Полный текст статьи
Печать

  В связи с внедрением ФГОС особую актуальность в настоящее время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образовательного пространства начального и среднего общего образования. На основе Закона об образовании встал вопрос о стандартизации всего школьного образования для упорядочения процесса обучения всем школьным предметам, в том числе и русскому языку.

  Знание лексики играет огромную роль в освоении русского языка. Поэтому работе по обогащению словарного запаса учащихся отводится особое место в содержании курса русского языка, начиная с младшего школьного возраста до завершения этапа обучения.

  Проблема разработки единой системы обучения лексике всегда была в центре внимания учёных, методистов, педагогов.

  В данной работе раскрою взаимосвязь в развитии речевых умений школьников в изучении русского языка в начальной школе (1-4)и в 5 классе среднего звена. Считаю, что успешное усвоение ребёнком русского языка станет эффективным, если будет соблюдена преемственность в изучении лексики, и если при этом использовать наиболее рациональные пути, средства, методы и новые технологии в обучении.

  Объект исследования:процесс развития речевых умений учащихся при изучении лексики на уроках русского языка.

  Предмет исследования:педагогические усилия преемственности в развитии речевых умений учащихся при изучении лексики на уроках русского языка в начальной школе (1-4) и в 5 классе среднего звена.

  Цель:Определить эффективные условия принципа преемственности и перспективности в развитии речевых умений при изучении лексики на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС.

  Гипотеза:развитие речевых умений учащихся при изучении лексики будет более эффективным, если преемственность и перспективность основываются на :

1)  Определении общих  и специфических целей  образования по новому стандарту на данных ступенях;

2)  Построении единой содержательной линии, обеспечивающей  развитие УУД учащихся, их успешный переход на следующую ступень образования в условиях внедрения ФГОС;

3)  Связи и согласованности каждого компонента программной системы УМК(целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

Задачи:

  1. Изучить учебно – методическую литературу по теме исследования;
  2. Проанализировать рабочие программы и УМК по русскому языку начальной школы и 5 класса;
  3. Рассмотреть особенности уровня речевых знаний младших школьников;
  4. Изучить содержание олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся начальных классов и пятиклассников на уровне школьной олимпиады.

Принцип преемственности обеспечивается в рамках действующей программы и подготовки учителя, его умением планировать работу и видеть конечный результат обучения.

   Мною рассматривались рабочие программы начального общего образования и программа русского языка 5 класса по ФГОС.

  Анализ двух программ показал, что цели изучения лексики как специального раздела в среднем звене соотносятся с целями обучения в начальной школе:

-  обогащение словарного запаса учащихся;

-   развитие внимания к значению и употреблению слов;

-  обучение пользованию словом в речи;

-   развитие интереса к языку;

-  формирование первоначальных научных представлений  о системе и структуре русского языка.

  Анализ учебников показал, что материал действующих учебников для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.) располагается концентрически по отношению к материалам учебников для начальной школы (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). Так как теоретическое и практическое  ознакомление таких сведений как многозначность слов, прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, а также работа с толковыми и фразеологическими словарями у выпускников начальной школы имеется. В дальнейшем в них уточняются и систематизируются сведения, вместе с этим объём материала расширяется. Продолжается научное формирование лексики как о системе и структуре русского языка.

  Изучив состояние работы по русскому языку в начальных классах и в 5 классе, и исследовав проблемы принципа преемственности и перспективности и в обучении лексике и русскому языку вообще, определила следующие условия:

-  изучение, знание «сквозных» тенденций языкового и речевого развития  от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря;

-  понимание того, ЧТО  появляется впервые в формировании УУД в  речевом развитии  учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения;

-  включение в работу проектной деятельности;

-  пропедевтика в младших классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах;

-  составлять дополнительные виды упражнений по лексике в каждом классе, соблюдая принцип преемственности;

-  по рекомендации учителей русского языка и литературы СОШ №21г. Якутска, усилить работу над образностью речи; уделить внимание  урокам по развитию речи, т.к. лексическая работа определяет развитие связной письменной речи учащихся (написанию изложений, сочинений).

  Следующим условием является то, что при изучении прямого и переносного, однозначного и многозначного значений слов на уроках русского языка опереться на родной язык, в тех классах где дети обучаются в классах с якутским языком обучения, т.к. с третьего класса по якутскому языку активно изучаются эти понятия.

  Таким образом, предложены методические рекомендации по координации  в обучении лексике, а также определены педагогические условия соблюдения принципа преемственности и перспективности в начальных классах и в 5 классе в условиях внедрения ФГОС.

   Безусловно, вопрос преемственности и перспективности является сложным, многосторонним, потому данное изыскание не охватывает все аспекты, а является исследованием узкой темы, попыткой разработки путей реализации взаимосвязи и последовательности, систематичности в обучении лексике.