Полный текст статьи
Печать

Академический рисунок – одна из основных дисциплин в системе художественной подготовки. Основу обучения составляет изучение и выполнение длительных многосеансовых рисунков с натуры. Однако важным разделом является и работа над краткосрочными рисунками – набросками с натуры, по памяти и представлению, в частности фигуры человека, в которых будет правильно переданы пропорции и характер позирующего человека.

Следует отметить, что во все времена художники искали идеальные пропорции человеческого тела. Первые пропорции были выработаны ещё в Древнем Египте, затем в Древней Греции. Много внимания уделяли пропорциям художники эпохи Возрождения: Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Сегодня также рисование человека является одной из сложных тем в изучении академического рисунка. Из всех видов краткосрочного рисунка наброски людей имеют в практике художника наибольшее значение. Решение сложной и интересной задачи изображения человека средствами наброска помогает развитию вкуса, расширению художественного кругозора студентов и выработке индивидуальных графических приемов в этой области. Данная тема нашла свое отражение в ряде диссератционных исследований художников-педагогов [1], [2], [3]. В этих исследованиях отмечается, что работа над набросками человека является основной частью всего процесса обучения рисунку. Она помогает решать ряд учебных задач в длительных рисунках фигуры человека, изучая живую форму. Для того, чтобы упростить задачу правильного изображения фигуры человека художниками-педагогами были разработаны методики по выполнению набросков и зарисовок с человека: методика работы над зарисовкой стоящей фигуры человека в несложном движении с опорой на одну ногу; методика упрощенной формы – сочетание форм фигуры человека с простыми геометрическими телами.

Рассмотрим вторую методику подробнее, так как она подразумевает логику учебного процесса при освоении художественной грамоты по рисунку. Идею упрощённой формы человеческого тела предложил Альбрехт Дюрер, а развил эту идею в конце XIX века Шимон Холлоши, который расчленил фигуру на ряд основных геометрических форм. Согласно его трактовке, цилиндрическая шея поддерживала усечённую плоскостями голову, вставлялась в цилиндр торса, который опирался на таз, изображаемый как сочетание куба и усечённой призмы и т.п.

При таком подходе к изображению рисунок начинается с наброска фигуры, определения её общей формы и движения, определения положения центра тяжести, площади опоры и основных осей фигуры. Фигура человека представляет собой сложнейший комплекс различных взаимосвязанных и взаимообусловленных форм и масс тела [4, с. 162]. Основные массы тела намечаются на основе форм геометрических тел, так же, как и детали фигуры.

Первые наброски рекомендуется выполнять со стоящей одетой фигуры, находящейся в спокойной определенной позе, с явно выраженным положением корпуса по отношению к опорной плоскости ног. Делать их следует с разных точек по отношению к натуре. Наброски и зарисовки чаще всего делаются небольшого размера, поэтому работа над наброском человека развивает умение опери­ровать масштабными соотношениями, тренирует в определении «на глаз» пропорций фигуры. Продолжительность каждого наброска – 15-20 минут [5, с. 27].

При выполнении натурных зарисовок фигуры необходимо также помнить, что любое движение человека связано с работой целых групп скелетных мышц. Даже в спокойном состоянии большое количество мышц находится в напряжении и удерживает тело в том или ином положении. Во время движения меняются положение скелета, напряжение мышц, направления основных осей фигуры [6, с. 20]. Поэтому, рисуя фигуру, необходимо в первую очередь установить отношение корпуса к опорной плоскости ног. Для этого мысленно проводят вертикальную линию вверх от внутренней лодыжки ноги, несущей нагрузку, и определяют положение остальных частей фигуры. Складки одежды нужно передавать только основные, и подчеркивающие движения.

Чтобы определить пластический характер позы, нужно мысленно уяснить отношение направления лини плечевого пояса к линии тазового пояса в зависимости от положения центра тяжести. При этом следует помнить, что при положении фигуры, стоящей с опорой на обе ноги, линия таза, находится в горизонтальном положении, а при центре тяжести, падающем на одну ногу, таз наклоняется в сторону ноги, освобожденной от нагрузки.

Рисуя фигуру спереди, определяют направление срединной линии, при рисунке со спины это будет линия позвоночника, благодаря подвижности которого тазовый и плечевой пояс могут находиться в разных положениях. Несомненную пользу принесут наброски фигуры, стоящей в усложненном повороте. Здесь важно увидеть направление основной средней линии торса, идущей от головы до лобкового сочленения. В рисунке спины интересно проследить изгиб позвоночника [5, с. 26].

Набросок может быть выполнен перед началом длительного рисунка, с целью уяснить строение большой формы или в конце его для закрепление пройденного и проверки последовательности выполнения. Кроме того, можно предварительно выполнить набросок мысленно, представляя последовательность выполнения рисунка. Это побуждает к активной мыслительной и графической деятельности, выражающейся в том, что рисующий внимательнее будет наблюдать натуру, стремиться лучше ее рассмотреть и запомнить [7].

Изучая последовательность выполнения рисунка фигуры, необходимо каждодневно выполнять большое количество набросков и зарисовок с разных типажей человека, с помощью художественно-выразительных графических средств передавать характер и особенности позирующего. Так студент, хорошо изучивший анатомию с большим количеством наработанных набросков, во время рисования длительной работы будет акцентировать те детали, от которых зависит характер целого, которые подчеркивают органическую связь частей и целого [4, с. 164].

Бывает же и такое, что человек специально не позирует, тогда краткосрочные рисунки делаются по памяти. Такое выполнение работы, помогает зафиксировать главное в фигуре человека, передать ее цельность. Именно об этой особенности (целостности) восприятия у художников говорил И. П. Павлов: «У людей художественного типа преобладает первая сигнальная система, и они воспринимают действительность целиком, без всякого дробления, без всякого разъединения» [8].

В набросках и зарисовках очень важно профессионально использовать возможности различных графических материалов. Свойства материала, его фактура влияют на восприятие линии, штриха и силы тона, а, следовательно, и на характер изображения. Выразительность композиции во многом зависит от совокупности практических навыков, способов и приемов, используемых в процессе выполнения рисунка. Техническое мастерство должно способствовать выявлению пластических качеств натуры, помогать передаче характера позирующего [9, с. 13].

Главной задачей наброска является передача живого впечатления от натуры, главным художественным средством наброска в этом случае будут выразительные линии и контуры.

Первые наброски и зарисовки можно выполнять простыми мягкими графитными карандашами, затем по мере приобретения опыта возможно применение самых разнообразных материалов и техник: усиление тонального контраста до силуэтных пятен, использование мягких материалов (соуса, сангины, угля, пастели), фломастеров, туши, тонированной бумаги и т.д. В рисунке, сделанном в короткий срок, могут быть использованы материалы и технические приему выполнения, но выбор их должен обуславливаться прежде всего художественным замыслом, творческой задачей, особенностью позирующего и личным опытом рисующего.  Однако надо помнить, что, рисуя в изобразительном пространстве, мы оперируем не плоским пятном и не линией, лежащей на плоскости бумаги, а пространственными формами, результатом нашего зрительно-осязательного чувства так же, как в процессе лепки [4, с. 26].

В пространстве плоскости листа важное значение для изучения фигур человека имеют наброски и зарисовки в группах. При изображении любой группы людей, даже состоящей из двух-трёх человек, необходимо путем сопоставления найти разницу в характере каждого человека, требуется передача перспективных и масштабных особенностей каждой фигуры по сравнению с другой. Необходимо при этом также передать наличие сюжетной связи между людьми всей группы [10, с. 170].

Таким образом, из вышесказанного следует, что выполнение набросков и зарисовок являются одним из главных средств, способствующих повышению эффективности изучения фигуры человека. Наброски помогают развить целостность восприятия, увидеть фигуру человека обобщенно и выделить в ней главное, что помогает передать индивидуальность характера фигуры изображаемого. Кроме того, в процессе выполнения набросков развивается умение владеть различными техниками и выразительными средствами рисунка.