Полный текст статьи
Печать

Основная идея современной системы образования состоит в том, что образование должно быть более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Необходимо организовать процесс обучения на основе современных подходов и методов обучения. Внедрение новых педагогических технологий позволит изменить систему образования, наиболее эффективно реализовать индивидуальные потребности и возможности обучающихся, сделать образовательный процесс наиболее функциональным и эффективным. Главная роль в образовательном процессе отводится школе, которая как образовательная организация не дает суммы знаний, накопленных человечеством, а внедряет технологии оперативного поиска, осмысления, преобразования, хранения и передачи информации, а также технологии постановки проблем для исследования с целью дальнейшего поиска решения. В связи с этим, на одно из первых мест в организации образовательного процесса выходит разработка и создание единого образовательного пространства в школе.

В педагогической науке образовательное пространство определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; как пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению.

Единое образовательное пространство – это система, включающая в себя следующие структурные элементы:

- образовательная деятельность (уроки, спецкурсы, элективные курсы, факультативы);

- внеурочная деятельность;

- взаимодействие семьи и школы;

- повышение квалификации педагогов школы.

Подобная ситуация нуждается в выработке особенного образовательного пространства для обучающегося, чтобы он дальше развивал свои творческие способности, сохранил свое здоровье.

Особенности организации образовательного процесса в школе строятся на:

- введении ФГОС НОО и ФГОС ООО в урочной и внеурочной деятельности;

- внедрение дистанционных и информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности;

- введение предпрофильной подготовки и профильного обучения на уровне основного общего и среднего общего образования;

- использовании здоровье сберегающих технологий.

Для организации единого образовательного пространства школы необходимы знания личностных особенностей каждого ребенка. В дальнейшем знания, полученные о личности будут способствовать самоопределению при выборе направлений внеурочной деятельности, профиля обучения и профессиональному самоопределению и самореализации в социуме. Подготовку к процессу самореализации начинается с приходом детей в школу.

Работу с будущими первоклассниками мы начинаем в рамках работы предшколы. Для этого учитель начальных классов составляет рабочую программу, которая включает в себя работу с будущими первоклассниками по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». В каждую образовательную область педагог включает вопросы по знакомству с миром профессий в сопоставлении с профессиями родителей и родственников. Знакомство строится через чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, посещение заочные экскурсии на предприятия.

 Параллельно учитель и педагог-психолог проводит работу с родителями, выясняя социальный заказ. Педагог-психолог определяет на основе тестирования, каков уровень образного мышления, логического мышления, памяти, внимания, моторики руки, насколько сформирован внутренний план действий, оптимальную работоспособность и настроение (эмоционально-волевая сфера) ребенка. Все это позволяет строить правильный (развитие ребенка) образовательный процесс. При необходимости педагог-психолог проводит индивидуальную работу с ребенком и родителями.

Учителя начальных классов совместно с педагогом-психологом с первого по четвертый класс ведут тщательное отслеживание за развитием каждого обучающегося. Учитель фиксирует результаты различных срезов, их динамику, выявляет затруднения, причину их появления и на этой основе планирует индивидуальную работу, что способствует предупреждению пробелов в знаниях, своевременному обнаружению «сбоев» в собственной деятельности.

В пятом и шестом классе продолжается процесс введения в урочной деятельности ФГОС ООО, который строится на индивидуальном подходе к каждому обучающемуся. Учитель выступает не транслятором знаний, а только направляет обучающихся на самостоятельный поиск знаний.

В рамках внедрения ФГОС НОО и ФГОС ООО одним из направлений деятельности является внеурочная.

План внеурочной деятельности в 2015 – 2016 учебном году на уровне начального общего образования и на уровне основного общего образования строится по следующим направлениям развития личности:

- духовно – нравственное;

- общекультурное;

- общеинтеллектуальное;

- спортивно-оздоровительное;

- социальное.

В каждом направлении учителя разрабатывают рабочие программы, которые презентуют для обучающихся во время классных часов, а для родителей на общешкольном родительском собрании. Обучающимся и родителям предлагается анкета по формированию запросов по организации внеурочной деятельности. В результате обработки, которой наиболее востребованным уже на протяжении нескольких лет оказывается общекультурное направление, привлекающее от 62 до 68% опрошенных, спортивно-оздоровительное направление от 50 до 59% опрошенных, социальное направление от 65 до 72% опрошенных, около 50% опрошенных интересуются духовно-нравственным и общеинтеллектуальным направлением. На основе анкетирования родители пишут заявление об организации внеурочной деятельности. Такая форма работы позволяет привлечь родителей к образовательному процессу и участию в самореализации ребенка.

Форма реализации программ внеурочной деятельности являются: классные часы, беседы, лекции, открытые уроки, спортивные мероприятия.

Реализация программ внеурочной деятельность способствуют формированию:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
  • удовлетворению эстетических потребностей, ценностей и чувств через участие в выставке декоративно-прикладного творчества, участие в конкурсах рисунков и хореографических фестивалях;
  • навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Согласно исследованию, проведенному педагогом-психологом, с 2012г. по 2015г. наблюдается снижение числа конфликтов, возникающих среди младших школьников. А так же понижается уровень социальной тревожности школьников при общении со сверстниками;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни при посещении социального и спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности;
  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  •  определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;
  • значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
  • уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Уже несколько лет наше образовательное учреждение работает по направлению внедрения информационных технологий и дистанционного обучения в единое образовательное пространство организации.

Информатизация учебного процесса позволяет привлечь как обучающихся, так и педагогический коллектив к более интенсивному и широкому освоению компьютерных технологий. Информационно-коммуникационные технологии активно применяются в учебной деятельности, при проведении уроков на разных этапах. Например, на уроках географии в 6 классе тема «Вулканы и горячие источники» при изучении нового материала, учитель активно применяет в качестве наглядного пособия детская электронную энциклопедию «Кирилл и Мефодий», где можно увидеть вулкан в процессе извержения. Привлечение интереса к урокам географии способствует в дальнейшем поступлению выпускников в высшие учебные заведения на специальности, связанные с географией, геологией, горным делом. На уроках технологии при создании чертежей учитель активно внедряет программу «КОМПАС 3D LT». Что дает возможность некоторым обучающим самореализоваться в участии во Всероссийской предметной олимпиаде школьников по технологии в региональном и всероссийском этапе. На уроках физики, при проведении практических и лабораторных занятий используется лаборатория «L-микро», которая позволяет регистрировать сигналы, поступающие от датчиков, отображать их на экране, проводить обработку данных и предоставлять ее обработку. Работа с лабораторией «L-микро», способствует привлечению обучающихся, особенно юношей, к научно-исследовательской деятельности и участию в научно-практических конференциях. На уроках информатики в 10 – 11 классах учитель применяет при закреплении и проверке знаний обучающихся, разработанные и апробированные учителем электронные тестовые материалы для социально-гуманитарного профиля. Курс по выбору «Технология создания сайтов», привлекает обучающихся 9-х классов к самостоятельной организации собственных сайтов и самопризентации в среде сверстников и информационного сообщества. По данным статистики, проводимой администрацией школы, 10% выпускников 9-х и 11-х классов связывают свою дальнейшую деятельность с информационно-коммуникационными технологиями, а 50% выпускников являются активными пользователями информационных социальных сетей.

В совокупности с информационно-коммуникационными технологиями внедряется дистанционное обучение, обеспечивающее доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

На уровне основного общего и среднего общего образования наша образовательная организация проводит предпрофильную подготовку и профильное обучение. Для обучающихся 8 классов в рамках внеурочной деятельности, классными руководителями и информационных часов, проводимых педагогом-психологом проходит знакомство с миром профессий. В 9 классе в рамках предпрофильной подготовки обучающиеся посещают курсы по выбору, в результате формируется способность личности выбирать учебную и профессиональную области, соответствующие ее интересам, возможностям, склонностям и запросам современного рынка труда. Способность к профессиональному самоопределению позволяет прогнозировать успешность адаптации в профессии, а самому школьнику – выявлять адекватность собственных возможностей особенностям профессиональной деятельности. Активно в этом процессе участвует педагог-психолог, который в рамках курса «Моя профессиональная карьера» помогает обучающимся девятых классов с выбором индивидуального маршрута, проводит индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, а также индивидуальные беседы с родителями.

В основе образовательного пространства лежат многовариативные модели развивающего обучения. Результатом образования и мерилом успешной самореализации обучающихся становится не только то, что они узнали по отдельным предметам, а еще и то, как именно изменились их личностные качества, способы осмысления себя и мира, которые проявляются в коммуникативной и творческих сферах.