Полный текст статьи
Печать

Демографическая обстановка в России от года к году улучшается. Вследствие этого в школы с каждым годом поступает все больше первоклассников. Для сравнения приведем данные за 2009/2010 учебный год и последние четыре года.

год

2009-2010

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Количество

первоклассников

112

4 класса

143

5 классов

 147

5 классов

167

6 классов

 

До 2010 года было возможным проводить собеседование с будущими первоклассниками при приёме документов в школу. И тем самым предупредить возникновение трудностей связанных с адаптацией ребёнка в условиях школьного обучения. Но с изменением закона об образовании любые тестирования до начала обучения запрещены. Педагогам и специалистам необходимо решать, тесно связанный с «готовностью», вопрос о преемственности дошкольного и начального школьного обучения. Количество детей растёт, а вопрос о зрелости ребёнка, сформированности у него предпосылок учебной деятельности остаётся актуальным, как фактор успешной адаптации в условиях ФГОС.

 Необходимо качественно провести психолого-педагогическую оценку готовности ребёнка к началу школьного обучения. Минимизировать обследование по затратам времени и по затратам сил на его проведение. В то же время объём полученной информации должен быть необходимым и достаточным для первичной оценки: «готов к школе» - «не готов». Для реализации поставленной цели необходимо обладать системой эффективных диагностических средств, использовать соответствующую методику анализа результатов и оценки «готовности» ребёнка. В связи с этим была выбрана программа Натальи и Михаила Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школьному обучению».

Программа рассчитана на многократное предъявление, без изменения системы анализа выполнения можно при каждом следующем обследовании варьировать все составляющие задания. Необходимо лишь придерживаться единой стратегии. Она адекватна при проведении обследования раз в полгода. Ее могут использовать педагоги ДОУ и педагоги начальной школы.

Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, наличие определённого уровня работоспособности, а так же умение вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом, оценивается сформированность регулятивного компонента деятельности в целом.

Кроме того, задания позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, сформированность представлений «больше-меньше» - то есть собственно предпосылки к учебной деятельности, формирование которых происходит уже во время пребывания ребенка в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.

Программа состоит из пяти заданий. Педагог или психолог работает с группой детей, состоящей из 12-15 человек. Дети рассаживаются за партой по одному. Каждому ребёнку даётся подписанный бланк с заданиями простой и цветной карандаши. Обычно время работы с заданиями не превышает 20 минут.

По ходу выполнения заданий на заранее подготовленном листе наблюдений специалист отмечает особенности поведения, потребности детей в помощи и темпе деятельности ребёнка. Эти наблюдения учитываются при оценке результативности выполнения заданий. Выполнение заданий оценивается по 4 уровням – в зависимости от общего набранного балла.

Такая форма тестирования помогает взаимодействовать с участниками образовательного процесса. Результаты обследования уровня школьной готовности по методике М.М. Семаго, Н.Я. Семаго применимы для реализации логопедических целей, потому как нарушение устной речи может явиться следствием недостаточного развития психических функций либо повреждённого развития структур головного мозга и артикуляционного аппарата. По результатам обследований педагог-психолог и учитель-логопед проводят качественный и количественный анализ данных, который поможет спрогнозировать конечный результат обучения к концу первого класса и будет являться базовым для выработки общих рекомендаций, выявления динамики и определения путей коррекционной работы. Результаты каждого обследованного первоклассника заносятся в таблицу, где основным параметром, по которому ранжируются результаты, является общий балл. Составляются диаграммы уровней психолого-педагогической и речевой готовности.

            Уровень готовности к   школьному обучению 

В конце первой четверти проводится окружной семинар по преемственности с ДОУ. Педагоги и специалисты детских дошкольных общеобразовательных учреждений по нашему микрорайону совместно с  педагогами школы обсуждают полученные данные, чтобы повысить эффективность своей работы, подготовить детей к школе по рекомендациям специалистов (психолога, логопеда), (при необходимости) помочь родителям принять решение о выборе программы обучения, соответствующей  способностям ребёнка.

Уровень готовности к началу школьного обучения выпускников ДОУ  

По результатам мониторинга уже в начале учебного года известны проблемы ребёнка и его способности, а в конце года – причина школьных трудностей.

Таким образом, данное тестирование помогает осуществлять преемственность в работе детского сада и школы, что являться основой для планирования дальнейшей методической, коррекционно-развивающей работы с детьми, учителями, родителями, администрацией.

Демографическая политика в нашем государстве и в нашей республике улучшается, правительство Якутии оказывает большое внимание приросту населения, поэтому не стоит рассчитывать на то, что количество поступающих в первые классы детей будет уменьшаться, тем более микрорайон, в котором находится наша школа, разрастается. И в перспективе предстоит дальнейшая работа по усовершенствованию работы по преемственности детского сада и школы.