Полный текст статьи
Печать

Доводы, до которых человек додумался сам,
 обычно убеждают его больше,
нежели те, которые пришли в голову другим.

 Б. Паскаль

Отличительной особенностью ФГОС от традиционного обучения  является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу основного общего образования.

Методической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Основным результатом образовательной деятельности должно стать развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий . Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и способы этого усвоения, на развитие творческого подхода, исследовательских навыков.

В основе технологии проектной деятельности  лежит системно-деятельностный подход.

Основные требования к проекту:

- наличие значимой исследовательской проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта;

- структурирование содержательной части проекта;

- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

- оформление конечных результатов.

Поэтому проектная технология позволяет через системно-деятельностный подход реализует цели образования нового стандарта, а значит и требованиях к результатам среднего образования по ФГОС. В период начала внедрения ФГОС ООО перед учителями встала задача развития профессиональной компетентности. В связи с этим я начала с 2012 года изучение и использование в своей работе технологию проектной деятельности.

Целью работы было: повышение эффективности преподавания физики через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства. А задачами, поставленные при выполнении работы, были:

  • развивать творческие способности и познавательную активность учащихся;
  • организовать проектную деятельность учащихся в школе при изучении физики с применением информационных технологий, межпредметного интегрирования, а так же сформировать у учащихся навыки самообразования.

За период работы над этой темой, учащиеся моего класса, на базе которого была открыта площадка, по реализации проекта, с прошлого года стали призёрами и победителями муниципального, городского, регионального, а затем республиканского туров научно-практических конференций. Разработаны рекомендации по курсу преподавания физики с использованием проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочной  деятельности учащихся.


Вывод:В условиях ФГОС учитель должен уметь организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД (универсальных учебных действий), так и самих личностных, предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Я уверенна, что использование технологии проектов развивает у школьниках самостоятельность, свободное общение, умение высказывать свою точку зрения, интерес к предмету, умение осознано воспринимать информацию.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования и одно из главных направлений деятельности учителя.