Полный текст статьи
Печать

Стандарты второго поколения ставят перед педагогами задачу определения не только предметного, но и метапредметного и личностного   результата.  При этом под личностным результатом Стандарты понимают мотивы деятельности, систему ценностных отношений учащихся. Внимание акцентируется, прежде всего, на самоопределении личности ученика, смыслообразовании, ценностной и морально-этической ориентации. Сегодня, когда идёт процесс массового внедрения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях, наблюдается противоречие между требованиями к результатам овладения личностных универсальных учебных действий и отсутствием единых измерителей личностных результатов учащихся.

Доцент, педагог-психолог Лиознова Е.В. считает, что оценка личности понятие субъективное. «Раз речь идет о мнении, будем помнить, что оно, по определению, субъективно (так как вся психика – субъективное отражение объективного мира). Поэтому желательно использовать разные мнения или создавать стандартизованные инструменты (тесты), которые минимизируют субъективность трактовки результатов и специально проверяются на валидность (мера соответствия того, насколько методика и результаты соответствуют задачам исследования)». [4].  Оценивание личностных результатов ориентировано на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Поэтому измерение в этой области позволит ОО поднять их эффективность. «В современных условиях информатизации уменьшается значение для жизни человека приобретения знаний «впрок». Более успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а большую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели, находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Поэтому отслеживание личностных результатов развития становится все более актуальным именно в наше время» [4]

     В требованиях Стандарта к личностным результатам можно найти достаточно много традиционных понятий, содержание которых достаточно хорошо разработано и описано в общей, педагогической и социальной психологии, педагогике и социологии. В их числу можно отнести такие понятия, как самоопределение, мировоззрение, идентичность, мотивация, ценностно-смысловые установки личности и др. Эти понятия достаточно хорошо изучены и описаны в психологии. В данном вопросе следует учитывать также и то, что для этих понятий существует целый арсенал диагностических средств, которые в принципе можно использовать для их оценки в рамках создаваемой системы оценки личностных результатов.

          Встал вопрос о модернизации системы мониторинга, в связи с появлением новых требований к  результатам, в частности к метапредметным и личностным. Система мониторинга личностных результатов призвана решить следующие задачи:

- Оценить изменения качественных показателей явлений и процессов воспитывающей среды ОУ;

- Создать информационные условия для формирования целостного представления о состоянии системы воспитания в ОУ;

- Оценить динамику качественно-количественных изменений личности, позволяющей выявить их характер за определенный промежуток времени и факторы, обусловившие эти изменения;

- Выявить  факторы, связанные с особенностями процесса образования или социального окружения, оказывающие влияние на образовательные достижения учащихся;

- Выбрать наиболее эффективные технологии мониторинга сформированности личностных результатов.

Для проведения мониторинговых исследований существенным и важным является вопрос о том, в каких классах каждой ступени обучения проводить оценку личностных результатов. Так как мы рассматриваем систему мониторинга в основной школе, то наши предложения по этому вопросу сводятся к следующему:

1.      Входной контроль.  Его целесообразно проводить в первом полугодии 5 класса, на этапе перехода в основную школу. Кроме того, входной контроль есть своего рода точка отсчета, которая позволит нам наблюдать динамику развития.

2.      Промежуточный контроль. Проводится обычно в середине или конце 7 класса, т.к.  этот период обычно характеризуется началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

3.      Итоговый контроль. Является результатом и проводится в середине или конце 9 класса, т.е. на этапе завершения основного общего образования. В период с 7-го по 9-ый классы происходят изменения, соответствующие старшему подростковому возрасту. Эти изменения существенны с точки зрения показателей развития.

Мы используем следующие методы исследования в качестве инструментария для определения сформированности личностных результатов.

  1. Наблюдение;
  2. Тестирование, анкетирование;
  3. Альтернативные методы исследования;
  4. Портфель достижений ученика;
  5. Оценка уровня развития личности.

Все вышеперечисленные методы достаточно известны педагогам. Давайте подробнее остановимся на альтернативных методах исследования. К их числу могут относиться испытания в форме эссе, защиты исследовательских проектов учащимися, научных экспериментов, дебатов, ток-шоу, различных презентаций, дискуссий, ролевых игры, художественных работ учащихся, являющиеся практическими результатами их деятельности. Такие формы как Дебаты и различные Ток-шоу не только помогаю научить школьников рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии, но их можно еще использовать как ключевые мероприятия для определения сформированности коммуникативных личностных результатов. Планируя воспитательную работу на учебный год, мы определяем некоторые мероприятия в качестве ключевых. В процессе проведения ключевого мероприятия Экспертный совет (заранее назначенный) фиксирует свои наблюдения за особенностями поведения обучающихся в Карте наблюдений. Среди критериев оценки выбраны следующие:

1. Поведение

- проявляет активность, инициативу, открытость;

- опирается на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор;

- регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями;

- оценивает жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносит их с общепринятыми нормами и ценностями;

- оценивает (поступки) в предложенных ситуациях, отмечает конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

2. Особенности общения

- проявляет контактность, доброжелательное отношение в общении;

- принимает другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

- длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением;

3. Мотивация

- проявляет заинтересованность содержательной стороной деятельности  (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство);

- проявляет заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

- проявляет заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью).

 Карта наблюдений содержит аналитический материал, на основе которого можно делать определенные выводы.

       В течение нескольких лет мы изучаем уровень воспитанности ученика. Воспитанностьэто интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает, как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В качестве базовых были выделены следующие показатели сформированности уровня воспитанности:

1. мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим;

2. система ценностей, выраженная в различных сферах интересов;

3. уровень интеллектуального развития, круг познавательных интересов;

4. уровень сформированности нравственной культуры;

5. уровень развития коммуникативных умений и навыков;

6. направленность личности (на себя, на общение, на дело);

При изучении воспитанности особое внимание следует уделять выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Обсуждение результатов диагностики, определение перспектив целесообразно проводить на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом совете. Об основных результатах исследования информируют родителей и воспитанников. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющимися показателями по предыдущему периоду, строится график личностного роста и диаграммы уровня развития классного коллектива. По результатам мониторинга классный руководитель может наблюдать, в каких областях ему, прежде всего, необходимо работать – ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются на будущее вперед.

За основу мониторинга уровня воспитанности нами взята методика Н.П. Капустина (Приложение №1), так как она, по нашему мнению, максимально близка к требованиям к личностным результатам ФГОС. В ней отражены такие критерии как:

  1. Любознательность \эрудиция
  2. Трудолюбие
  3. Бережное отношение к природе
  4. Отношение к школе
  5. Красивое в жизни школьника
  6. Отношение к себе

Этапы реализации системы мониторинга личностных результатов в МОБУ СОШ № 19:

  1. Нормативно-установочный. Были утверждены цели и задачи мониторинга личностных результатов, его основные показатели и критерии,  комплект диагностических методик.

Исходя из того, что мониторинг это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо объекта, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения, была сформулирована цель:

- Отслеживание процесса развития личности обучающихся основной школы для проектирования и своевременной корректировки воспитательной среды  в ОУ;

Задачи:

- Определение уровня сформированности личностных характеристик каждого ученика;

- Определение уровня сформированности личностных характеристик целого класса;

- Определение проблемных зон и разработка на этой основе комплекса мероприятий, способствующих формированию тех или иных качеств личности;

- Анализ и коррекция задач, направленных на   совершенствование воспитательного процесса в ОУ;

           На начальном этапе перед учителями стояла задача вычленить те показатели развития личности, которые будут предметом мониторинга. За основу был взят Портрет выпускника основной школы. Были предложены следующие показатели:

- Оценка уровня сформированности  гражданского самосознания;

- Оценка уровня коммуникативных навыков учащихся;

- Оценка уровня школьной мотивации;

- Оценка сформированности жизненных ценностей;

- Оценка ориентации на здоровый образ жизни;

- Оценка уровня толерантности.

Так были разработаны следующие способы фиксирования результатов:

- Дневник наблюдений классного руководителя;

- Карта наблюдений за особенностью поведения личности (по итогам "ключевого" мероприятия - КМ);

- Информационная карта воспитанности ученика;

- Шкала оценивания Портфеля достижений.

Следующим этапом был разработан был составлен календарный план-график проведения основных мониторинговых процедур в течение учебного года

В качестве инструментария были выбраны следующие мероприятия:

 

Метод оценки

Класс

Ответствен-ный

Сроки проведения

Самоопределение

-Анкета "Сформированность гражданского самосознания"

7,9

Педагог-психолог

Декабрь

-Анкета "Сформированность толерантности школьника"

6

Декабрь

- Эссе "Какой я вижу свою будущую семью?"

6,7,8

Учителя литературы

Январь

Смыслообразование

-Анкета "Сформированность коммуникативных навыков учащихся"

5,7,9

Педагог-психолог

 

Ноябрь

 

-Анкета "Школьная мотивация"

5

Ноябрь

- Анкета "Что вы знаете о ЗОЖ?"

7,9

Учитель биологии

Октябрь

Морально-этическая ориентация

- Анкета "Изучение жизненных ценностей"

6,7,8

Педагог-психолог

 

Февраль

-КМ  Дебаты "Кто голосует за смертную казнь?"

10-11

Февраль

-КМ Ток-шоу "Какого человека можно назвать красивым?"

8,9

Педагог-организатор

Март

Презентация Портфеля достижений

5,6,7

Классный руководитель

Март

Оценка уровня развития личности

Уровень развития личности по методике Н.П. Капустина

5-9

Педагог-психолог

Май

2. Аналитико-диагностический этап. Организован сбор информации с помощью подобранных методик, произведена количественная и качественная обработка полученных результатов, выработана стратегия оценки уровня полученных результатов. Получаемая информация может найти широкое применение в работе педагога, так как благодаря ей  он получает возможность:

- отслеживать и корректировать развитие личности подростка;

- спланировать индивидуальную педагогическую работу с отдельными детьми;

- грамотно составить воспитательную программу класса;

- выбирать эффективные формы и технологии проведения воспитательных мероприятий;

- обеспечить эмоциональную комфортную образовательную среду для каждого ребёнка и др.

А также в качестве аналитического материала для администрации по созданию эффективной образовательной среды в ОУ.

3. Прогностический этап.  Осуществлено прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития системы мониторинга сформированности личностных результатов  в соответствии с полученным уровнем и причинно-следственным анализом состояния объекта мониторинга, разработан план педагогических коррекционных мер.

На данном этапе был сделан вывод, что уровень сформированности личностных результатов не всегда наглядно проявляется в ходе анкетирования, и наоборот, названные нами "альтернативные" методы, помогают полнее раскрыть личностные качества подростка. Необходим выход на более высокий творческий уровень оценивания. Было принято решение продолжить работу по отбору эффективных технологий альтернативного оценивания.

4. Итогово-диагностический этап. На данном этапе определена степень эффективности, результативности мониторинга сформированности личностных результатов у обучающихся основной школы.

Таким образом, созданная и апробированная  система внутреннего мониторинга сформированности личностных результатов  позволила, с одной стороны, дать  оценку их сформированности у обучающихся, с другой стороны,  устанавливать эффективность управления воспитательной деятельностью ОУ. На основании полученных результатов сформулированы методические рекомендации по повышению эффективности  образовательной среды в основной школе.

Приложение 1

Диагностика уровня воспитанности школьников (методика Н.П. Капустина)
Анкета для учащихся 6–9-х классов

        Уровень воспитанности обучающихся – это степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств их личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по шкале: высокий, хороший, средний, низкий уровень сформированности.

Инструкция: оцените степень выраженности качеств личности обучающегося по 5-балльной шкале, где:

  • 5 – качество личности присутствует у обучающегося всегда;
  • 4 – часто;
  • 3 – иногда;
  • 2 – редко;
  • 1 – никогда.

Если какое-то качество затрудняются оценить, то оценка не ставится.

Качества личности и их показатели

Оцениваю сам

Оценивают родители

Оценка кл. рук-ля

 

итого

1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию:

- Мне интересно учиться;

 

 

 

 

- Я всегда выполняю дом. задание;

 

 

 

 

- Я стремлюсь получать хорошие оценки;

 

 

 

 

- Я люблю читать;

 

 

 

 

- Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

 

 

 

 

2. Сформированность мотивации к обучению и познанию:

- Я стараюсь в учебе;

 

 

 

 

- Я внимателен;

 

 

 

 

- Я помогаю другим  и сам обращаюсь за помощью;

 

 

 

 

- Я занимаюсь регулярно без пропусков;

 

 

 

 

- Чтобы чего-то достичь нужно трудиться;

 

 

 

 

3. Социальные компетенции, личностные качества:

- Я выполняю правила для учащихся;

 

 

 

 

- Я выполняю правила внутришкольной жизни;

 

 

 

 

- Я участвую в делах класса и школы;

 

 

 

 

- Я добр в отношениях с людьми (одноклассниками)

 

 

 

 

- Я люблю учится вместе с одноклассниками

 

 

 

 

- Я рад что учусь в школе

 

 

 

 

- Я бережлив к результатам труда другого человека;

 

 

 

 

- Я сам себя обслуживаю;

 

 

 

 

- Я делаю все красиво и аккуратно;

 

 

 

 

- Я выполняю правила работы;

 

 

 

 

4. Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- Я люблю и помогаю родным

 

 

 

 

- Я помогаю старым людям

 

 

 

 

- Я доброжелательный к людям

 

 

 

 

 5. Сформированность основ гражданской идентичности:

-  Я люблю свою Родину

 

 

 

 

-  Я уважаю традиции своего народа

 

 

 

 

-  Я уважаю людей другой национальности;

 

 

 

 

- Я добрый и отзывчивый, готов прийти на помощь;

 

 

 

 

- Я общительный и вежливый;

 

 

 

 

- Я всегда честен;

 

 

 

 

6. Я (отношение к себе):

- Я сам управляю своим поведением;

 

 

 

 

- Соблюдаю санитарно-гигиенические правила;

 

 

 

 

- Забочусь о здоровье;

 

 

 

 

- Умею правильно распределять время на учебу и отдых;

 

 

 

 

- У меня нет вредных привычек;

 

 

 

 

7. Я и природа:

- Я берегу землю;

 

 

 

 

- Я берегу растения;

 

 

 

 

- Я берегу животных;

 

 

 

 

- Я берегу природу;

 

 

 

 

Самооценка учащегося, оценки родителей, учителей суммируются, выводится итоговый балл по каждому качеству личности ученика и вписывается в последнюю колонку таблицы. Из этих баллов выводится средний балл по каждому качеству личности ребенка. В результате каждый ученик 6–9-х классов имеет 7 оценок. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)