-терапевтов подчеркивается, что создание визуального образа является «зеркалом» социальных отношений и представлений автора о своем месте в социуме [3]. Ни один из образов, создаваемых автором, не является исключительно продуктом личных переживаний. Они являются частью более широкой системы социальных значений. Люди склонны выражать свои переживания в метафорической, образной форме, поскольку она позволяет лучше, чем слова, выразить отношения и переживания [3].
Если речь идет об идеологической борьбе, метафоры связаны с различными системами взглядов и ценностей. В этом случае могут использоваться визуальные стратегии, позволяющие утвердить эти взгляды. В арт-терапии изображение может отражать социальное положение клиента [4].
Так же и проектирование костюма может быть не созданием технического объекта (коллекция женских демисезонных пальто), а размышлением о своей принадлежности, своем опыте, своей роли в обществе, своей идентичности.
Для таких всемирно известных дизайнеров, как Александр МакКуин и Йоджи Ямамото, создание одежды всегда было способом рассказать миру свою историю. МакКуина беспокоила потеря культурной самобытности шотландцев и историческая травма, связанная с завоеванием Шотландии, Ямамото был свидетелем чудовищных катастроф, вызванных использованием одного из «высших достижений цивилизации» – ядерного оружия. Проектирование костюма может выполнять ту же функцию, что и изобразительное искусство – рассказывать зрителям о переживаниях автора, и в этом смысле разницу между «Герникой» Пикассо и «Вдовами Каледона» МакКуина можно считать чисто формальной.
Для студентов и школьников задание, связанное с проектированием костюма «для таких, как они», может стать социально приемлемым выходом разного рода эмоций и переживаний, утверждения себя как личности (особенно если его проект будет одобрен со стороны, «вы принимаете мой проект, рассказывающий обо мне, визуализирующий мою личность – вы принимаете меня»). Важно понимать, что студенты еще склонны идентифицировать себя через свое творчество, «говорить» с миром посредством своих работ, и поэтому жесткая критика их работ кажется им неприятием окружающими их личностного содержания.
Задания, в которых студентам-дизайнерам предлагается «рассказать о себе», акцентируют связь «я – это мое творчество», выстраивают ее намеренно, что одновременно делает автора особенно уязвимым для критики (и поэтому педагог обязан вести себя предельно корректно) и позволяет заявить о себе открыто, посредством костюма рассказать о себе.
Студент ставит перед собой вопросы мировоззренческого характера – как внутреннее содержание личности транслируется вовне, какое значение для него имеет поддержка социальной группы, насколько сложен баланс между конформизмом и выражением индивидуальности. Если тематика проекта окажется не связанной с персональной либо социальной идентичностью автора, ему потребуется детальное изучение культурных, идеологических, эстетических ценностей той или иной субкультуры, что будет способствовать расширению знаний о культурном разнообразии, формированию уважительного отношения к другим культурам.
Проектирование семантически насыщенного костюма имеет большое значение для профессионального и личностного развития студентов, повышения коммуникативных навыков и способности к взаимодействию с представителями различных субкультур внутри проектной группы.
ВятГУ регулярно проводит фестивали детских театров моды и конкурсы дизайна среди учащихся учреждений дополнительного образования. Нередко участники этих мероприятий продолжают обучение на факультете технологии и дизайна. Следовательно, освоение социокультурных функций костюма должно начинаться еще в период довузовской профессиональной подготовки.
Мастер-класс «Мода и субкультуры» разработан для учащихся специализированных учебных заведений и учреждений дополнительного образования, являющихся инновационными площадками факультета технологии и дизайна ВятГГУ. В их числе МБОУ «Художественно-технологический лицей», МБОУ ДОД ДДТ «Вдохновение», входящая в его состав школа юных модельеров «Кудесница» и ряд детских и юношеских театров моды г. Кирова. Школьники, проходящие там подготовку, проектируют коллекции костюмов на свободную тему, как правило, в соответствии со своими вкусами и предпочтениями. На первом месте стоит освоение законов композиции и колористики в костюме, овладение проектной культурой, однако смысловые, культурные, социальные функции костюма остаются вне поля зрения учащихся. Семантическая функция костюма может быть описана на примере народного костюма или униформы, однако возникает ощущение потери знако-символического насыщения в костюме современном, что не соответствует действительности. Данный мастер-класс на образно близких старшим подросткам примерах знакомит их со знаками и символами в современном костюме и тем самым позволяет повысить качество проектируемых ими коллекций.
Данный мастер-класс включает в себя две части – информативную и творческую.
Информативная часть включает в себя презентацию, связанную с влиянием субкультур на проектную деятельность дизайнеров костюма. Вероятнее всего, это будут именно молодежные, а не этнорелигиозные или профессиональные субкультуры, которые в меньшей степени заинтересуют школьников. Необходимо пояснить, что костюм представителей субкультур отражает их мировоззрение, политические и социальные взгляды. Участникам может быть предложено рассказать, что они знают о символике субкультур. Затем демонстрируются материалы, связанные с работами дизайнеров, вдохновленных субкультурами или выражающими их идеи.
Творческая часть включает в себя эскизное создание костюма представителя субкультуры. Выполнение может быть как групповым, так и индивидуальным. При индивидуальном выполнении участники самостоятельно выбирают интересную им тему, выполняют эскиз и затем раскрывают символическое значение костюма для аудитории. Для группового выполнения задания предлагается поставить участников, которые могут иметь разный уровень знаний о субкультурах, в равные условия, а следовательно – придумать несуществующую субкультуру и наделить ее представителя той или иной атрибутикой. .
Данный мастер-класс состоялся во время классного часа на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г.Кирова, поскольку данное учреждение ориентировано на участие в фестивалях и конкурсах театров моды, проводимых ВятГГУ, и учащиеся занимаются проектированием коллекций одежды. Во время творческой части ведущий не подавал идей участникам, им был предоставлен неограниченный выбор темы. Участники мастер-класса (учащиеся 9 «Б» класса с художественной специализацией) предложили в качестве темы субкультуру «союз рыжих».
Коллективно была написана краткая история субкультуры, начавшаяся с реального голландского фестиваля Redhead Day. Название было вдохновлено рассказом Артура Конан-Дойля, самоназвание представителей субкультуры – рэдхеды – происходит от названия фестиваля. Рэдхеды стремятся к популяризации образов рыжеволосых людей в искусстве и кинематографе, а также занимаются общественной деятельностью, выступая против стереотипов о рыжеволосых людях и за научные исследования, связанные со специфическими проблемами рыжеволосых людей (повышенный риск онкологии, низкий болевой порог). Соответственно, это субкультура «по образу жизни» и «по убеждениям», и ее представители могут занимать различные социальные ниши.
Затем участники группы определили, какие знаки в костюмах представителей этой субкультуры могут означать их принадлежность, ценности и убеждения – значки, цвет, форма костюма, аксессуары. Путем обсуждений было определено, что яркая экстравагантная одежда означает уникальность рыжеволосых людей, шляпы-котелки отсылают к рассказу «Союз рыжих», а деревянная обувь – к культуре той страны, где зародилась субкультура.
Кроме того, была разработана эмблема «Союза рыжих» по аналогии с эмблемами, используемыми хиппи и панками, поскольку рэдхеды также не только организуют концерты и фестивали, но и занимаются общественно-политической деятельностью. Школьники выбрали знак «бесконечность» красного цвета, повернутый на 45 градусов – как символ того, что рэдхеды не согласны с перспективой постепенного исчезновения рыжеволосых людей.
Затем каждый из участников выполнил изображение представителя субкультуры в характерном костюме.
Несмотря на жесткие ограничения времени, в ходе творческого этапа мастер-класса школьниками был создан целостный образ субкультуры. Эскизы создавались индивидуально, однако большинство изображений объединены общими чертами. Участники мастер-класса использовали большую часть специфических элементов субкультуры, которые смогли включить и в костюм школьницы, и в костюм офисного работника. Среди работ были представлены изображения людей разного пола, возраста и социального статуса, однако сохранялись характерные признаки – шляпы-котелки, яркие цвета (преимущественно зеленый, желтый и оранжевый), экстравагантность.
Учащиеся усвоили информацию о знако-символической функции костюма, о его социализирующей и индивидуализирующей роли, что подтвердили примерами (описали свою школьную форму с нашивкой «ХТЛ», рассказали о значении элементов народного костюма и военной формы без подсказок ведущего) и представили качественные результаты творческого задания, что показывает эффективность данной методической разработки.
Проведение мастер-класса «Мода и субкультуры» на базе художественно-технологического лицея показало, что методическая разработка доступна для реализации, тема актуальна и методически обоснована, излагаемая информация понятна школьникам, а выполнение творческого задания подтверждает эффективность ее усвоения, активизирует творческие способности школьников и повышает интерес к коммуникативным и социальным функциям костюма.
Участники выразили желание углубить полученные знания по данной теме и посетить проводимые факультетом технологии и дизайна научно-практические семинары.