Полный текст статьи
Печать

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетных целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. Актуальность проблемы данной работы продиктована также отсутствием в практи­ке экологического образования в начальной школе брошюр и наглядных пособий экологической направленностью для младших школьников.

В настоящее время исследователи считают, что экология – это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.

Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидум для того, чтобы выжить, должен иметь определенные знания об окружающей его среде, о силах природы, растениях и животных.

Человек и природа неотделимы и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и её ресурсы - это основа жизни и развития человеческого общества. Каждое новое десятилетие приносит человечеству всё новые доказательства обострения противоречий во взаимодействии человека и природы.

Опыт прежних лет показывает, что за отсутствие экологических знаний и убеждений, игнорирование отношений природы и человека наше государство дорого заплатило - и в нормальном, и в материальном отношении.

Что делать ученикам начальных классов? Самое важное - научиться любить и понимать природу, сформировать экологическую культуру. Это ёмкое понятие вмещает в себя следующее:

  • научить практическим умениям, направленным на охрану природы;
  • проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;
  • постепенно углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомлённости дети не наносили ущерб природе.

Проблема формирование представлений о закономерностях взаимосвязей объектов живой и неживой природы посредством использования методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и актуальна и соответствует потребностям ребёнка, родителей, школы, и общества в целом.

Таким образом, возникла необходимость активизации работы по формированию у младших школьников позитивного отношения к окружающему миру с целью выявления взаимосвязей между объектами живой и неживой природы, используя методы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Комплекс включает в себя занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, трудовую деятельность, игры - драматизации, развлечения. Подобран материал речевого сопровождения: стихи, считалки, загадки.

Такое планирование работы помогает последовательно и поэтапно добиваться поставленных задач. Ведь именно это качество поведёт ребёнка к дальнейшему углублению его знаний. Формировать любознательность помогает метод системного подхода.

Потенциал ребёнка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем, упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В детстве активизируются познавательные интересы ребёнка, способствующие воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, к окружающему миру.

Особое место для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи живой и неживой природы. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность младших школьников, происходящая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявления скрытых существенных связей с явлениями природы. Организация работы идёт по двум взаимосвязанным направлениям:

1 - живая природа (характерные особенности сезонов в нашей местности, многообразие живых организмов)

2 - неживая природа (воздух, вода, почва, свет)

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Для того чтобы ребёнок овладел не только определённой суммой знаний и умений, но и мог в разумных пределах мыслить, изобретать, педагог использует ТРИЗ на занятиях, главной целью которых является развитие способности к фантазии, развитию творческого воображения, развитие ассоциативного мышления, выявлению взаимосвязей между объектами. В результате этой работы активизируется детская речь, развивается воображение, творческое мышление.

Педагог ставит своей целью воспитание ребёнка - школьника творчески развитого, инициативного, раскрепощённого, с высоким уровнем развития познавательных способностей. Чтобы добиться хороших результатов в ознакомлении младших школьников с взаимосвязями в живой и неживой природе работа проводится регулярно, время выполнения заданий не долгое, так как внимание у детей быстро иссякает, поэтому нужно включать эти игры в разные занятия; создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей и мнений; атмосферы, которая может вдохновлять ребёнка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало; стараться создать климат взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности, безоценочности (следует помнить, что критическое высказывание в адрес детей подавляет их творческие способности); восхищаться каждой идеей ребёнка, что предполагает позитивное подкрепление всех идей и ответов детей, поощрения оригинальных идей, использование ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что - то привычное.

Формами подведения итогов и резуль­татов исследования являются  ежегодные Дни эколога, традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», экологические акции, участие в районных, республиканских, всероссийских НПК «Шаг в будущее», конкурсах рисунков, сочинений  и др.

Данная работа  помогает лучшему изучению родного края, развивают любовь к природе, углубляют знания, помогают осознать вопросы охраны природы.

Общение с природой способствует развитию эмоциональной культуры, созданию богатого запаса непосредственных впечатлений, что является предпосылкой для понимания природы как ценности.

- вооружает школьников умениями и навыками по изучению и охране природы;

- расширяет общий кругозор детей, их знания о взаимодействии природы и общества;

  - будит интеллектуальную и творческую активность школьников в процессе кружковых занятий;

- даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя.

Результатом исследования является то, что издана моя первая книга «Дети  и природа Крайнего Севера».