Полный текст статьи
Печать

Мы все знаем, что время уроков русского языка и чтения недостаточно, чтобы раскрыть индивидуальные способности детей к языку. Поэтому я решила использовать для этого кружок по развитию речи. Можно использовать для этого все предметы. На каждом предмете всегда нужно изучать соответствующие термины, научные слова, стиль.

Развитие речи – процесс творческий. Зависит от социальной среды, в котором находится ребенок. Вот чем объясняется разный уровень развития речи у детей. Основную роль играет семья, ее культурный уровень и образованность. Надо развивать гибкость ума, точность, выразительность, разнообразие речи.

Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний

 Овладение речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Мы, учителя начальных классов, часто наблюдаем, что некоторые дети замкнутые, отвечают только на вопросы взрослых, не умеют общаться. Некоторые этот факт принимают за скромность и тихий нрав. Но дело в том такой ребенок может замкнуться в себе, и его не будут интересовать мнения других людей, в конечном итоге пропадёт и интерес к людям, к жизни. Для того, чтобы раскрыть таких детей надо именно в непринужденной обстановке, где вся работа происходит в развлекательной, интересной, игровой форме. Такие условия мы создали на кружке «Развитие речи».

Мы поддерживаем мысль, что свободное владение русским языком должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных форм учебной работы - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Основа закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей каждого учителя.

Хорошо организованное внеклассное занятие даёт возможность глубже раскрывать богатство русского языка. На всех занятиях приобретают жизненные навыки, знакомятся с ситуациями в жизни, учатся самостоятельно подбирать и анализировать нужный материал, учатся добывать знания из других источников, пользоваться справочной литературой. Овладение широким словарным запасом является главным условием освоения языка, его грамматики и практического применения в жизни. 

 Основная цель кружка - развитие коммуникативной культуры учащихся. Главным принципом является занимательность. Занимательность является одним из условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Используются интересные для детей младшего возраста: сказки, пословицы, поговорки, загадки, игры, шарады, ребусы, картинки, мультфильмы и.т.д. Также проводим экскурсии по темам, по временам года.

Одним из эффективных средств, позволяющих решить проблему развития связной речи, является проектная деятельность. Используя проектную деятельность, учащиеся овладевают рядом языковых умений: учатся строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Эффективной формой проектной деятельности выступают квесты. Квесты изначально направлены  на развитие речи ребенка и могут предполагать любую тематику [1] .

Через включения детей в проектную деятельность были решены следующие задачи по развитию коммуникативно-речевых навыков:

– обогащение и активизация словаря детей за счет широкого охвата проблемы проекта,

 – развитие связной речи (диалогической и инициативной форм речи),

 – развитие планирующей функции речи за счет индивидуальных и коллективных форм работы,

 – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

По мнению Т.А. Макаренко при осуществлении проекта у детей развивается социальный аспект личности за счёт включения ее в различные виды деятельности [2]. В рамках проектов открылись замечательные возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности не только учащихся, но и родителей, посредством сопровождения обучающихся в поисках необходимой информации в книгах, журналах, Интернете, в оказании помощи в изготовлении продуктов проекта и подготовке к публичной презентации. В результате дети занимают места на конкурсах чтецов, выразительного чтения, каллиграфии, олимпиадах.