Полный текст статьи
Печать

В условиях реализации ФГОС второго поколения задача школы состоит в том, чтобы вовремя выявить, разглядеть способности ученика, поддержать его, развить, чтобы его таланты и способности были реализованы.

Все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями,но не все они развиваются. По Б.М. Теплову «Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека». В.В. Щорс выделяет такие виды одаренности детей:

 -  художественная одаренность (в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры, технике)

 -  творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонного мышления.

 -  социальная (лидерская) одаренность — исключительная способность выстраивать долговременные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

- интеллектуальная и академическаяодаренность — способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты.

 - двигательная (психомоторная) одаренность — исключительно спортивные способности.

 - духовная одаренность связана с моральными качествами, альтруизмом.

 - практическая одаренность проявляется в том, что люди, которые с большим успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни (не обязательно на работе), доминируют в решении проблем, где задействовано абстрактное мышление, и академические способности не всегда указывают на интеллект.

 Понятие «одаренность» как однокоренное от слова «дар», по Н.С. Лейтес, означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития, то есть признает наличие определенных талантов у каждого ребенка. С этой точки зрения любой «педагог должен не только овладеть необычными учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность», опираясь на знание характерных признаков детской одарённости.Задачи педагога в работе содарёнными детьми - создание ситуации успеха, повышать интеллектуальную нагрузку, организация внешкольной занятости. Внеурочная деятельность является той сферой, в условиях которой можно максимально развить или сформировать потребности и способности каждого учащегося.

Первые шаги по выявлению одарённости учеников делаю с первых дней обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье и в детском саду, его увлечения, интересы и способности, на основе наблюдения, психологического тестирования, изучения индивидуальных особенностей.

Планирование работы строю на методологических принципах современной педагогики:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

 - принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

 - принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

При планировании использую следующие формы:

  1.  Выявление уровня творческих и индивидуальных возможностей, интересы и способности ученика.
  2.  Диагностические исследования для определения интересов, способностей и наклонностей детей.
  3.  Использование методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения одаренных детей.
  4. Организация мероприятий для повышения социального статуса талантливых и способных детей (участие в конкурсах, фестивалях).
  5. Проведение уроков творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, конкурсы знатоков, предметные КВН).
  6. Работа с родителями ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.

Еще в 1 классе отбираю детей в ансамбль для развития вокальных способностей. Созданный мною ансамбль «Звоночек» не раз становился победителем школьных вокальных конкурсов, дипломантом городских конкурсов «Поющая Туймаада» и «Бэби Шлягер», Игнатенко Алика лауреатом республиканского конкурса «Радуга земли Олонхо». Ансамбль «Серпантин» участник различных школьных и городских вокальных конкурсов «Поющее детство», «Поющая Туймаада», лауреат городского конкурса «Весенняя капель».

В классе также веду театральный кружок «Сказка». Ребята не раз становились призерами школьных конкурсов чтецов, инсценировок, конкурса ораторов. В 2014 году мои дети стали лауреатами городского конкурса «Поэт из страны Детства», где представили сказку К.Чуковского «Муха-Цокотуха». В составе школьного коллектива в 2015 году дети из моего кружка стали лауреатами городского фестиваля «Салют, Победа!», городского конкурса «Театральная весна», республиканского конкурса «Радуга Земли Олонхо». В марте 2016 г Прудецкая Наталья стала лауреатом Республиканского конкурса чтецов «Следуя за путеводной звездой».

У одарённых детей проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся включиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём стремлениек знаниям и открытиям, активному умственному труду. Для развития интеллектуальных способностей в течении ряда летведу факультативы «Занимательная математика», «Занимательный русский язык», «Проектная деятельность». Федина Евгения, Попов Артем, Касаткина Полина, ЯкуповаСамира, Корзинникова Яна, Мироновская Лена, Васильева Дарья, Галацан Ксения, Битяй Полина, Яковлева Ксения и Федотова Людмила становились призерами школьных олимпиад и интеллектуальных конкурсов, НПК. Каюмов Тимур и Васильева Даша стали дипломантами 1 степени Республиканской семейной НПК «Мир вокруг нас». Мои дети постоянные участники олимпиад и конкурсов Всероссийского образовательного портала «Продленка» и «Муравейник», «ЧиП», «Кенгуру».

Медведева Аня  - призер городских, республиканских и региональных соревнований по легкой атлетике, Коновалова Полина, Попов Артем, Матвеев Витя, Служеникин Данил- неоднократные призеры городских соревнований «Эрэл». В 2014-15 году спортивные секции в ДЮСШ посещали 40% детей. Это результат работы с родителями по выявлению и развитию детей со спортивными способностями.

 Большая работа проводится с родителями. Это тематические родительские собрания, круглые столы, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, запись детей на кружки и секции.Родители сами не раз становились участниками различных проектов. В школьном конкурсе «Битва хоров» участниками были и мои родители. В спортивных соревнованиях «Мама, папа и я», в интеллектуальных играх «Моя читающая семья» и «Математическая семья» родители активные участники. Игнатенко Е.Н. участница городской родительской НПК, Каюмова Н.В., Федина Т.В., Березовская Н.В., Васильева Н.В. участники и призеры Республиканской семейной НПК. Так родители поддерживают своих одаренных детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что выявление и воспитание одаренных детей занимает важную роль в становлении ребенка, как личности.  Я стараюсь строить учебную и внеурочную деятельность так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, их таланты реализовались в разных видах деятельности.