Полный текст статьи
Печать

В современной России с улучшением качества жизни населения наблюдается рост автопарка, что влечет за собой ряд проблем: увеличение числа экстремальных ситуаций в условиях городского режима вождения; низкую осведомленность водителей о своих психофизиологических и психологических возможностях, влияющих как на недооценку, так и на переоценку способностей безопасного управления автомобилем.

Проблема надежности водителя автомобиля является основополагающей в системе мер, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, число которых в России с каждым годом увеличивается. Несмотря на усилия правительства по дисциплинированию участников дорожного движения с помощью таких мер, как: повышение суммы штрафов за нарушения правил дорожного движения; ужесточения наказаний за вождение в нетрезвом виде; увеличения объема часов на подготовку кандидатов в водители; введение усиленного контроля со стороны службы ГИБДД за порядком на дорогах РФ и улучшения качества дорог; стимулирования населения к приобретению современных безопасных автомобилей с помощью программ утилизации ветхих автомобилей. Однако, по статистическим данным официального сайта ГИБДД число дорожно-транспортных происшествия в России только за январь – ноябрь 2015 года увеличились на 178105 случаев по сравнению с 2014 годом. Число погибших на дорогах РФ, по сравнению с предыдущим годом выросло с 1214 человек до 24 380 человек.

Ознакомление с причинами дорожно-транспортных происшествий, приведенными в статистике, показывает, что большая часть этих причин заключается в так называемом «человеческом факторе».

В современном употреблении термин «человеческий фактор» стал охватывать слишком размытый круг психологических и социальных проявлений, которые выражаются в ошибках оператора, снижая его надежность. Фундаментом надежности водителя автомобиля являются его психофизиологические и психические качества. М.А. Котик и А.М. Емельянов, в своих исследованиях природы ошибок человека-оператора, выделяют четыре профессионально-важных качества, которые можно отнести к нетренеруемым и некомпенсируемым: сила нервной системы, эмоциональная устойчивость, сенсомоторная координация, показатели внимания. Отсутствие любого из этих качеств, по мнению выше указанных авторов, является свидетельством непригодности данного человека для работы водителем [1].

Вопросы изучения структуры надежности в экстремальной ситуации водителя так же были рассмотрены в работах Ю.А. Цагарелли, основавшего системный подход к психологической диагностике и коррекции с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр» АЦ-9К [3].

Данные авторы в своих исследованиях изучали водителей профессионалов, как основных участников дорожного движения. Однако современные реалии показывают, что число автолюбителей на дорогах с каждым годом увеличивается в арифметической прогрессии. Можно провести четкую взаимосвязь между увеличением числа автолюбителей на дорогах и количеством ДТП.

Основная доля ошибок водителей, как показывает практика, связана с психологическими аспектами их деятельности. (36, 13 мал кн.) что требует дополнительного изучения психофизиологических и психологических качеств автолюбителей, необходимых для их безопасного дорожного движения и создания на их основе специальных педагогических условий обучения будущих водителей.

При подготовке современных водителей категории ''B'' не учитываются необходимые для безопасного управления транспортным средством в условиях экстремальной ситуации психофизиологические и психологические качества будущих водителей [2].

Основная задача нашего психологического исследования заключается в изучении психофизиологических и психических качеств молодых водителей, с целью коррекции форм организации индивидуального обучения будущих водителей.

Исследование вышеперечисленных качеств молодых водителей проводилось в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета. В нем приняли участие студенты 1 – 4 курсов в возрасте 18 – 24 лет со стажем вождения от 1 до 4 лет. Количество испытуемых составило 49 человек (27 мужчин и 23 женщин).

Диагностика водителей осуществлялась при помощи системной психологической диагностики, разработанный Ю.А. Цагарелли, на приборе «Активациометр» АЦ-9К'.

Были исследованы следующие психофизиологические и психические качества: сила нервной системы; лабильность нервной системы; точность реакции на движущийся объект; развитие глазомера; психоэмоциональная устойчивость; устойчивость психомоторной деятельности в экстремальной ситуации; склонность к риску; саморегуляция психоэмоционального состояния.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты. Сильным типом нервной системы обладают лишь 12 человек из 49, что составляет лишь 25 % от всей выборки. М.А. Котик и А.М. Емельянов указывали на то, что для надежного вождения автомобилем человеку необходимо иметь сильный тип нервной системы. Это врожденный показатель, который используется для обозначения выносливости и работоспособности нервных клеток. Наше исследование лишь подтвердило тот факт, что в современном мире все меньше рождается людей с сильным типом нервной системы. Таким образом, молодых людей со слабым типом нервной системы можно отнести в группу риска участников дорожного движения.

Следующим исследуемым качеством личности была выбрана лабильность нервной системы. В современной психологии она понимается как функциональная подвижность нервной системы на уровне нейронов и нейронных цепей. Она характеризует скорость возникновения и скорость прекращения нервных процессов. Интерпретации подлежали величина лабильности и ее устойчивость.

Распределение по выборке получилось следующее: 11 человек имеют высокий уровень лабильности нервной системы, 13 человек – средний уровень; 25 человек – низкий уровень. Из данных видно, что высоким и средним уровнем лабильности обладают 49 % респондентов и 51 % - низким. Можно предположить, что лицам, с низким уровнем лабильности достаточно сложно приходится управлять автомобилем в экстремальных ситуациях, которые часто встречаются в условиях городского режима управления транспортом.

Изучая точность реакции на движущийся объект, была выявлена 100% точность реакции среди всей выборки. Это можно объяснить возрастом респондентов. По данному показателю надежность молодых водителей на высоком уровне. По данным Ю.А. Цагарелли видно, что с возрастом данное качество ослабевает.

Проведя исследование развития глазомера, как одного из необходимых психических качеств надежности работы в ситуации экстремального вождения, было выявлено, что у 39 респондентов наблюдается высокоразвитый глазомер, что составляет 79,6 % от всей выборки. Среднеразвитый глазомер у 10 респондентов – 20,4 %. Показатели ниже средних – отсутствуют у молодых водителей. Таким образом, по данному показателю надежность молодых водителей в норме.

Диагностируя психоэмоциональную устойчивость молодых водителей, мы получили следующие данные: высокая психоэмоциональная устойчивость характерна для 41 респондента (83,7 %); средняя – для 5 респондентов (10,2%); низкая – для 3 респондентов (6,1 %). Это позволяет судить о том, что молодые водители в основном обладают стабильным эмоциональным состоянием, необходимым для безопасного вождения.

Устойчивость психомоторной деятельности в экстремальной ситуации занимает одно из важных мест в психической структуре надежности водителей. Данное понятие является собирательным с точки зрения психически регулируемых моторных действий, обеспечивающих поисковую и оперативную деятельность водителя в экстремальных ситуациях. То есть поиск водителем оптимального варианта психомоторного действия, сформированного ранее, в соответствии с особенностью экстремальной ситуации. Данные диагностики устойчивости психомоторной деятельности в экстремальной ситуации в нашей выборке были распределены следующим образом: высокой психомоторной надежностью обладают 38 человек (77,6%); средней – 9 человек (18,4 %); низкой – 2 человека (4,1 %). В целом, молодые водители обладают устойчивой психомоторикой, что говорит об их психомоторной надежности в экстремальных ситуациях на дороге в процессе управления автомобилем.

В силу специфики возрастных особенностей для молодых людей характерна высокая готовность к риску, амбициозность, максимализм, что отражается на низкой культуре поведения молодых водителей. Эти факторы подтверждаются результатами исследования уровня готовности к риску и способности к саморегуляции. Высоким уровнем готовности к риску обладают 41 респондент (83,7 %); средним уровнем – 4 респондента (8,2 %); низким - 4 респондента (8,2 %).

Способность к саморегуляции позволяет личности управлять параметрами своего функционирования: состоянием, поведением, деятельностью,  взаимодействием с окружающими, которые оцениваются её как желаемые. То есть, несмотря на недостатки развития какого-либо психологического качества, необходимого для надежного управления автомобилем, водитель способен мобилизовать свои ресурсы для осознанного безопасного вождения в экстремальных ситуациях на необходимый временной период.

Продиагностировав показатель сформированности саморегуляции у молодых водителей получили следующие результаты: высоким уровнем обладают 11 респондентов (22,4 %); средние значения выявлены у 3 респондентов (6,2 %); низкие – у 35 респондентов (71,4 %).

Последние вышеописанные качества личности молодых водителей констатируют в целом по всей выборке респондентов достаточно высокую готовность к риску и низкую сформированность саморегуляции. Можно предположить, что это связано с социальной незрелостью молодых водителей и максимализмом, желанием получить адреналин в процессе экстремального вождения.

На основе нашего исследования нами были предложены индивидуальные формы обучения будущих водителей в соответствии с особенностями их психофизиологических и психологических качеств.