Полный текст статьи
Печать

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность, по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, дает возможность целесообразно решать задачи их воспитания и овладения тем социальным опытом, который передается ребенку в ходе взаимодействия.

Внеурочная деятельность, при реализации ФГОС, становится одним из таких вариативных направлений, где происходит взаимодействие возможностей и готовности образовательной организации, а именно всех педагогов, обучающихся и их родителей, социальных партнёров. Качественное взаимодействие позволяет создать продуктивные условия в реализации всестороннего развития ученика. Огромный потенциал внеурочной деятельности не имеет ограничения по возрасту, индивидуальным возможностям, гибкости в принятии решений. Добровольный выбор деятельности позволяет учитывать личные интересы ребенка. Наша задача создать определенные условия для развития способностей ребенка. Для педагога становится приоритетным не обучение, а развитие личности ребенка. При осуществлении задуманного необходимо тесное сотрудничество общего и дополнительного образования.

Наиболее прогрессивной моделью на сегодняшний день является инновационно-образовательная, которая предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами и т.п. Для нашей территории это: Центральная районная библиотека, ДМШ №77 г.Прокопьевска, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Трудармейский дом детского творчества», Дом Культуры с. Терентьевского, Ледовый дворец «Маяк», развивающий центр «Радуга», круглогодичный лагерь «Юность».

В МБОУ «Терентьевской сош» большое внимание уделено интеллектуальному научно-познавательному направлению внеурочной деятельности. Работа с обучающимися организована таким образом, что ребята постоянно вовлечены в творческую деятельность по различным направлениям. Эта работа успешна благодаря сотрудничеству МБОУ «Терентьевской сош» с Центральной районной библиотекой. ДМШ №77 г. Прокопьевска, муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Трудармейским домом детского творчества», Домом культуры с. Терентьевского, Ледовым дворцом «Маяк», развивающим центром «Радуга» (ниже см. ДЦ). В данных учреждениях была организована работа с детьми по различным направлениям внеурочной деятельности. В сфере дополнительного образования приоритетным является свободный выбор учащимися вида занятий в свободное от обязательных школьных уроков время.

Одним из способов интеграции, направленных на решение воспитательных задач, является разработка и осуществление совместных программ и проектов. МБОУ «Терентьевская сош», с одной стороны, организует всероссийские открытые конкурсы, конференции, турниры, фестивали, давая возможность проявить свои интеллектуальные творческие способности, обеспечивая процесс реализации творческого потенциала и поддерживая одарённых детей. С другой стороны, внеурочная деятельность организуется для обучающихся в различных программах ДЦ. На базе Больше-Керлегешской школы организован круглогодичный лагерь «Юность». Одним из направлений деятельности осуществление совместного проекта: коллективное решение заданий олимпиадного уровня и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Сейчас деятельность лагеря школы постоянно расширяется, появляются другие формы работы. Это групповые занятия в одновозрастных группах различных направлений и тематики, интеллектуальные игры, творческие мероприятия, экскурсии, подготовки к очным интеллектуально-творческим турнирам, разработка тем и индивидуальная работа с учащимися по выбранной теме исследования, участие в очных конференциях «Эрудит», «Первые шаги в науку», «Живая классика». Результатом работы всех ДЦ является активное участие ребят в игровых и творческих конкурсах, викторинах: «Кенгуру», «Золотое руно», «British Bulldog», «КИТ – компьютеры, информатика, техника», «ИНЯ» и т.д. и награждение детей: сертификатами, грамотами, дипломами, ценными подарками.

Конкурсы и олимпиады не являются главным направлением работы, они оцениваются в социализации развития личности. Важно, чтобы ребёнок попробовал свои силы в новой для него деятельности, пусть не достиг победы в конкурсе, но стал его лауреатом или участником, увидел результат своей деятельности, узнал для себя что-то новое, повысил свою самооценку, расставил приоритеты на будущее, расширил кругозор. Поэтому в школе важны не только результаты победителей конкурсов и олимпиад, что было бы вполне естественно, сколько индивидуальный прогресс ребёнка в интеллектуальной творческой деятельности.