Основной формой обучения в начальной школе в современных условиях по-прежнему остается традиционный урок, при этом приоритетом является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развивая у младших школьников познавательный интерес, ответственное отношение к своей деятельности и ее результатам. Достижение этой цели возможно благодаря формированию УУД. Однако их формирование невозможно, если урок организован по-старому. На современном уроке учитель должен работать над формированием 4 групп результатов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Нам следует перейти от традиционной технологии к целенаправленному и планомерному формированию УУД.
Чтобы понять, в чем отличие современного урока, попытаемся понять смысл изменений, связанных с проведением урока. Различается прежде всего деятельность обучающихся на уроке. Дети из пассивных исполнителей указаний учителя на уроке традиционного типа в современных условиях ФГОС становятся активными, действующими самостоятельно учениками, умеющими ставить цели, планировать, оценивать, анализировать собственную деятельность и деятельность других обучающихся.
Современный урок русского языка, как и другие уроки, начинается с организационного момента. Мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые использую сама и считаю их важными при формировании УУД. При подготовке к уроку каждый из нас должен думать о том, что я должен сделать, чтобы повысить интерес к учебному материалу, чтобы ученик захотел учиться и понимал, зачем это ему надо. Повышение интереса можно достигнуть приемом неожиданного начала урока или по-другому я назвала его приемом лирических отступлений, который формирует коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. В чем он заключается? Начало урока должно быть ярким, интригующим. Для того чтобы это произошло, всегда думаю, как бы детей удивить, привлечь их внимание. Использую разные цитаты известных людей, читаю стихотворения-размышления, рассказываю интересные истории, притчи, которые помогают прийти детям к выводу о необходимости получения качественного образования. Дети сами начинают понимать, что знания им необходимы, как воздух, а чтобы их получить, надо уметь слушать учителя и окружающих, уметь молчать на уроке, оценивать свою деятельность и других детей и т.д. Приведу пример такого начала.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…
Прочитав отрывок из оды М.В. Ломоносова, делаю театрально паузу, чтобы дети поняли смысл услышанного. Затем задаю вопрос: «Как вы понимаете смысл этих строк?» Дети активно начинают высказывать свое мнение и приходят к тому, о чем я писала выше: чтобы стать успешным человеком, надо уметь молчать и слушать окружающих…
Раз начали с интриги, надо постараться удержать интерес в течение всего урока. Добиться этого помогают, конечно, интересные приемы. Во время демонстрации ранее изученного материала использую тесты, графические диктанты, экспресс-опросы, различные игры, например: «Кто быстрее?», «Корректор», «Лингвистическая дуэль» и многие другие. Остановлюсь на «Графическом диктанте», при котором ученики не записывают слова, предложения, а только графически обозначают изученные орфограммы, значимые части диктуемых слов, члены предложения, структуру предложений и т.д. Например, тема «Род имен существительных». Предлагаю не более 10 слов: солнце, земля, день, тетрадь, окно, трава, село, мама, папа, смелость. Дети их обозначают знаками:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
с ж м ж с ж с ж м ж
Перед проведением диктанта оговариваем с детьми критерии оценивания (алгоритм): за 9-10 правильных ответов ставим «5»; за 8 – «4»; за 6-7 - «3», за 5 – «2». После проведения диктанта проводим самооценку или взаимопроверку путем обмена тетрадями, после которой – взаимооценивание. При использовании этого приема формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.
Очень нравится моим ученикам «Лингвистическая дуэль», которую я придумала сама. В чем суть этого приема? Вызываю к доске одного ученика, даю ему индивидуальное задание, например: выполнить фонетический разбор слова. Он вызывает на поединок другого обучающегося, равного себе по уровню знаний. Это оговаривается перед дуэлью, как и последующее оценивание, которое проводят секунданты - ученики класса. Пока оба выполняют индивидуально задания у доски, все остальные в это время не следят за ходом выполнения заданий, а включаются в «Экспресс-опрос»: задают друг другу вопросы-ловушки по ранее изученным темам. Используя этот прием, мы организуем диалог, учим детей правильно составлять вопросы, тем самым формируем все УУД. После окончания работы дуэлянтов секунданты оценивают каждого с помощью «Светофора», сигнальных карточек разного цвета: зеленый цвет обозначает все правильно, красный – неправильно, желтый – сомнение в правильности. При этом они и озвучивают свою оценку, определяют победителя, а дуэлянты соглашаются или не соглашаются с их мнением.
Важным этапом урока является постановка новой учебной задачи, где дети сами формулируют тему урока, ставят цели и задачи, которые помогают формированию УУД.
Во время решения новой учебной задачи использую прием создания проблемной ситуации. Он всем известен. Отвечая на проблемный вопрос учителя, путем различных умозаключений дети приходят к решению проблемы, делая определенный вывод, который сравнивается впоследствии с правилом, данным в учебнике. Например, тема «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих». На доске записаны слова: нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш.
- Прочитайте слова. (Дети читают)
-Произнесите звуки. Которые вы услышали на конце каждого слова.(Называют звуки)
-Что вы знаете об этих звуках? (Они шипящие)
-А что необычного вы заметили в написании данных слов? (Создается проблемная ситуация и дети озвучивают свои предположения: некоторые слова пишутся с Ь знаком, а некоторые – без Ь знака)
- Определите род этих имен существительных.
- Что вы заметили? (На конце имен существительных мужского рода после шипящих Ь знак не пишется, а на конце имен существительных женского рода после шипящих пишется)
- Сделаем вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется Ь знак.
- А теперь прочитаем правило в учебнике. (Дети читают про себя)
- Что заметили интересного? (Мы оказались правы)
В конце урока тоже важно дать детям загадку, удивительный факт, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на следующем уроке. Например: «Сегодня мы познакомились с правописанием Ь знака на конце имен существительных после шипящих, а завтра начнем разговор об их падеже. Как вы думаете, что это такое?» Можно выслушать ответы детей, но при этом сохранить интригу, не комментируя их высказывания. «Ну, а что это такое в действительности, мы узнаем завтра…» - этими словами заканчиваю я свой урок.
Таким образом, используя эти методические приемы, можно добиться формирования всех УУД, тем самым научить ребенка учиться и стать в будущем конкурентноспособной личностью.