Сегодня использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить эффективность образования. Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может в своей работе не учитывать столь стремительного совершенствования информационных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии.
Сегодня в практику работы учителя биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием информационно- коммуникационных технологий для педагогов открываются новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса к изучаемому предмету.
Информационно-коммуникационные технологии вносят значительные изменения в организацию процесса обучения:
- применение информационных технологий делают занятия более наглядными и интересными;
- позволяют довести до учащихся огромный поток информации, развивая при этом зрительную память, акцентируя внимание на важных объектах; сочетание текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения "включает" максимальное количество видов памяти: слуховую, эмоциональную, зрительную;
- способствуют более рациональной организации познавательной деятельности школьников, что ведет к экономии времени урока;
- использование информационных технологий на уроках биологии способствует повышению успешности обучения за счет новизны деятельности;
- значительно повышается мотивация обучаемых;
- компьютер позволяет изучать процессы и явления на микро и макро уровнях, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
- появляется возможность представить для изучения различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии можно свести к трем основным этапам классического комбинированного урока:
- Контроль знаний
- Объяснение нового материала
- Закрепление изученного материала
Для осуществления контроля знаний, и для проведения компьютерного тестирования, составляется порядка 3-4 варианта компьютерных тестов, состоящих из 5-10 вопросов по изученной теме. Уровень сложности тестов может варьировать в зависимости от поставленной цели: может быть базового уровня для соответствующей группы учащихся или включать задания более сложного уровня. Например, можно предложить тест базового уровня по теме "Гибридологический метод. Первый и второй закон Г. Менделя» (фрагмент)
1. Совокупность генов полученных от родителей
А. кариотип Б. фенотип В. генотип Г. геном
2. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей
А. кариотип Б. фенотип В. генотип Г. геном
3. Первый закон Г. Менделя
А. закон расщепления признаков в соотношении 3:1
Б. закон единообразия первого поколения
В. неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков
Г. промежуточное наследование при неполном доминировании
4. Второй закон Г. Менделя
А. закон расщепления признаков в соотношении 3:1
Б. закон единообразия первого поколения
В. неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков
Г. промежуточное наследование при неполном доминировании
5. Особи, не дающие расщепления в потомстве
А. гомозиготы Б. гетерозиготы В. особи с доминантными признаками Г. особи, образующие два типа гамет
Кроме тестов, предложенные для компьютерной проверки знаний задания могут быть в виде:
- биологического диктанта
- графического диктанта
- заданий типа "Убери лишнее" и т.д.
Для проверки знаний могут использоваться как задания, составленные учителем самостоятельно, так и задания, предлагаемые в мултимедийных пособиях по предмету. Так, в частности в пособиях на DVD-дисках «Биология человека», «Ботаника 6-7 кл», «Зоология 7-8 кл», «Анатомия. Физиология. Гигиена. 8-9 кл.», «Виртуальная лаборатория по биологии», виртуальная школа Кирилла и Мефодия предлагаются различные варианты задания для контроля знаний.
Проверка выполнения заданий учащимися может осуществляться разными способами:
- самим компьютером (в случае использования готовых заданий в мультимедийных пособиях);
- непосредственно самим учителем по мере выполнения заданий или после того как учащийся сохраняет результаты выполненной работы в компьютере или на любом электронном носителе ;
- назначенным из числа учеников консультантом ;
При объяснении нового материала использую готовые мультимедийные пособия. Преимущество уроков на электронных носителях в богатстве иллюстративного материала, достойно заменяющего любую таблицу, кроме того, анимационные возможности и видеофрагменты добавляют яркости уроку. (ЦОРы отличает большое разнообразие теоретического материала, огромный выбор медиаиллюстраций, тестов и проверочных заданий). Использование образовательных ресурсов сети Интернет позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии, обеспечивает нас интересными сведениями, рисунками, схемами, фотографиями, аудио и видеофрагментами, касающимися жизни и развития растений, животных, человека.
Использование мультимедийных презентаций дает возможность проявить собственное творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока.
В качестве закрепления полученных знаний использую основной теоретический материал с вопросами, иллюстрациями, схемами, логические цепочки, которые воспроизводятся на экране с помощью мультимедийного проектора.
Таким образом, использование информационных технологий дает возможность накопить дидактический материал в электронном виде, а также подойти к вопросу обучения предмету с качественно новой стороны. Использование ИКТ повышает интерес учащихся к учебе, а это и есть одна из основных целей педагога.