Проблема современного среднего профессионального образования состоит в том, что часто молодой специалист, окончивший техникум даже если хороший специалист, не всегда конкурентоспособен на рынке труда, граждански пассивен. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, как системе общего, так и системе профессионального образования необходимо формировать личность обучаемого обладающего определенными компетенциями, позволяющими ему социализироваться в обществе. В этом контексте задачи педагога заключаются в развитии познавательных интересов, определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, критического мышления, способности к самоопределению и самореализации; в воспитании общероссийской идентичности, гражданской ответственности; приверженности гуманистическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
Дисциплины «история» и «обществознание» играют особую роль в воспитании человека, так как сила воздействия на личность обучающегося определяется не только деятельностными методами, применение которых требует ФГОС, но и содержанием предмета «история и «обществознание». Только урочная система обширную задачу формирования социальных компетенций решить не позволяет. Для достижения результатов современному педагогу необходимо использовать внеурочную деятельность. Воспитание социально компетентного человека в условиях техникума отрабатывается в различных формах внеурочной деятельности.
Организация внутритехникумовских научно-практических конференций по секциям профессионального и общего направления. Научно-практические конференции в техникуме проводятся как основа для участия в республиканской конференции «Шаг в будущую профессию». Традиционно студенты готовят проекты для участия в секции «История России и Якутии».
Участие студентов в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах республиканского и российского масштаба в очной и заочной форме – «Шаг в будущую профессию», «Республиканская студенческая научно-практическая конференция «Наука. Образование. Искусство», дистанционные олимпиады Центра дистанционной сертификации учащихся ФГОС-тест, онлайн-олимпиады «Эрудит», олимпиады «Ростконкурс». Конференции студентов способствуют решению главной задачи – нравственному развитию личности, использованию групповых и коллективных форм организации, развитию демократичности, диалогу, открытости, осмыслению и закреплению в памяти исторических событий в художественно-литературных образах, формируют навыки поисковой, исследовательской деятельности. Преподаватель выступает в роли консультанта, организатора сотрудничества, а студент становится активным участником, у него возникает мотивация к совершенствованию себя и выбору активной жизненной позиции. Это способствует формированию позитивной жизненной стратегии и активной гражданской позиции обучающихся; развитию самостоятельного мышления, грамотной речи, творческого потенциала; воспитанию патриотизма, самореализации; организации социальной практики. Есть и определенные успехи: в 2014 году студент группы ЭМ-23 Николаев Никита стал дипломантом II степени в республиканской конференции «Шаг в будущую профессию» за доклад «Жизнь и деятельность Николаева Василия Васильевича (1905-1979): на основе изучения документов домашнего архива семьи Николаевых», и принял участие на Международной научной студенческой конференции в городе Новосибирске.
Участие студентов в квест-играх, конкурсах, викторинах на правоведческие, экономические, исторические темы. Игровые формы наиболее занимательны и популярны среди студентов. При этом студенты становятся организаторами подобных мероприятий. Большую роль в организации вышесказанной формы работы играет студенческое самоуправление. Ежегодно по линии воспитательного отдела Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС (Я) проводится месячник правового воспитания и профилактики правонарушений. В рамках этого месячника студенты проводят викторину «Знаешь ли ты закон?», встречаются с сотрудниками правоохранительных организаций, проходят психологические тренинги.
ИКТ-компетенции студентов формируются через работу на сайтах учителей с концепций тренинга к ЕГЭ, работу сайта техникума. Студенты готовят информацию для сайта техникума, размещают свои фото и видео материалы. Также еще с 2008 года в техникуме выпускается газета «Прожектор», призванная отражать не только успехи коллектива студентов и работников, но и обсудить проблемы социальной адаптации студентов, вопросы нравственности.
Интересной формой работы является написание обществоведческих эссе. Написание эссе - это тренинг отработки понимания смысла афоризма, цитаты. В эссе проверяется сформированность общекультурных и информационных компетенций через опору на личный жизненный опыт и знания студента. Они нарабатываются через систематический анализ новостей из СМИ, уроков обществознания, истории, литературы. Рассуждения на такие темы, как «Налоги - цена, которую мы платим за цивилизованное общество» (О.Холмз), «Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин), «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция» (А. Смит) способствуют формированию активного, экономически грамотного члена общества. Например, такая тема как «Свобода – есть познанная необходимость» (Гегель) способствует формированию правового сознания студентов.
Одной из наиболее активных форм обучения проектная деятельность, которая не ограничивается системой уроков и требует дополнительного времени. Проектная деятельность позволяет развивать творческие способности студентов, раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.Благодаря проектной деятельности студент учится осуществлять поиск социальной информации из разных источников, сравнивает исторические эпохи, устанавливает причинно-следственные связи, извлекает из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам, учится различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы, подготавливать устное выступление и презентацию. Проектная деятельность учит адекватно оценивать объективную трудность при решении поставленной задачи и свои возможности достижения цели, учит работать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, брать на себя инициативу в организации совместного действия, владеть устной и письменной речью, умению убеждать. Студенты в течение года защищают собственный научный или социальный проект на одну из предложенных тем или предложить свою. Например, актуальны и популярны темы «Знай свои права (пособие для подростка)», «Бизнес (иллюстрированный словарь)», «Как открыть свое дело?» «Мое родословное древо», «В каждом доме есть свой герой». Из этих проектов лучшие получают возможность развиваться дальше и участвовать на конференциях разного уровня или олимпиаде по предпринимательству.
Посещение музеев города – так же обязательный этап в воспитании студентов. В городе есть множество музеев: Музей боевой славы, краеведческий музей имени Ярославского, Музей мамонта, национальный художественный музей, где студенты могут непосредственно приобщиться к истории и культуре своего народа.
Сотрудничество с социальными партнерами – работодателями, выпускниками так же призвано социализировать студентов. Организуются круглые столы, встречи, где студенты непосредственно общаются с работодателями, выпускниками - успешными предпринимателями, студентами вузов республики. При этом проблема будущего трудоустройства студентов решается превентивно: и будущий специалист задумывается о своей траектории развития, и работодатель получает определенную информацию для сотрудничества в этом аспекте.
Таким образом, система внеурочной работы в связке с уроками истории и обществознания при правильной организации деятельности способствуют социальной адаптации будущего специалиста, что требует стандарт образования.