Полный текст статьи
Печать

 «Любое обучение человека есть не что иное,
как искусство содействовать стремлению
 природы к своему собственному развитию»

Ф. Песталоцци 

Биология — это наука о жизни, а жизнь, как известно, одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно
в любой жизненной ситуации

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а так же пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранительных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли народного хозяйства

Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний.  В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1-4 классы»

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

 ⧫ Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности         его познаваемости и объяснимости на основе достижения науки.

 ⧫ Постепенно выстраивать собственное мировоззрение.

 ⧫ Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

 ⧫ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности         образа жизни и сохранения здоровья.

⧫ Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и          природы.

⧫ Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» являются:

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средство достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

⧫ Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

⧫ Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

⧫ Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следсвенных связей.

⧫ Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

⧫ Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.д.).  Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

⧫ Вычитывать все уровни текстовой информации.

⧫ Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

⧫ Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре) — определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.

 

Рефлексия

«Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки» Т. Бильрот

Рефлексия — это осмысление человеком собственных действий, размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании, потому что очень важно уметь реально оценивать себя, свои возможности, выбирать наилучший путь для достижения цели.

На уроках могут быть использованы различные рефлексивные моменты:

1. Короткая беседа в конце урока:

- Чему мы сегодня на уроках научились?

-Что у нас получилось хорошо?

2. Закончить записанные на доске предложения, с выбором одного или нескольких более значимых для учащегося:

   - А я и не знал...

 На уроках могут быть использованы различные рефлексивные моменты:

1. Короткая беседа в конце урока:

- Чему мы сегодня научились?

- Что у нас получилось хорошо?

2. Закончить записанные на доске предложения, с выбором одного или нескольких более значимых для учащегося:

   - А я и не знал...

   - На будущее мне надо иметь в виду...

   - Самым сложным для меня сегодня было...

   - Это позволит мне будущем...

Игровые технологии

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового    процесса, учиться находить и принимать решения; адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов.

Примерами таких игр могут служить:

Упражнения- викторины, ребусы, кроссворды, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, высказывания великих людей, загадки;

Игры-путешествия служат для углубления, осмысления и закрепления знаний.

Ролевая игра способствует формированию целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями;

Проблема — это всегда препятствие. Преодоление препятствий — движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, способность выходить из тупиковых ситуаций, активность, стремление к открытию нового для себя, а зачастую и чувство юмора.

 Метод проектов нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Метод проектов позволят наименее простым способом создать «естественную среду», т. е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования компетенций учащихся.

Всю совокупность технологий показано в разработанном уроке по теме «Голосеменные растения» по курсу «Введение в биологию» 5 класс, ФГОС.

Суть образования я вижу в открытии человеком себя в сотрудничестве с самим собой и другими. А важнейшей задачей образования - содействие развивающемуся человеку и человеческой общности в обретении способности жить в ситуации нестабильности, неустойчивости и динамических систем.