С раннего детства человек знакомится не только с книгами, но и телевидением, а значит и с кино. Кино открывает нам окно в далекое, неизведанное прошлое, наше настоящее. Важны, интересны, познавательны любые фильмы, из какой области они не были бы.
Кино, на наш взгляд, - самое понятное нынешним школьникам искусство. Мы, к сожалению, перестали быть самой читающей страной в мире. У детей формируется психологическая привязанность к телевидению, интернету, социальным сетям. Следовательно, одна из задач современного педагога - направить ученика в нужное русло, привлечь достижения современности на свою сторону, потому что недостаточная гражданственность многих передач, засилье «мыльных опер» и безвкусной рекламы нередко делает просмотр фильмов и передач мощным фактором воспитания дурного вкуса, эгоизма и вседозволенности.
Как показал осуществленный нами анализ, использование кино в системе нравственного воспитания учащихся еще не было предметом специального исследования. Делаются лишь попытки создать перечень фильмов, рекомендуемых МО РФ для обязательного просмотра школьниками. Вместе с тем ощущается потребность в рекомендациях в этой области.
Поэтому целью нашей работы является создание элективного курса по литературе «Пробуждая чувства добрые...» и электронного приложения, раскрывающего содержательный аспект фильмов, к нему.
Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
- подбор фильмов по выбранным направлениям;
- сбор информации по фильмам;
- составление разноуровневых заданий, раскрывающих содержательный аспект фильма;
- создание электронного приложения к элективному курсу.
Содержание элективного курса
Условно все фильмы, входящие в наше пособие, мы разделили на четыре направления:
ü человек и война;
ü человек и природа;
ü нравственный выбор человека;
ü проблема отцов и детей.
Структура электронного приложения
В электронном приложении собрана информация, которая помогла бы учителю организовать работу по фильму:
ü «О создателях фильма»;
ü «Роли исполняют»;
ü «Интересные факты»;
ü «Отзывы о фильме»;
ü «Смотрим, думаем, рассуждаем».
Содержание элективного курса «пробуждая чувства добрые...» для учащихся 8 классов.
- Человек и природа
«Прощание с Матерой» (3 часа)
- Проблема выбора
«Белый Бим Черное ухо» (3 часа)
«Доживем до понедельника» (3 часа)
«Живи и помни» (3 часа)
«Курьер» (3 часа)
«Завтра была война» (3 часа)
«Чучело» (3 часа)
- Проблема отцов и детей
«Вам и не снилось» (3 часа)
- Человек на войне
«А зори здесь тихие» (3 часа)
«Судьба человека» (3 часа)
«Журавли над Ильменем» (3 часа)
Также в приложении предложены кадры из кинофильмов, позволяющие организовать исследовательскую работу над фильмом. Особый интерес для практического применения представляет раздел «Размышляя над прочитанным», где дается система разноуровневых вопросов, основанная на технологии Блума .
Практическая значимость элективного курса заключается, на наш взгляд, в возможности использования просмотренных фильмов в качестве аргумента при написании сочинения на единых государственных экзаменах.
К числу планируемых результатов мы относим в первую очередь личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, а также формирование умений:
- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор;
- результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;
- общаться, взаимодействовать с людьми;
- формулировать свое мнение, аргументированно его защищать.