Полный текст статьи
Печать

В соответствии с новыми ФГОСами наблюдается тенденция роста внимания к развитию воспитания.

Впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе - Национальной доктрине образования в Российской Федерации –были определены цели воспитания и обучения как единого процесса, Социальный заказ государства направлен на воспитание человека современного, образованного, нравственного готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности, компетентного и умеющего применять в жизни полученные в образовательном учреждении компетентности.

Современные планы воспитательной работы по компонентам ФГОС должны быть построены на синергетических принципах, т.к. одна из главных задач синергетики — познание общих принципов саморазвития в системах самой разной природы: физической, биологической, социальной и т.д.

Исходя из этого задача, стоящая перед школой - создание воспитательной системы, которая способствовала бы развитию индивидуальности каждого ребенка, формированию УУД по направлениям ФГОС

Теоретическая значимость состоит в разработке концептуальных основ, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, идея «школы-семьи». Научным основанием программы стали идеи и педагогические системы Дергунова В.А. и Асмолова А.Г.

 Одним из способов саморазвития личности является синергетический подход. С синергетической точки зрения процедура обучения и воспитания состоит в создании условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество совместно с учителем.

Как утверждают ученые: обучать синергетике, синергетическому видению мира и обучать синергетически — значит воспитывать талантливых людей.

Синергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и другими людьми.

Кроме этого, если мы хотим получить результат в соответствии с ориентирами на образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи образования, говоря языком синергетики, мы должны спроектировать ту область притяжения, которую называют «аттрактором». Для этого необходимо выделить координаты той области «будущего», которые мы попытались разработать через привычные нам критерии, отражающие структурные и содержательные компоненты данных проектов. Синергетический подход воздействует на внутренний мир ученика.

Таким образом, возникла необходимость поиска новых подходов в обучении, новых форм воспитания познавательных интересов, поддержки высокого уровня учебной мотивации обучающихся. И поэтому саморазвитие учащихся во внеурочной деятельности будет эффективным, если использовать интерактивные средства, потому что они являются наиболее оптимальными.

Интерактивное обучение — это средство организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности школьников. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таким, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Воспитательный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов — это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное, единение участников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенные интерактивные педагогические средства формируют саморазвитие учащихся во внеурочной деятельности. Нами разработаны классные мероприятия для учеников 5-6 классов по системе заданий А.Г. Асмолова, которые позволяют достичь организацию внеурочной деятельности учащихся.

Достоверность результатов исследования подтверждается таблицой  «Организации внеурочной деятельности учащихся 5  кл.», диагностиками универсальных учебных действий в виде диаграмм. 

Организациявнеурочнойдеятельностиучащихся 5 кл. 2014-2015 уч.г. 

 

НаправленияФГОС

 

УУД

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Общекультурное

Социальное

Интеллектуально-познавательное

Диагностика

Коммуникативное

Внеклассное мероприятие. Выезд за город Упражнение «Хвалить или ругать?»(активная форма)

Кл.час по теме «Поведение в школе и на уроке».

Упражнение (тренинг) «Я не такой, как все, и все мы разные»

Экскурсия в музеи города Якутск.

Задание «Общее мнение» (слушать и слышать собеседника)

 

Кл.час «Якутск — 383 «

 Игровое задание «Чемодан»

 

Составление информационных листов о музеях города Якутск.

Задание «Компьютерная презентация»

Проведение мониторинга участия в спортивных состязаниях и приобщение к различным видам спорта.

Задание «Кто прав?»

 

В - 6

П - 6

С - 6

Н - 6

Регулятивное

Подготовка к школьным соревнованиям и смотру песни и строя

Задание «Общее планирование дня». «Планируем свой день»

Рейд-проверка бережного отношения к учебникам.

Задание «Критерии оценки

Экскурсия в музеи города Якутск.

Задание «Оцениваем свою работу» (оценка письменнойработы)

Распределение должностных обязанностей учащихся класса.

Задание «Планирование учебной работы»

Кл.час по итогам полугодий

Задание «Учебные цели»

Создание классного уголка

Задание «Рефлексия своей способности к самоуправлению»

В - 1

П - 6

С - 11

Н - 6

Личностное

Кл.час «Спорт — жизнь»

Игровое задание «Как нужно себя вести на уроках физической культуры»

Кл.час «Я часть коллектива»

Игровое задание «Моя Вселенная»

 

Кл.час «Школьная форма и внешний вид учащегося»

Задание «Кодекс моральных норм»

Кл.час «День народного единства»

Задание «Социальная реклама»

 

Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»

Задание «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»

Проведение сочинения-рассуждения, в котором отражается духовно-нравственные качества личности

Задание «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»

В - 5

П - 12

С - 5

Н - 2

Познавательное

Досуг с целью привлечения к ЗОЖ (прогулка-беседа на свежем воздухе, ( пл.Победы, Марата)

Задание «Составление слов из элементов по правилу (режим дня учащегося 5 кл.)

Экскурсия в музеи города Якутск.

Задание «Эмпирическое исследование» (умение работать в группах 5 кл.)

Кл.час — диспут «День Земли»

Задание «Работа с метафорами» (работать в группах)

 Внеклассное мероприятие, посвященное «Дню Защитников Отечества» и «Международный день 8 марта»

Задание «Любимые передачи»

 

Интеллектуальная игра «В гостях у сказки»1. Задание «Отсутствующая буква»

2. Задание «Сказочные герои»

Защита творческих проектов по теме «Музеи города Якутск» Задание «Составление плана и защиты исследовательских, творческих проектов»

В - 9

П - 6

С - 5

Н - 4

Диаграмма 1

 

ДиагностикакоммуникативногоУУД 
Задание «Кто прав 

 

Диаграмма 2

 

ДиагностикапознавательногоУУД 
Задание «Составлениепланаизащитыисследовательских, творческихпроектов 

Диаграмма 3

 

ДиагностикаличностногоУУД
Проведениесочинения-рассуждения, вкоторомотражаетсядуховно-нравственныекачестваличности 

Вывод: В новых ФГОС подчеркивается необходимость формирования нового отношения к учащимся, использования в школе современных средств обучения. В работе предложено наше видение на организацию внеурочной деятельности учащихся, направленную на саморазвитие учащихся. Участвуя в различных классных мероприятиях, учащиеся смогут не только применить актуальные предметные знания на практике, но и, самое главное, приобрести жизненно важные навыки и качества для жизни. Предложенная работа отвечает современным стандартам и направлены на саморазвитие учащихся, формирования у них целостного видения мира, воспитание самостоятельности и ответственности за свою жизнь, жизнь своего народа и своей страны. Разработанные мероприятия основаны на субъект — субъектных отношениях участников образовательного процесса. Это способствует не только стимулированию творческого потенциала, но и саморазвитию учащихся. Предложенная таблица поможет классному руководителю найти и подобрать для свих учеников понравившиеся формы работы, дополнить их в соответствии с индивидуальными возможностями школьников.