Чтобы грамотно писать, нужно овладеть основными принципами русской орфографии. Таких принципов три: фонетический, морфологический и традиционный. Овладение каждым из них имеет свои особенности и свои сложности и предполагает наличие у ребенка необходимых для этого предпосылок. Если такие предпосылки отсутствуют или сформированы в недостаточной степени, то школьник неизбежно встречается с серьезными трудностями при овладении грамотой.
Проблема ошибок письма должна быть решена в основном уже в дошкольном возрасте. Каждый, приходящий в школу ребенок, должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма и грамматики предпосылками. К числу таких предпосылок, которые уже неоднократно нами здесь назывались и рассматривались, но которые необходимо систематизировать, относятся следующие:
- четкая слуховая дифференциация всех звуков речи;
- правильное произношение всех звуков речи, особенно в плане отсутствия замены одних звуков другими;
- владение простейшими, доступными детям дошкольного возраста видами звукового анализа слов;
- наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при отсутствии к тому же искажений звуко - слоговой структуры слов;
- отсутствие аграмматизмов в устной речи, свидетельствующее о сформированности у ребенка грамматических систем;
- достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа;
- достаточно развитая тонкая ручная моторика;
- желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма.
Если все названные предпосылки письма будут сформированы у ребенка в дошкольном возрасте, то он придет в школу подготовленным к овладению как самим процессом письма, так и довольно сложными правилами русской грамматики. Такой ученик под руководством учителя будет в состоянии постепенно «сложить» все эти предпосылки в стройную систему, которая по сути дела и будет представлять собою вполне понятный для него свод правил русской грамматики.
Актуальность опыта работы.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующее затруднение – у младшего школьника недостаточно развиты мыслительные процессы, необходимые для овладения грамотной речи.
В данном опыте решены следующие проблемы:
– представлена методика работы над словом в период обучения грамоте;
– рассмотрены особенности работы над словом как средство развития речи.
Задачи, решаемые в эксперименте:
– научить младших школьников пользоваться языковым богатством, познавать его, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
– развивать наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;
– обеспечить успех для каждого ребенка;
– изучить и описать методику работы над словом в период обучения грамоте;
– определить формы и методы работы над словом в период обучения грамоте.
Технология эксперимента:
Учитывая все это, нами была систематизирована работа над словом в период обучения грамоте, как одно из средств развития речи младших школьников. Для решения задач, поставленных в опыте, необходима планомерная работа учителя и учащихся. В работе над словом в период обучения грамоте выделено четыре этапа:
- Аналитико-синтетический.
- Обогащение словарного запаса первоклассников.
- Синтаксический.
- Работа над словом в тексте.
Особое внимание уделялось точному выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и, конечно, говорения. Усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за ними явлений (речь, язык, слово, звук, текст, буква) осуществляется на уровне первичных и общих представлений. В их усвоении ученикам оказывает заметную помощь наглядность, особенно графическая, в виде схем слов, предложений, слогов. Начинается простейшее моделирование: дети учатся анализировать и строить предложения, слова, слоги.
В подготовительный период обучения грамоте используются различные виды работ с учащимися, используя занимательные и игровые моменты:
- Протяжное произношение «интонирование» каждого звука в целом слове, на данном этапе на основе заданной модели (то есть такой модели, в которой уже обозначено количество звуков и задача ребенка – услышать каждый звук). Дети произносят вместе с учителем первый звук в слове: «с-с-с-с-с-ом», второй «с-о-о-о-о-о-м», третий «с-о-м-м-м-м-м». Выделяя каждый звук в целом слове, учитель вместе с детьми должен фиксировать это в модели слова (как бы «поселять» звуки – модели – квадратики – в модель слова, имеющую ячейки соответствующие количеству звуков).
- Слог как произносительная единица речи. Произносим слово МАМА, рот открываем два раза, а когда произносим слово МОСТ, рот открываем один раз. «Почему же мы рот открывает два раза в слове МАМА, только один произнеся МОСТ, может это зависит от того, какие звуки работают в наших словах?». Анализируя условия произношения первого и второго звука в слове МАМА приходят к выводу, что мы их произносим по разному. Первый звук произносим сомкнув губы – рот смыкается, по этому такой звук можно назвать ртосмыкателем. Второй звук произносим открывая рот, воздух проходит свободно без препятствий – поэтому такой звук можно назвать ртооткрывателем. Вывод: В слове МАМА два ртосмыкателя и два ртооткрывателя. Поэтому при произнесении слова МАМА рот открывается два раза.
Вывод: Сколько в слове гласных (ртооткрывателя), столько и слогов. Основную проблему в слогоделении представляют слова с сочетанием согласных звуков. На этом этапе достаточно заключить простой договор: в таких случаях мы будем присоединять один согласный к предыдущему гласному звуку, а второй согласный - к последующему гласному.
Для фиксации действия выделения слогов в слове применяются особые графические средства: точки под гласными, фиксирующие внимание на них, и дужки, объединяющие звуки в слог. В результате слово будет поделено на слоги вертикальными линиями.
Речь. Предложение.
Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений; составление предложений по серии картинок; рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ; творческое свободное рисование на сюжет сказки.
Способ определения количества слов в высказывании. Игровой сюжет: каждый предмет существует отдельно. Между (перед) предметами можно поставить другие предметы. Вывод: так, перед словом всегда можно вставить другое слово, вопрос. Пробел:в письменной речи остановка. От какого слова оно могло родиться, что означает? Белый – про-бел, белое место на бумаге.
Анализ.
- Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчетливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы-ллло,ша-ррр).
- Выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном уроке. Я использую несколько приемов первичного выделения нового звука:
а) выделение из предложения звука – слова;
в) выделение согласного звука из закрытого слога (аааммм-ам,сааа-ммм);
г) выделение согласного звука из открытого слога (Шшшуу-ра,Ссааа-ша);
д) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, : ю-ла, я-ма;
е) перечисление слов с одинаковым начальным звуком (стол, стул, сом); - Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава.
- Анализ образования звука, его артикуляция, точнее работа над дикцией.
Ребенок, не полностью овладевший фонетическим принципом письма, является сигналом «стоп» в отношении возможности перехода к усвоению морфологического принципа письма, связанного с изучением грамматических правил. О какой грамматике может идти речь, если ребенок не разобрался еще в звуках и буквах и в порядке их следования друг за другом?