За последние 10-15 лет произошло большое изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Мы, дети 90-х, на своей «шкуре» испытали весь прогресс информационных технологий. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук, они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Мы должны понимать, что современные дети не такие как мы - они родились во время, где у них уже с рождения есть все возможные гаджеты, и сегодняшние дети не понимают такого - как жить без всего этого.
Поэтому без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Раньше часто возникали проблемы - где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:
- Владеть основами работы на компьютере.
- Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
- Владеть основами работы в Интернет.
Очевидно, что в ближайшее время роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Мульти-медиаресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» уроков и пр.). Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности (создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.).
Эта технология работает в информационно-образовательной среде, которая включает в себя два компонента: информационно-образовательные ресурсы и инструментарий. Информационно-образовательная среда моего 3 –го класса на уроках включает в себя: электронные приложения, диски с автоматизированной функцией проверки, интернет-ресурсы, проектор, экран, сканер и документ-камера. Возникает вопрос: как использовать эти инструменты для достижения планируемых результатов ФГОС?
Общеизвестно, что любые личностные новообразования (умения, способности, личностные качества) можно развить только в деятельности, поэтому на уроке, с помощью ИКТ мы организуем деятельность учащихся. Структура урока не меняется. Применяем ИКТ практически на любых этапах урока.
Рассмотрим новейшие инструменты:
Интерактивная СМАРТ-доска. С ее помощью можно демонстрировать презентации, изготовленные в программе PowerPoint, показывать видеоролики, отсканированные материалы и многое другое. Маркером можно делать пометки на экране.
Продукт-сортировщик слайдов (личностные УУД, познавательные УУД). Это задание можно предложить для работы в группе, в паре, для индивидуальной работы ( коммуникативные УУД). Все дети с удовольствием выполняют подобные интерактивные задания.
Следующий инструмент - документ-камера, она включена в цепочку: компьютер-доска.
Документ-камера позволяет:
продемонстрировать готовую работу классу, коллективно проверить (формируются личностные УУД) и работать с текстом прямо под глазком документ - камеры (познавательные УУД, коммуникативные УУД). Хорошо помогает на уроках изобразительного искусства и технологии при поэтапной работе всем классом.
Все эти возможности делают урок гибким. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Использование информационных технологий очень помогает при подготовке детей к устному счету, словарным диктантам. Использование тренажеров по словарным словам во время урока способствует быстрому запоминанию.
Так, при написании словарных слов дети знакомятся с новым словом, используя разные формы работы. После знакомства со словарными словами идет отработка их правильного написания.
Одним из видов запоминания является зрительное запоминание - вместе с кинестетическим (речедвигательным, рукодвигательным). Используются приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм цветным маркером, подчеркивания их в тетрадях, повторное письмо слов.
Хороший эффект при работе с тренажерами и тестами дает для обучающихся с хорошо развитой зрительной памятью. Подобную работу дети воспринимают как игровую деятельность. Во время урока слабоуспевающие дети работают с тренажером, остальным предлагаются другие виды работы. Ученикам такой вид работы очень нравится.
В этом году работая таким способом, мои дети добились большого прогресса в написании и запоминании словарных слов.
По нашим наблюдениям: использование ИКТ повышает работоспособность, активность учащихся на уроке, т.е. повышает познавательную мотивацию (личностные УУД). Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения гибким, эффективным, динамичным, формировать все УУД в комплексе на каждом уроке.