В связи с внедрением ФГОС особую актуальность в настоящее время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образовательного пространства начального и среднего общего образования. На основе Закона об образовании встал вопрос о стандартизации всего школьного образования для упорядочения процесса обучения всем школьным предметам, в том числе и русскому языку.
Знание лексики играет огромную роль в освоении русского языка. Поэтому работе по обогащению словарного запаса учащихся отводится особое место в содержании курса русского языка, начиная с младшего школьного возраста до завершения этапа обучения.
Проблема разработки единой системы обучения лексике всегда была в центре внимания учёных, методистов, педагогов.
В данной работе раскрою взаимосвязь в развитии речевых умений школьников в изучении русского языка в начальной школе (1-4)и в 5 классе среднего звена. Считаю, что успешное усвоение ребёнком русского языка станет эффективным, если будет соблюдена преемственность в изучении лексики, и если при этом использовать наиболее рациональные пути, средства, методы и новые технологии в обучении.
Объект исследования:процесс развития речевых умений учащихся при изучении лексики на уроках русского языка.
Предмет исследования:педагогические усилия преемственности в развитии речевых умений учащихся при изучении лексики на уроках русского языка в начальной школе (1-4) и в 5 классе среднего звена.
Цель:Определить эффективные условия принципа преемственности и перспективности в развитии речевых умений при изучении лексики на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС.
Гипотеза:развитие речевых умений учащихся при изучении лексики будет более эффективным, если преемственность и перспективность основываются на :
1) Определении общих и специфических целей образования по новому стандарту на данных ступенях;
2) Построении единой содержательной линии, обеспечивающей развитие УУД учащихся, их успешный переход на следующую ступень образования в условиях внедрения ФГОС;
3) Связи и согласованности каждого компонента программной системы УМК(целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).
Задачи:
- Изучить учебно – методическую литературу по теме исследования;
- Проанализировать рабочие программы и УМК по русскому языку начальной школы и 5 класса;
- Рассмотреть особенности уровня речевых знаний младших школьников;
- Изучить содержание олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся начальных классов и пятиклассников на уровне школьной олимпиады.
Принцип преемственности обеспечивается в рамках действующей программы и подготовки учителя, его умением планировать работу и видеть конечный результат обучения.
Мною рассматривались рабочие программы начального общего образования и программа русского языка 5 класса по ФГОС.
Анализ двух программ показал, что цели изучения лексики как специального раздела в среднем звене соотносятся с целями обучения в начальной школе:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие внимания к значению и употреблению слов;
- обучение пользованию словом в речи;
- развитие интереса к языку;
- формирование первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка.
Анализ учебников показал, что материал действующих учебников для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.) располагается концентрически по отношению к материалам учебников для начальной школы (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). Так как теоретическое и практическое ознакомление таких сведений как многозначность слов, прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, а также работа с толковыми и фразеологическими словарями у выпускников начальной школы имеется. В дальнейшем в них уточняются и систематизируются сведения, вместе с этим объём материала расширяется. Продолжается научное формирование лексики как о системе и структуре русского языка.
Изучив состояние работы по русскому языку в начальных классах и в 5 классе, и исследовав проблемы принципа преемственности и перспективности и в обучении лексике и русскому языку вообще, определила следующие условия:
- изучение, знание «сквозных» тенденций языкового и речевого развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря;
- понимание того, ЧТО появляется впервые в формировании УУД в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения;
- включение в работу проектной деятельности;
- пропедевтика в младших классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах;
- составлять дополнительные виды упражнений по лексике в каждом классе, соблюдая принцип преемственности;
- по рекомендации учителей русского языка и литературы СОШ №21г. Якутска, усилить работу над образностью речи; уделить внимание урокам по развитию речи, т.к. лексическая работа определяет развитие связной письменной речи учащихся (написанию изложений, сочинений).
Следующим условием является то, что при изучении прямого и переносного, однозначного и многозначного значений слов на уроках русского языка опереться на родной язык, в тех классах где дети обучаются в классах с якутским языком обучения, т.к. с третьего класса по якутскому языку активно изучаются эти понятия.
Таким образом, предложены методические рекомендации по координации в обучении лексике, а также определены педагогические условия соблюдения принципа преемственности и перспективности в начальных классах и в 5 классе в условиях внедрения ФГОС.
Безусловно, вопрос преемственности и перспективности является сложным, многосторонним, потому данное изыскание не охватывает все аспекты, а является исследованием узкой темы, попыткой разработки путей реализации взаимосвязи и последовательности, систематичности в обучении лексике.