ФГОС второго поколения, отвечает требованиям сегодняшнего времени, и дает направление на реальный переход образовательных учреждений к новой системе образования, дающее нашей стране возможность на будущее достойное существование и развитие, первостепенной отличительной особенностью, которой, является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В свою очередь меняется и система оценивания, сейчас оцениваться будут не только предметные знания, умения и навыки, но, в частности, метапредметные и личностные результаты учащихся.
В статье, мы проведем анализ содержания и форм организации учебных и внеучебных занятий по ОБЖ в условиях нового ФГОС.
В первую очередь, происходит изменение всей базовой системы образования. Ранее в основе школьного образования лежали знания, а только потом умения, то есть обучение было построено по принципу «вдалбливания» знаний. Новый же ФГОС нацелил на применение во время занятий задач и упражнений, написанных в учебнике, которые направлены на механическое повторение, а не на самостоятельную работу и выработку универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных и коммуникативных. То есть, открывается возможность достижения конечного результата путями, в том числе предложенные самими учащимися (во время занятий по теме «Основы оказания доврачебной медициской помощи при отравлении» (как установлено учебным планом), но и отравления бытовыми веществами (дымом, газом и т.д); в данном случае исключается механическое конспектирование излагаемого материала, предлагается ученикам самим составлять блок-схемы, делать рисунки и др.)
Также новый стандарт дает хорошую альтернативу традиционной классно-урочной системе преподавания ОБЖ. В связи с этим, на любом этапе изучения темы предусмотрена проектная деятельность, где учащимся вместо обычного запоминания и заучивания материала, в своих проектных работах ставят цели, задачи, выдвигают гипотезы, делают выводы. Разрешено также вместо текущих и итоговых контрольных работ и тестовых заданий применять индивидуальные проекты учащихся.
Новый стандарт раскрывает возможность внедрения в процессе занятий и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). В процессе изучения предмета основы безопасности жизнедеятельности можно использовать материалы не только учебника, но и проводить наблюдения и опыты, с использованием сотового телефона, фотоаппарата и видеокамеры. Все свои наблюдения и опыты учащиеся фиксируют, обобщают, и их результаты могут быть представлены в цифровом виде, чаще всего посредством проекторов (например, зафиксировать на видеоносителе источники нарушений правил дорожного движения, противопожарной безопасности возле дома, сквере и т.д.).
Внеурочная деятельность по ОБЖ, включает в себя отработку практических умений, навыков и УУД. Впервые прямо предусмотрена возможность внеурочной деятельности в учебном процессе по направлению развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). В списке основных направлений внеурочной деятельности отсутствует «патриотическое воспитание», поскольку оно является частью духовно-нравственного. Но, поскольку вопросы патриотического воспитания молодого поколения сегодня всё ещё является одной из главных, для подготовки физически и нравственно развитых людей, во внеурочной деятельности по-новому ФГОС следует предусмотреть проведение: военно-спортивных игр и эстафет, военно-спортивных праздников, тематических экскурсий по местам боевой славы и воинским частям и др..
ФГОС предусматривает формировать содержание внеурочных занятий с учетом пожеланий самих обучающихся, их родителей и педагогов ОБЖ. Во внеурочную деятельность целесообразно включать: индивидуальную работу учителя с учащимися, требующим дополнительной поддержки (сироты, инвалиды и др.); индивидуальные и групповые занятия (в том числе дистанционные) для детей различных категорий (например, находящиеся на домашнем обучении); экскурсии; кружки – «Юный пожарный», «Юный инспектор дорожного движения»; круглые столы – «Наш край родной»; олимпиады; соревнования и т.д.
Впервые новый ФГОС обязывает раскрыть содержание внеурочной деятельности по ОБЖ (как основному предмету) в основной образовательной программе образовательного учреждения. Согласно ФГОС, время, отводимое на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением самостоятельно и согласуется с родителями обучающихся.
Таким образом, новые ФГОС открывают для учителей новое огромное пространство, где необходима глубокая проработка (осмысление, формулировка) всего учебного процесса с приданием им соответствующего содержания.