«Любое обучение человека есть не что иное,
как искусство содействовать стремлению
природы к своему собственному развитию»
Ф. Песталоцци
Биология — это наука о жизни, а жизнь, как известно, одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно
в любой жизненной ситуации
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а так же пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранительных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли народного хозяйства
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1-4 классы»
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
⧫ Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижения науки.
⧫ Постепенно выстраивать собственное мировоззрение.
⧫ Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
⧫ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности образа жизни и сохранения здоровья.
⧫ Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
⧫ Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» являются:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средство достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
⧫ Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
⧫ Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
⧫ Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следсвенных связей.
⧫ Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
⧫ Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.д.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)
⧫ Вычитывать все уровни текстовой информации.
⧫ Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
⧫ Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре) — определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.
Рефлексия
«Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки» Т. Бильрот
Рефлексия — это осмысление человеком собственных действий, размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании, потому что очень важно уметь реально оценивать себя, свои возможности, выбирать наилучший путь для достижения цели.
На уроках могут быть использованы различные рефлексивные моменты:
1. Короткая беседа в конце урока:
- Чему мы сегодня на уроках научились?
-Что у нас получилось хорошо?
2. Закончить записанные на доске предложения, с выбором одного или нескольких более значимых для учащегося:
- А я и не знал...
На уроках могут быть использованы различные рефлексивные моменты:
1. Короткая беседа в конце урока:
- Чему мы сегодня научились?
- Что у нас получилось хорошо?
2. Закончить записанные на доске предложения, с выбором одного или нескольких более значимых для учащегося:
- А я и не знал...
- На будущее мне надо иметь в виду...
- Самым сложным для меня сегодня было...
- Это позволит мне будущем...
Игровые технологии
Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов.
Примерами таких игр могут служить:
Упражнения- викторины, ребусы, кроссворды, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, высказывания великих людей, загадки;
Игры-путешествия служат для углубления, осмысления и закрепления знаний.
Ролевая игра способствует формированию целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями;
Проблема — это всегда препятствие. Преодоление препятствий — движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, способность выходить из тупиковых ситуаций, активность, стремление к открытию нового для себя, а зачастую и чувство юмора.
Метод проектов нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Метод проектов позволят наименее простым способом создать «естественную среду», т. е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования компетенций учащихся.
Всю совокупность технологий показано в разработанном уроке по теме «Голосеменные растения» по курсу «Введение в биологию» 5 класс, ФГОС.
Суть образования я вижу в открытии человеком себя в сотрудничестве с самим собой и другими. А важнейшей задачей образования - содействие развивающемуся человеку и человеческой общности в обретении способности жить в ситуации нестабильности, неустойчивости и динамических систем.