Полный текст статьи
Печать

Ни для кого сейчас не секрет, что за последнее время, благодаря компьютерам и разного рода гаджетам статус чтения и отношение к чтению сильно изменились. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Словарный запас детей оскуднел, речевой аппарат не развит.

Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.  

В условиях современного быстро изменяющегося мира школа должна вооружить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе вне школы). Эти способы овладения знаниями – универсальные учебные действия. При этом УУД должны развиваться и усложняться, без этого процесса невозможно говорить о создании условий для формирования познавательных интересов.

Компетентность – способность личности действовать в различных жизненных контекстах.

Формирование читательской компетентности – одно из важнейших направлений в педагогической практике. Над решением этой проблемы я начала работать ещё 10 лет назад.  Сначала в виде апробации.  Позднее, когда мониторинг дал положительные результаты, работа в этом направлении продолжилась уже с новым набором детей.  Сейчас по этой методике я работаю уже с третьим набором детей.

  В 2006 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы повысить мотивацию, чтобы  возник устойчивый         интерес к чтению в период обучения и после него. А к концу 4 класса учащиеся имели оптимальную скорость чтения, которая является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе. Важно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал материал, продвигался в личностном развитии. Таким образом, возникли истоки проблемы формирования ученика-читателя

Проблемы: - малое количество  часов, отведенных  на  уроки  литературного  чтения

  - снижение эмоционального интереса к чтению

 - восприятие чтения,  только  как  источника  добычи  информации

- наличие  коллекции  лучших  произведений  отечественной  и  зарубежной  литературы

Кроме  того,  заставляя  детей  читать  вопреки  желанию,  что  называется  «из под  палки» вызывают  у  детей  противоположную  реакцию.

Сформулировав проблему, увидев ее истоки, я поставила перед собой цель:выявить приёмы организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений и выяснение влияния различных методологических подходов на развитие речевой деятельности учащихся младших классов.

     Цель работы определила конкретные задачи:

формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности;

введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Именно  поэтому,  разные  произведения  детских  авторов  мы  с  детьми  читаем  прямо  на  уроках  литературного  чтения.  Ну и, конечно  же,  на  внеурочных  занятиях.

Эта  методика способствует развитию умений изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Развиваются компетентности - общая способность ученика обнаружить свой опыт:

Учебно-предметная · информационная · коммуникативные · гражданская · социально-практическая.

Основные компетентности в литературной сфере, необходимые школьнику:
– общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;

– ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные

– речевая компетентность – знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров, позиции;

– читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения. Формирование названных компетентностей достигается в результате освоения содержания образования, которое состоит из четырех частей.

Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература.

Вторая – основные теоретико-литературные понятия.

Третья – основные виды деятельности по освоению литературных произведений и ведущих теоретико-литературных понятий.

Четвертая – перечень литературных произведений, обязательных для изучения (при этом художественное произведение является эстетически самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных проблем или освоения знаний по теории литературы).

В качестве критериев интереса будем рассматривать:

-активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);

-положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;

-творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
    Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:

 -положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");

-заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");

-увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

-стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

  Большая часть учебной информации, с которой сталкивается школьник, представлена в текстовой форме. Противоречие заключается в том, что школьники, оказываются, не готовы к полноценному ее освоению, что предполагает творческое осмысление информации и использование для личной адаптации к условиям жизни в современном обществе. Данная трудность обусловлена несформированностью у детей такого качественного новообразования как читательская компетентность.

Под читательской компетентностью надо понимать качество личности, способствующее «творческому осмыслению литературного произведения; освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель»; понимание специфики языка произведения».

Читательская компетентность представляет собой сложное качественное новообразование личности и предполагает длительный процесс по ее формированию, поэтому, в рамках начальной ступени образования говорится лишь о начале ее становления.

  Главным в моей педагогической деятельности является развитие индивидуальности ребёнка. Предпочтение я отдавала таким формам учебных занятий, как урок-исследование, урок-взаимообучение, урок-экскурсия. К использованию именно таких форм организации учебной деятельности пришла не сразу. Осознавая трудности каждого, с самого начала развивала у учащихся коммуникативные умения, самоконтроль и самооценку, умение задавать вопросы, находить способы для разрешения проблемной ситуации.

  Класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение строю вариативно с учётом индивидуальных особенностей детей На уроках литературного чтения при анализе и работе с текстом стремилась создавать такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка.

  Для обогащения субъектного опыта учащегося разработала и апробировала следующие приёмы анализа литературного произведения.

1. Анализ образа конкретного героя. (Текст письменный и устный).

2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту. (Развитие мыслительных процессов).

3. Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера.

 4. Рассказ от имени героя. (Речевое развитие).

5. Работа с иллюстрациями к произведению.

6. Театрализация.

7. Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого.

8. Чтение по очереди, в парах, в группах, пересказ, чтение по ролям

9. Разбивание текста на отрывки, чтение каждого отрывка про себя и пересказ своего отрывка в группе.

10. Устное и письменное  рисование  образов и характеров  героев  произведений.

11. Просмотр мультфильмов и  фильмов  после  прочтения  и  сравнение  своих  образов  с  авторскими

  Постепенно у воспитанников развивался интерес к тексту, к книге, к автору, к литературе как искусству слова. Включала в урок сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты. Параллельно совершенствовалась техника чтения. Целенаправленная, и систематическая работа развивает учащихся нравственно и эмоционально, обогащает их субъектный опыт, формирует положительный интерес к чтению и создаёт необходимые умения для дальнейшего изучения литературы.

  Еще одним из видов творческой деятельности учащихся является тесная  работа  с  библиотекой.  Как школьной, так  и  городской. Знакомство с созданием  книги, с  её  историей. Бережное отношение к книге, ремонт книг,  изготовление  закладок,  создание  своих  книг  в  рамках  работы  проектной  деятельности. 

 Заботясь о качестве обучения младшего школьника-читателя, нельзя забывать о социальной среде, которая влияет на весь процесс формирования личности - о семье, в которой ребёнок живёт и растёт. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволил обрести в их лице подлинных помощников. Разговор о детском чтении вёлся на родительских собраниях, где разъяснялись пути и способы формирования читательской деятельности детей в условиях семьи, расширение круга чтения, анализировались типичные затруднения детей в чтении книг.

 Наблюдается динамика умственного развития.

Использование технологии в первом и втором классах, методического аппарата учебника, творческого подхода, сотрудничества в обучении (групповые и парные формы работы), ИКТ – технологий позволило мне добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения.

 Технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, приёмы театрализации, использование мотивирующей модели «поощрения», доступность книг с художественными произведениями, наличие индивидуальных заданий по текстам произведений, информирование родителей об условиях реализации методики «Хорошо читать хорошо», активизация внимания на успешном опыте чтения будут способствовать формированию читательской компетентности учащихся при чтении художественных произведений.

Таким образом, в ходе работы у детей изменилась читательская позиция, которая выражается в следующем:

.     читательская  активность  у  детей  значительно  повышается

.     обогащается   и  активизируется  словарный  запас  детей

.     развивается  речевой  аппарат

Также определяется, что в классе нет детей, которые не выполняют домашнее задание по литературе; дети любят и умеют придумывать и выполнять различные творческие задания (при этом выбор творческого задания всегда обосновывается особенностями произведения); умеют устанавливать связь между информацией, полученной из разных источников, на разных уроках.

Таким образом, работа, которая велась в рамках выделенных направлениях, позволяет влиять на становление читательской компетентности младших школьников.

Список  произведений  полностью прочитанных  детьми  на  уроках  лит.чтения  за  4 года:

А.Линдгрен « Карлсон, который  живёт  на  крыше», «Карлсон  вернулся», «Карлсон  безобразничает  опять»; А.Милн  «Винни  Пух  и  все все»; А.Толстой  «Золотой  ключик»

Д.Родари  «Чиполлино»; В.Драгунский «Денискины  рассказы»

Э.Успенский  «Дядя  Фёдор  пёс  и  кот», «Каникулы  в  Простоквашино», «Зима в  Простоквашино» А.Гайдар  «Тимур  и  его  команда»

А.Волков  «Волшебник  Изумрудного  города», «Урфин  Джус и  его  деревянные  солдаты», «Семь  подземных  королей», «Огненный  бог  марранов», «Желтый  туман»

Н.Носов  «Приключения  Незнайки», «Незнайка  в  Солнечном  городе», «Незнайка  на  Луне»; Л.Кэррол  «Алиса  в  стране  чудес», «Алиса в  Зазеркалье»; Р.Киплинг  «Книга  Джунглей» ; А.Велтистов  «Приключения  Электроника»

Д.Дефо «Робинзон  Крузо»; Д.Свифт  «Приключения  Гулливера»