Полный текст статьи
Печать

Необходимость компьютеризации в образовании признана приоритетным направлением развития образовательной системы Российской Федерации. Разработана федеральная программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (ФЦП РЕОС), однако где и как применять современные информационные технологии, каким образом оценить степень их целесообразности, а также возможность избежать негативных последствий является наиболее сложной частью решения этой задачи. Несмотря на большое количество публикаций и создание множества программных систем для организации поддержки обучения (количество которых стремительно растет), значительного влияния на традиционный процесс обучения они не оказывают. Работы по включению компьютерных технологий в образовательный процесс ведутся уже более сорока лет. Тем не менее, в последнее время появился ряд новых факторов, которые начинают оказывать все большее влияние на требования, предъявляемые к разрабатываемым информационно-образовательным средам. К их числу относится, прежде всего, создание национальных исследовательских университетов, реализующих уровневую подготовку специалистов. Здесь необходимо использовать информационные технологии для обеспечения как учебно-методической, так и научной составляющей подготовки. Поэтому в состав такой среды должны быть введены электронные образовательные площадки, поддерживающие самостоятельную работу студентов. Кроме того, в связи с требованиями ФГОС к формированию личностных, предметных и метапредметных компетенций повышается значимость для студента самостоятельной работы. Совершенно очевидно, что введение новых образовательных стандартов, отражающих данную тенденцию, предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки будущих профессионалов, но и поиска инновационных способов организации образовательного процесса с целью повышения мотивации студентов к самостоятельной работе. В решении данного вопроса все большая роль отводится электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям. В связи с этим становятся актуальными выбор, научное обоснование и успешная практическая реализация технологических платформ электронного обучения, обеспечивающих, с одной стороны, возможность эффективной трансформации традиционных дидактических процедур учебного процесса, с другой – развитие самостоятельно и критически мыслящих, мобильных, творчески активных личностей, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности. Обращение к проблеме мотивации студентов вуза к самостоятельной работе на электронно-образовательной площадке LMS Moodle обусловлено ее недостаточной разработанностью в педагогической науке в условиях существующей потребности образовательной практики в средствах, обладающих богатым педагогическим потенциалом, позволяющим оптимизировать мотивацию студентов к самостоятельной работе, как следствие, повысить качество образовательного процесса [2].

Актуальность исследования определяется наличием противоречий между: – компетентностными требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке будущих специалистов, и реальной организацией образовательного процесса в вузе, основанной на традиционном подходе к пониманию сущности и функций самостоятельной работы студентов и мотивации к ней; – высоким потенциалом электронной обучающей среды LMS Moodle в мотивации самостоятельной работы студентов и недостаточным его использованием в современном вузе в условиях сокращения аудиторных часов и увеличения внеаудиторной учебной нагрузки в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Система Moodle является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов. Дистанционное обучение на платформе Moodle предполагает основные формы обучения в режимах онлайн и оффлайн. Обучение в данной системе обладает рядом существенных преимуществ: гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте; дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания; экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения. В основе такой системы заложен метод обучения «природный процесс обучения» (natural learning manner), позволяющий проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных средств, создания единой образовательной среды [1].

В теории и практике высшего образования формированию и развитию мотиваций уделяется достаточно большое внимание. Именно в профессиональной мотивации специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Изучение структуры практико-ориентированной мотивации студентов вузов, знание мотивов, побуждающих к самостоятельной работе, позволяет психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор форм самостоятельной работы студентов.

Цель нашего исследования заключалась в необходимости выявить педагогические условия эффективного использования электронно-образовательной площадки LMS Moodle как средства мотивации студентов вуза к самостоятельной работе.

Объектом исследования выступили студенты ЕИ КФУ 1-2 курсов в количестве 100 респондентов.

Нами было проведено исследование на предмет изучения мотивации к самостоятельной работе у студентов 1 курса, обучающихся по традиционной технологии, и студентов 2 курса, обучающихся с помощью электронно-образовательной площадки LMS Moodle.

На первом этапе проводилось исследование текущего состояния самостоятельной работы и уровня мотивации к ней студентов 1 курса с целью определения основных трудностей ее организации при традиционном подходе. Уровень мотивации у студентов 1 курса к выполнению самостоятельной работы оказался достаточно низки. К примеру, из 50 респондентов, только у 18% показатель мотивации был на высоком уровне, у 28% - средний показатель мотивации, 54% респондентов с низким уровнем мотивации к самостоятельной работе. Все это свидетельствует о несформированности у студентов положительной мотивации к выполнению самостоятельной работы в традиционной системе обучения. Вероятнее всего современные студенты более нацелены на интерактивные виды деятельности.

На втором этапе нами были исследованы на предмет мотивации к самостоятельной работе студенты 2 курса, обучающиеся с помощью электронно-образовательной площадки LMS Moodle.Уровень мотивации к самостоятельной работе у этих студентов распределился следующим образом: высокий показатель мотивации студентов к самостоятельной работе был выявлен у 16% респондентов, средний показатель у 64% респондентов, низкий показатель у 20% респондентов.

Таким образом, данные результаты говорят о том, что студенты, работающие преимущественно с дистанционными формами обучения, показывают более высокие показатель мотивации к выполнению самостоятельной работы. Так, как LMS Moddle предлагает новые подходы к организации самостоятельной работы студентов. Она предусматривает различные формы активности студентов, самоопределения, коллективного и группового взаимодействия обучающихся с преподавателями. Способствует совершенствованию видов самостоятельной работы, индивидуализации учебной деятельности и выработки индивидуального познавательного стиля, личностного развития и повышения уровня профессиональной компетентности будущих специалистов, раскрытия их аксиологического, гносеологического и творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС.