Полный текст статьи
Печать

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе является методологической основой реализации ФГОС. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, учение рассматривается как сотрудничество, как совместная деятельность. Под системно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными "приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Основным результатом является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.  Основной педагогической задачей – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.  Позиция ученика: познание мира, в специально организованных для этого условиях. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса. Необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировывались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.

Принципы системно-деятельностного подхода заключаются в следующем:

1. Новые знания не даются в готовом виде - дети их открывают сами в процессе самостоятельной деятельности; опираясь на имеющиеся и приобретенные знания, дети самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

2. Обучение – это совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на  сотрудничестве и взаимопонимании. Задача учителя заключается не столько в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учителю необходимо организовать самостоятельную работу так, чтобы обучающиеся сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях, по какому плану или по какому алгоритму.

3. Система «учитель – ученик» эффективно работает тогда, когда открытие нового знания разворачивается через последовательность четко продуманных учителем учебных задач, вопросов и заданий, которые плавно подведут учащихся к проблеме урока, к его цели.

4. Необходимо использование различных источников информации и организация сотрудничества на разных уровнях (индивидуальная, групповая, парная работа).

5. Формирование у обучающегося умения и желания учиться всю жизнь, работать в команде, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников, быть способным осуществлять рефлексию.

6.Деятельностный подход предусматривает наличие у обучающихся устойчивого познавательного мотива, включение содержания образования в контекст жизненного опыта школьника, перенесение содержания на его жизненные задачи, интересы и повседневную жизнь.

В рамках реализации системно-деятельностного подхода изменились и требования к современному уроку. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке опирается на активные методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод. Причем проектный метод является самым интегративным из всех названных. Он включает в себя все виды деятельности. Возможные формы представления результатов проектной деятельности: макеты, модели, схемы, план-карты, презентации, альбомы, буклеты, реконструкции событий, рассказы, стихи, рисунки.

Технология системно-деятельностного подхода на уроке включает определенные структурные элементы. Так, урок введения новых знаний включает в себя следующие этапы:

1. Мотивация к учебной деятельности: на данном этапе создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Возможные приемы мотивации к учебной деятельности: видеосюжет, ролевой сюжет, музыкальный фрагмент, проблемная ситуация, вопрос-размышление, проблемный вопрос, интересный научный факт.

2. Актуализация знаний: на данном этапе организуется подготовка учащихся к самостоятельному выполнению проблемного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения; делается вывод об изученных способах действий, достаточных или недостаточных для построения нового знания. Возможные приемы актуализации знаний: интеллектуальная разминка, эксперимент, диалог, проблемная ситуация, выдвижение гипотезы, игра.

3. Выявление места и причины затруднения: на данном этапе организуется выход учащегося на пробное действие; ученик пошагово, вербально проговаривает, где именно и почему возникло затруднение, каких знаний недостает, чтобы решить поставленную задачу.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения: учащиеся определяют цель урока как устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, определяют план учебных действий.

5. Реализация построенного проекта: проблемное объяснение материала или проблемное открытие нового материала. Возможные формы реализации: работа с литературой, групповая работа, сравнение, сопоставление, составление схем, эксперименты, опыты, работа с сигнальными карточками, мини-проекты, мини- исследования.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи: на данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задачи на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь): учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, происходит исполнительская рефлексия; важно создать для каждого ученика ситуацию успеха (дифференцировать задания), мотивировать к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Возможные формы реализации: «Найди ошибку",  рассказ по опорному конспекту, классификация, словарная работа, логические цепочки, схемы, кроссворды, игры-викторины.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение: учителем подбираются задания, выполняя которые, с одной стороны, ученики доводят до автоматизма новые способы действия, с другой стороны, подготавливаются к введению новых норм и способов. Возможные формы: тесты, взаимопроверка, составление таблиц, решение или составление кроссворда, задание на соответствие, метод 6 шляп, группировка материала,  прием «Куб» (на каждой стороне куба написано задание).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, итог урока: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Возможные формы: закончи предложение, личное отношение к теме, цветотехника, свободный микрофон, оценка успешности.

Таким образом, главные составляющие деятельности педагога на уроке это:

- цели урока задаются с тенденцией передачи этой функции от учителя к ученику;

-учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивные действия: оценивать готовность, обнаруживать незнание, находить причины этого незнания и каких-либо затруднений.

-учитель использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности школьников в процессе обучения.

-учитель обучает учащихся ставить и адресовать друг другу вопросы, отвечать на вопросы, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

- на уроке задаются четкие критерии самоконтроля и самооценки.

-учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поддерживает его минимальные успехи; оценивает его достижения не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

-стиль, тон отношений  на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Использование системно-деятельностного подхода в организации обучении  открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.