В стремлении постичь мир, соединяя смысловые понятия пространства и времени, тела и духа, интеллекта и эмоций, человек всегда обращался к искусству. Входя в нашу жизнь, прежде всего через воспитание и обучение в семье и школе, через самоопределение личности, искусство формирует культуру чувств, а это- богатство и разнообразие переживаний, умение владеть собой и находить выход в любой ситуации, способность понимать другого и сопереживать ему.
В современный период социально-исторической нестабильности, самой жизнью, востребована необходимость введения в образовательный процесс этических занятий.
Л.А.Григорович дал следующее определение «нравственность- это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [1]. Воспитание нравственных качеств ребенка основывается на понимании и освоении ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Нравственное воспитание – важнейшая составная часть процесса образования. Приоритетность в развитии индивидуальности и самобытности, определяется субъект - субъектным отношением. Через направляемую инновационную педагогическую деятельность, становится реальным развитие ребенка посредством приобщения его к этической культуре, художественному творчеству и в дальнейшем его жизненному самоопределению.
Нравственное воспитание детей во взаимосвязи процесса обучения, развития, воспитания и их обеспечения, раскрытие индивидуальных возможностей разработаны в дополнительной образовательной программе «Гармония», адаптированной в изостудии «Эврика». Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 7-10 лет. Новизна образовательной программы направлена на новые методики преподавания в системе дополнительного образования и опирается на приоритетность воспитательного содержания и духовно – нравственного развития в рамках ФГОС. Актуальность программы в разработке и внедрении сетевого взаимодействия центра дополнительного образования, школ, музеев и других сфер искусства.
Интерактивная образовательная программа направлена на усвоение и соблюдение общечеловеческих ценностей, на осознание принадлежности ребенка к социально- исторической общности (изучение и сохранение традиций своего народа), на познание внутреннего мира через изобразительное творчество и этические занятия.
Основы нравственно-творческого развития - это осмысление этического начала в процессе диалогического взаимодействия и художественного творчества, развития коммуникативных способностей. Затем поиск решения на социализацию и активизацию собственных знаний. Умение анализировать свои поступки, приводит к саморазвитию и самореализации.
Практика сетевого взаимодействия школы и образовательного учреждения дополнительного образования находит свое отражение во взаимодействии педагога, детей и родителей. В работе с детьми действует система воспитания, основанная на доверии, понимании, любви и в добром чутком отношении друг к другу. Занимаясь в изостудии, дети не только познают теорию и практику изобразительного искусства, они становятся обладателями чудного дара – дара общения. Они объединяются в одно целое, подобное большой семье, где всем интересно и где они важны и нужны друг другу. В изостудии дети попадают в такую атмосферу, где творческая жизнь идет по законам равноправия, уважения, доверия и поддержки.
Нравственная направленность в обучении, отражает пути достижения полноты личности не только в «Я», но и в тех, кто рядом. Основным моментом является то, что в процессе общения, у ребенка возникает стремление к познанию окружающей действительности и своего внутреннего мира. На занятиях в изостудии, он получает повседневный «этический заряд» на доброжелательность через создание атмосферы добра и понимания, самопознания через рисунок, что дает возможность формирования нравственных чувств и состояний. В дальнейшем происходит стремление детей к оценке своих поступков, и поступков окружающих в различных ситуациях, через эмоциональные переживания и осмысления. Возникает потребность к самооценке. Устойчивость нравственного выбора определяет становление личностной позиции в творческом самоопределении.
На занятиях в изостудии логическое совмещение «языка» искусства и природы этических занятий, рассматриваются во взаимодействии. Рисунки детей раскрывают все стороны его жизни, мышления, поведения. Детский рисунок – это средство общения с миром. Он способен отразить не только окружающую действительность, но и свой внутренний мир, свое глубоко индивидуальное. Важной особенностью ребенка младшего школьного возраста является то, что его мировоззрение оптимистично и потенциально этично. Он имеет своеобразную картину мира, своего места в нем, и свои размышления отражает в рисунках.
Занятия в изостудии проходят в интегрированной форме, с применением различных методик этического урока, и каждая тема в развернутом виде имеет множество практических вариантов, несмотря на определенное теоретическое обоснование. Этические диалоги с детьми и этические встречи с родителями – один из главных методов обучения. Каждую тему по изобразительному искусству можно раскрыть в синтезе с другими видами искусства. Общение с подлинниками искусства, диалог с картиной, организация и проведение выставок детей и родителей, участие в творческих проектах – все это поможет ребенку осознать духовно – нравственные ценности. Общение с музыкой, театром, искусством диалога и игры, движений, законов природы и философии, истории и внутреннего мира человека, характеризует применение различных методов и приемов.
Занятия практически идут везде. На пленере дети учатся слушать природу, гуляя по городу, наглядно изучать архитектуру и деревянное зодчество. Посещая мастерские художников, творческие лаборатории в музеях, дети напрямую общаются с искусством и творческими людьми. Мы проводим различные этические декады, этические праздники, выставки, конкурсы, театрализованные представления. Проведение этических занятий, совместно с занятиями по изобразительному творчеству естественным образом позволяет ребенку встать на путь собственных раздумий. Художественные приемы изобразительного искусства с диалогическим взаимодействием ориентируют мышление ребенка на видение этической стороны жизни. В процессе изобразительного творчества идет передача нравственных чувств и мыслей, противоречий и смятений, что позволяет найти путь понимания мира. Включаясь в разнообразные виды совместной творческой деятельности, дети проявляют свои нравственные качества – доброжелательность, стремление поддержать сверстника, ответственность за порученное дело, желание и умение стать успешным. Осознание этого возвышает ребенка, доставляет радость другим, придает уверенность в себе.
Занятия по программе «Гармония» дают возможность развития эмоционального состояния ребенка в жизни и изобразительном искусстве. Развивают художественно-образное мышление и воображение, осмысление и изложение самостоятельных суждений. Заинтересованность и увлеченность в процессе сотворчества педагога, ребенка и родителей, в атмосфере доброжелательности взаимной заботы, внимания друг к другу, приводят его к умению решать проблемы в различных жизненных ситуациях. К.Д Ушинский писал «что.. влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще..»[2].
Проблема диагностики в сфере художественного образования чрезвычайно актуальна. Диагностические методики, естественно входящие в логику этического урока и адекватные природе художественной деятельности позволяют проводить мониторинг успешности и эффективно проектировать процесс творческого и нравственного развития детей. Диагностика, проведенная в разных учебных группах, позволяет дать сравнение в процентном соотношении. В группах, где проводятся творческие занятия с этическими приемами воспитания, нравственные качества составляют 65% к концу учебного года, тогда как в начале обучения этот процент составляет – 28%.
Данная программа направлена, прежде всего, на развитие нравственных качеств через приобщение к изобразительному искусству. Таким образом, интегрированные занятия этики и изобразительного искусства, дают возможность развития нравственных качеств и дальнейшего правильного жизненного выбора.