Полный текст статьи
Печать

В современном мире недостатка информации нет, при желании каждый человек может найти интересующие его вопросы и СМИ и в бурно развивающемся Интернете, который является обширным и постоянно обновляемым источником сведений обо всем, включая профессии, вузы и организации-работодатели. У человека, выбирающего профессию или место работы, есть все для самостоятельного поиска информации, главное - это уметь искать и четко понимать, что же ему нужно. И в то же время, мы сталкиваемся с интересной закономерностью: чаще всего учащиеся не могут определиться в выборе профессии, особенно при наличии у них широких интересов либо при их отсутствии.

Большую роль на принятие молодым человеком решения при выборе профессии, безусловно, играют родители. Несмотря на то, что родители прекрасно осознают переизбыток специалистов юридических и экономических специальностей, многие желают, чтобы их ребенок поступал учиться именно по этим специальностям. Это подтверждает опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения, который выявил следующее: 28% опрошенных считают юриспруденцию самой престижной, 23% — самой доходной, 7% опрошенных пожелали бы эту профессию своим детям. Чуть позади — на втором месте — финансисты и экономисты: 20% опрошенных считают такую работу самой престижной, 12% — самой доходной, 5% хотели бы дать такую профессию своим детям.  Если сделать анализ предлагаемых вузами программ подготовки, то с изумлением отмечаем, что практически все вузы готовят юристов, экономистов, менеджеров. Мы предполагаем, что подобные образовательные программы не требуют значительной материальной базы и организованы во многих вузах, как государственных, так и негосударственных, как профильных, так и непрофильных. В частности, технические вузы предлагают образовательные программы по таким специальностям, как «финансы и кредит», «бухгалтерский учет, анализ и аудит», «юриспруденция» и т.п. В свою очередь, вузы, готовящие экономистов, обучают по прикладной информатике, по специальностям в области информационной безопасности и т.п. И еще один момент, почти 60 процентов студентов учатся в настоящее время на платной основе, а вузам необходимо зарабатывать, разумеется, что создаваться будут самые модные и популярные у потребителей образовательных услуг специальности. Таким образом, мы наблюдаем определенную стереотипную тенденцию, которую, несомненно, нужно ломать в сторону технических специальностей.

Как видно из материалов Интерната, на рынке многих крупных городов на гребне волны находятся технари: инженеры, технологи, производственники самых разных направлений. А инженер со знанием иностранного языка – это мечта любой перспективной компании.

Несомненно, этот стереотип нужно менять в сторону определенного баланса, без перекосов и с предварительным отбором. Под отбором в данном случае мы понимаем психологическое определение склонностей, интересов, мотивации и самоанализ черт характера выпускника для подбора определенной профессиональной деятельности, а их дальнейшее целенаправленное развитие позволяет учащемуся полностью самоопределиться.

С этой целью было организовано профориентационное консультирование старшеклассников. Желающим предлагается пройти комплексное компьютерное обследование, разработанное Центром гуманитарных технологий при МГУ, которое направленно на диагностику интересов, способностей и личностных качеств, после чего с ними беседует психолог-профконсультант по полученным результатам теста. Во время консультации желательно присутствие родителей, которые непосредственно входят в работу по профконсультированию. Именно родители дают оценку выбора той или иной профессии ребенком. По нашим наблюдениям многие родителя буквально навязывают ребенку свою точку зрения и очень часто вступают с ним в конфликт.  Такого вида консультации помогают и родителям, так как очень объективно, основываясь на диагностических данных, показывают визуально все личностные особенности ребенка. Для учащихся 9-х классов данное консультирование помогает выбрать профильный класс, а для 11-х – выбрать учебное заведение.

Естественно, мы прекрасно понимаем, что только диагностическим методом и профконсультированием нельзя решить всей сути этого сложного вопроса. В связи с этим, в последнее время разрабатываются комплексные методы по профориентационной работе и школьников, и студентов, и взрослых. Но мы уверены, что профконсультация дает хороший толчок для обдумывания респондентом будущей профессиональной сферы, профессионального самоопределения или построения карьерного плана. Поэтому данный вид работы, несомненно, является составляющей частью для профориентации.