Полный текст статьи
Печать

Сегодня использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить эффективность образования. Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может в своей работе не учитывать столь стремительного совершенствования информационных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии.

Сегодня в практику работы учителя биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием   информационно-  коммуникационных    технологий для педагогов открываются новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса к изучаемому предмету.

Информационно-коммуникационные технологии вносят значительные изменения в организацию процесса обучения:

  • применение     информационных  технологий  делают занятия более наглядными и интересными;
  • позволяют довести до учащихся огромный поток информации, развивая при этом зрительную память, акцентируя внимание на важных объектах; сочетание текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения "включает" максимальное количество видов памяти: слуховую, эмоциональную, зрительную;
  •  способствуют более  рациональной организации познавательной деятельности школьников,   что  ведет к экономии времени урока;
  • использование информационных технологий   на  уроках  биологии способствует повышению успешности обучения за счет новизны деятельности;
  • значительно повышается мотивация обучаемых;
  • компьютер позволяет изучать процессы и явления на микро и макро уровнях, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
  • появляется возможность представить для изучения различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

 Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках   биологии можно свести к трем основным этапам классического комбинированного урока:

  1. Контроль знаний
  2. Объяснение нового материала
  3. Закрепление изученного материала

   Для осуществления контроля знаний, и для проведения   компьютерного тестирования, составляется порядка 3-4 варианта компьютерных тестов, состоящих из 5-10 вопросов по изученной теме. Уровень сложности тестов может варьировать в зависимости от поставленной цели: может быть базового уровня для соответствующей группы учащихся или   включать задания более сложного уровня. Например, можно предложить тест базового уровня по теме "Гибридологический метод. Первый и второй закон Г. Менделя» (фрагмент)

1. Совокупность генов полученных от родителей

А. кариотип   Б. фенотип    В. генотип Г. геном

2. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей

А. кариотип   Б. фенотип    В. генотип   Г. геном

3. Первый закон Г. Менделя

А. закон расщепления признаков в соотношении 3:1

Б. закон единообразия первого поколения

В. неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков

Г. промежуточное наследование при неполном доминировании

4. Второй закон Г. Менделя

А. закон расщепления признаков в соотношении 3:1

Б. закон единообразия первого поколения

В. неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков

Г. промежуточное наследование при неполном доминировании

5. Особи, не дающие расщепления в потомстве

А. гомозиготы Б. гетерозиготы В. особи с доминантными признаками      Г. особи, образующие два типа гамет

Кроме тестов, предложенные для компьютерной проверки знаний задания могут быть в виде:

  • биологического диктанта
  • графического диктанта
  • заданий типа "Убери лишнее" и т.д.

Для проверки знаний могут использоваться как задания, составленные учителем самостоятельно, так и задания, предлагаемые в мултимедийных пособиях по предмету. Так, в частности в пособиях на DVD-дисках  «Биология человека», «Ботаника 6-7 кл», «Зоология 7-8 кл»,  «Анатомия. Физиология. Гигиена. 8-9 кл.», «Виртуальная лаборатория по биологии», виртуальная школа Кирилла и Мефодия предлагаются различные варианты задания для контроля знаний.

Проверка выполнения заданий учащимися может осуществляться разными способами:

  • самим компьютером (в случае использования готовых заданий в мультимедийных пособиях);
  • непосредственно самим учителем по мере выполнения заданий или после того как учащийся сохраняет результаты выполненной работы в компьютере или на любом электронном носителе ;
  • назначенным из числа учеников консультантом ;

При объяснении нового материала использую готовые мультимедийные пособия. Преимущество уроков на электронных носителях в богатстве иллюстративного материала, достойно заменяющего любую таблицу, кроме того, анимационные возможности и видеофрагменты добавляют яркости уроку. (ЦОРы отличает большое разнообразие теоретического материала, огромный выбор медиаиллюстраций, тестов и проверочных заданий). Использование образовательных ресурсов сети Интернет позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии, обеспечивает нас интересными сведениями, рисунками, схемами, фотографиями, аудио и видеофрагментами, касающимися жизни и развития растений, животных, человека.

 Использование мультимедийных презентаций дает возможность проявить собственное творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока.

В качестве закрепления    полученных знаний использую основной теоретический материал с вопросами, иллюстрациями, схемами, логические цепочки, которые воспроизводятся на экране с помощью мультимедийного проектора.

  Таким образом, использование   информационных технологий дает возможность накопить дидактический материал в электронном виде, а также подойти к вопросу обучения предмету с качественно новой стороны. Использование ИКТ повышает интерес   учащихся к учебе, а это и есть одна из основных целей педагога.