Полный текст статьи
Печать

Федеральный государственный образовательный стандарт образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Любая  программа эксперимента предусматривает возможность коррекции и получение позитивных изменений ведущих характеристик коммуникативных универсальных учебных умений.  Констатирующий этап предполагает возможность выявить уровень сформированности данных умений. Также он позволяет определить степень осознанности его применения в общении. Данные умения рассматриваются как показатель функциональной грамотности, которая проявляется в готовности успешно решать различные жизненные задачи, используя все освоенные учеником знания, умения и навыки.

Что показывают данные диагностики?

Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:

- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;

- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по какому ему необходима поддержка. Диагностику можно проводить на выходе из 4 класса или в начале обучения в 5 классе (по завершении периода адаптации). Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать развитие УУД у каждого учащегося индивидуально. Диагностика проводится в форме тестирования. Диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера[1].

Вообще развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетенции. Одна из форм «шести ключевых умений»  на современном этапе развития общества представлена в виде общения и взаимодействия, т. е. умения представлять и сообщать в письменной и устной  форме, используя речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции [2].

   Отсюда, учитывая результаты сформированности УУД при переходе из начальной школы в среднее звено, появляется возможность спланировать дальнейшее развитие учебных действий.

Актуальность работы заключается в необходимости анализа сформированности  КУУД у обучающихся 5-х классов при переходе из начальной школы в основную.

Цель работы: выявить уровень сформированности КУУД у обучающихся.

Задачи:

  1. Провести тестирование по формированию КУУД. У обучающихся.
  2. Сделать анализ уровня сформированности КУУД.
  3. Наметить пути дальнейшего формирования КУУД.

Для проверки уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий использовались  контрольно-измерительные материалы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» . 3-4 класс. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д.Данилов, С.А.Козлова, Л.Н. Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, О.В. Чиндилова. Издательства «Балаас»,  2014г. (Образовательная программа «Школа 2100»). Данное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Оно содержит диагностические материалы, позволяющие выявить, насколько успешно сформированы коммуникативные учебные действия (метапредметный результат).

Каждый тест состоит из двух вариантов. Варианты одинаковы по трудности. Каждому ученику выдается отдельный экземпляр текста, который он должен выполнить. Проверка и оценка работ проводится с помощью приложенных к каждому тесту верных ответов и ключей оценивания с использованием «Схем анализа результатов тестирования».

Для обобщения полученных данных использовался статистический критерий. В результате анализа данных констатирующего эксперимента нами были выделены пять групп учащихся с точки зрения умения работать с текстом. Всего работу писало 89 учеников. Максимально возможный балл, который можно набрать – 7. Учащиеся первой группы (умение вычитывать информацию данную в явном виде) -  набрали 78 баллов (84,8 %)  от общего числа школьников;  вторая группа (объяснять смысл слова, словосочетания) -  набрала 84 балла (93,57%) от общего числа  школьников; третья группа (вычитывать информацию, данную в неявном виде) -  набрала 21 балл (9,7%) от общего числа школьников школьников; четвертая группа (понимать смысл текста в целом (главную мысль) – набрала 80 баллов (88,4%) от общего числа школьников; пятая группа (истолковывать текст (через творческий пересказ) – набрала 123 балла (68,9%) от общего числа школьников.

Таблица 1

Количество баллов, набранное за каждый критерий 

Диаграмма 1

Количество баллов, набранное за каждый критерий 

 

Таблица 2

Процент выполнения каждого критерия сформированности КУУД

Диаграмма  2

Процент выполнения каждого критерия сформированности КУУД

  

Дополнительные наблюдения, проводимые учителями на уроках, показали: несмотря на то, что все учащиеся знают о правилах работы с текстом, практически применяют их не всегда правильно или совсем не применяют; не всегда могут вычленить информацию, данную в тексте, объяснить смысл слова, понимать смысл текста и.т.д

По итогам анализа таблицы можно выделить несколько уровней сформированности КУУД:

1. Оптимальный 2.Допустимый 3.Критический  4.Сверхкритический. К оптимальному относится критерий - №2; к допустимому относятся критерии №1 и 4; к критическому относится критерий №5; к сверхкритическому относится критерий №3. На основе результатов констатирующего эксперимента установлены отдельные уровни готовности школьников к овладению коммуникативными универсальными учебными умениями.

Таблица 3

Сравнение средних данных уровней сформированности КУУД учащихся МОБУ СОШ №21 г. Якутска и средний общероссийский уровень (в%) 

 Диаграмма 3.

Сравнение средних данных уровней сформированности КУУД учащихся МОБУ СОШ №21 г. Якутска и средний общероссийский уровень (в%)  

В ходе исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных умений учащихся мы предполагаем причины низкого уровня сформированности данных умений. Одной из причин является незнание учителями путей формирования коммуникативных универсальных учебных умений, как следствие - отсутствие системы формирования коммуникативных универсальных учебных умений.

Как видно из таблицы 3, в 5х классах у большинства учащихся коммуникативные универсальные учебные умения развиты до среднего и выше среднего уровней. Это свидетельствует о том, что учащиеся классов овладевают в процессе обучения коммуникативными универсальными учебными умениями. Однако специально эти умения не формируются, свидетельством чего являются данные относительно владения умениями общения на низком уровне во всех классах.

В заключении отмечается, что последующий этапы эксперимента (формирующий)  должен быть направлен на реализацию системы формирования коммуникативных универсальных учебных умений на основе определенных критериев. Особенностью данного этапа должен явиться индивидуальный подход. Так как индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся на всех этапах, во всех формах и методах учебного процесса.

Анализ результатов тестирования позволил прийти к выводу, что коммуникативные универсальные учебные умения связаны со способностью учащегося обрабатывать текст являются лишь структурным компонентом универсальных учебных действий.

2. Педагогическая практика показала, что коммуникативные учебные умения непосредственно имеют универсальный характер, они связаны с учебным материалом, и самое главное могут формироваться и использоваться на базе всех предметов курса школы.