Полный текст статьи
Печать

С раннего детства человек знакомится не только с книгами, но и телевидением, а значит и с кино. Кино открывает нам окно в далекое, неизведанное прошлое, наше настоящее. Важны, интересны, познавательны любые фильмы, из какой области они  не были бы.

   Кино, на наш взгляд, - самое понятное нынешним школьникам искусство. Мы, к сожалению, перестали быть самой читающей страной в мире. У детей формируется психологическая привязанность к телевидению, интернету, социальным сетям. Следовательно, одна из задач современного педагога - направить ученика в нужное русло, привлечь достижения современности на свою сторону, потому что недостаточная гражданственность многих передач, засилье «мыльных опер» и безвкусной рекламы нередко делает просмотр фильмов и передач мощным фактором воспитания дурного вкуса, эгоизма и вседозволенности.

Как показал осуществленный нами анализ, использование кино в системе нравственного воспитания учащихся еще не было предметом специального исследования.  Делаются лишь попытки создать перечень фильмов, рекомендуемых МО РФ для обязательного просмотра школьниками. Вместе с тем ощущается потребность в рекомендациях в этой области.

Поэтому целью нашей работы является создание элективного курса по литературе «Пробуждая чувства добрые...» и электронного приложения, раскрывающего содержательный аспект фильмов, к нему.

Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

  • подбор фильмов по выбранным направлениям;
  • сбор информации по фильмам;
  • составление разноуровневых заданий, раскрывающих содержательный аспект фильма;
  • создание электронного приложения к элективному курсу.

         Содержание элективного курса

Условно все фильмы, входящие в наше пособие, мы разделили на четыре направления:

ü    человек и война; 

ü    человек и природа;

ü    нравственный выбор человека;

ü    проблема отцов и детей.

Структура электронного приложения

В электронном приложении собрана информация, которая помогла бы учителю организовать работу по фильму:

ü    «О создателях фильма»;

ü    «Роли исполняют»;

ü    «Интересные факты»;

ü    «Отзывы о фильме»;

ü    «Смотрим, думаем, рассуждаем».

Содержание элективного курса «пробуждая чувства добрые...» для учащихся 8 классов.

  1. Человек и природа

«Прощание с Матерой» (3 часа)

  1. Проблема выбора

«Белый Бим Черное ухо» (3 часа)

«Доживем до понедельника» (3 часа)

«Живи и помни» (3 часа)

«Курьер» (3 часа)

«Завтра была война» (3 часа)

«Чучело» (3 часа)

  1. Проблема отцов и детей

«Вам и не снилось» (3 часа)

  1. Человек на войне

«А зори здесь тихие» (3 часа)

«Судьба человека» (3 часа)

«Журавли над Ильменем» (3 часа)

Также в приложении предложены кадры из кинофильмов, позволяющие организовать исследовательскую работу над фильмом. Особый интерес для практического применения представляет раздел «Размышляя над прочитанным», где дается  система разноуровневых вопросов, основанная на технологии Блума .

  Практическая значимость элективного курса заключается, на наш взгляд, в возможности использования просмотренных фильмов в качестве аргумента при написании сочинения на единых государственных экзаменах.

К числу планируемых результатов мы относим в первую очередь личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, а также формирование умений:

- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор;

- результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;

- общаться, взаимодействовать с людьми;

- формулировать свое мнение, аргументированно его защищать.