Полный текст статьи
Печать

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования четко определены изменения в образовании, необходимые для формирования нового человека. Реализация ФГОС НОО осуществляется средствами системы развивающего обучения.

            Методологическую основу требований Стандарта составляет деятельностный подход, который сформировался в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и их реализации на практике.

            Наша школа с 1997 года стала экспериментальной площадкой по развивающему обучению по системе Эльконина-Давыдова.

            Я преподавала якутский язык и литературу. Как показывала практика работы, обучение учащихся языку по традиционной программе и соответствующим ей учебником не способствовало овладению умениями РО. А дети обучавшиеся в начальной школе по системе РО, были совсем другими. У них был устойчивый познавательный интерес, владели основными механизмами УД, умели ставить проблемы, вести дискуссии и т.д. Инициативные, самостоятельные в решении поставленных задач они требовали другого подхода в обучении. Все эти обстоятельства вынуждали пересмотреть систему обучения в среднем звене. Надо было перестроиться, изменить структуру и содержание учебных программ по своим предметам. Так появилась пробная учебная программа по якутскому языку, которая прошла апробацию в 2001 году. Сегодня представляю программу по 5 классу, более адаптированную и отвечающую требованиям ФГОС, на основе которой хочу поделиться своими мыслями.

            Проект программы был построен на основе теоретической концепции РО выдающихся педагогов Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова, на принципах  программы обучения русскому языку. Для создания программы по РО сперва надо было тщательно изучить якутскую научную грамматику, структуру и содержание традиционной программы, найти сходство и различие между традиционным обучением и развивающим обучением в преподавании. В результате исследования была разработана программа по принципам развивающего обучения.

Схема-сравнение структур программ развивающего обучения и традиционного обучения

 

            Принцип РО обучению  языку – это ведение учителя своих учеников к теории языка на основе жизненных умений и знаний [Репкин В.В. Экспериментальная программа развивающего обучения  русскому  языку 5–9 классы. Томск, 1997]. Как видно на таблице, программа РО по якутскому языку в 5 классе начинается с темы «Речь.Высказывание». То-есть, обучение начинается с того, что знакомо детям в повседневной жизни – с разговорной среды, которое создает условие учебного процесса основываясь на этом, учитель ставит цель в ходе обучения: улучшить, обновить привитые ребенку умения и навыки, добиться при этом, чтоб он устно и письменно связно, образно излагал мысль. Если проследить по схеме, то видно, что учитель свою цель достигает, переходя планово от одного этапа к другому этапу, установив обратную связь.

О чем говорит концепция развивающего обучения? Самое главное, это то что личностные практическое понятие ученика довести до понятий теории. [5]. Например, нужно повседневную разговорную речь закрепить, обновить теоретическими понятиями (диалог и знаки препинания при нем). Дальше ведется ознакомление со стилями речи, идет этап разбора. Учитель внимание обучающихся направляет на меткость, яркость, складность языка, разговорного стиля, помогающего затронуть душу человека. Наряду с образовательной деятельностью идет воспитательная работа: внимательно, уважительно относиться к собеседнику, придерживаться в повседневной жизни разговорного этикета. Ознакомление с обрядами, почитание обычаев своего народа, умение общения с людьми разных поколений – это неотъемлемая часть обучения языку. «Текст» - на этом этапе дети знакомятся с культурой владения письменной речью, учатся упорядочивать связную речь. Связная речь ученика шлифуется на примерах произведений писателей. Чтение, разбор, пересказ, чтение в ролях, заучивание наизусть, защита своего творчества (модели, проекты) – все это формирует связную речь учащихся. «Синтаксис» работает над порядком построения предложения, «Лексика» - над богатством языка. «Фонетика» и «Орфография» контролируют четкость, правильность, яркость связной речи. Опыт работы показал, что такое построение изучения языка приносит хорошие результаты в развитии у детей связной речи. А у учителя к концу учебного года должен быть ответ на вопрос: «С каким уровнем связной речи были приняты дети в 5 классе? За год а сколько вырос уровень овладения связной речью?»

Проект программы был защищен, одобрен и рекомендован на апробацию в улусном и республиканском НПК. Вызвала интерес слушателей на разных аудиториях по РО и по ФГОС. Были высказаны мысли о создании учебника на основе этой программы.

В результате я стала работать над проектом электронного учебника якутского языка для 5 класса по системе РО, который апробируется и находится еще на стадии исправления и обновления.

Упражнения учебника построены на типах уроков РО:

  1. Урок постановки учебной задачи.
  2. Урок моделирования и преобразования модели.
  3. Урок решения частных задач по применению открытого способа.
  4. Урок контроля.
  5. Урок оценивания. 

Сравнительная характеристика заданий и упражнений учебников

Традиционное обучение

Развивающее обучение

1. Упражнения, создающие  среду обучения, не точны 1. Ситуативные задания для постановки учебной задачи в начале каждой новой  темы
 2. Практические задания, упражнения недостаточно проблемные 2. Проблемные задания для развития исследовательского мышления обучающихся
3. Отсутствуют задания для  моделирования  теоретических  понятий

3. Задания для моделирования теоретического понятия

 

            Задания, упражнения какие умения, компетентность у обучающихся развивают?

  1. Ситуативные  задания  для  постановки  учебной  задачи  в  начале  каждой  новой  темы:

- побуждают стимул познания у детей;

- подготавливают детей к атмосфере диалога;

- ставят конкретные цели;

- свидетельствуют о творческом желании ребенка.

     2. Проблемные  задания  для развития  исследовательского  мышления обучающихся:

                 - упорядичивают мыслительную деятельность ребенка;

               - развивают творчество, потенциалы;

                - стимулируют у детей желание вести диалог, монолог;

                - создают среду дискуссии, диспута;

                - показывают уровень личностных качеств;

                - создают возможность самоконтроля, самооценки.

     3.  Задания  для  моделирования  теоретического  понятия:

                - развивают творческую, исследовательскую способность;

                - учат защищать свое мнение, свою мысль;

                - прививают культуру общения, диалога.

Как видно, программа, созданная на принципах РО, структура учебника, содержания обучения отвечают на требования нового стандарта (ФГОС). Они способствуют овладению обучающимися следующими умениями;

  1. Личностные УУД;
  2. Регулятивные УУД;
  3. Познавательные УУД;
  4. Коммуникативные УУД.

Во время создания программы и учебника пыталась учесть возврастные и личностные факторы детей, обучавшихя по системе РО. Важно было рассмотреть вопрос преемственности, актуальную проблему между ступенями образования. Надо было преемственность продолжать, так как это связь и согласованность целей, задач, содержания, методов, средств, форм организаций, которые обеспечивают поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание в среднем звене.

Использование технологии РО в условиях реализации ФГОС – требование времени, требование российского образования.